Характеристика налоговой системы РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение действующей налоговой системы РФ, выявление проблем и путей их решения.
Задачи работы:
1) изучение сущности и принципов налогообложения;
2) рассмотрение основных классификаций налогов;
3) анализ современной налоговой системы;
4) рассмотрение проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ..…………………………..5
1.1. Сущность и принципы налогообложения………………………………………..5
1.2. Сущность налога и его роль в формировании бюджета...……………………..15
2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ.……………………………………………………….18
2.1. История формирования системы налогообложения в РФ..……………………18
2.2. Общая характеристика современной налоговой системы РФ…………………24
3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ............................................................………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…..……………………………………………………………………...51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.…………

Работа содержит 1 файл

к.р. ФИНАНСЫ.doc

— 319.50 Кб (Скачать)

 

2.2. Общая характеристика налоговой системы РФ

 

Налоговая система в узком смысле данного понятия – это система налогов и сборов, установленных законодательством.

В широком смысле налоговая система – понятие, которое включает в себя:

- собственно систему налогов и сборов,

- совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих налоговые правоотношения, в т.ч. определяющих систему налогов, порядок их уплаты, порядок осуществления налогового контроля, а также компетенцию государственных органов, уполномоченных на осуществление налогового контроля,

- налоговые органы.

Налоговая система РФ является трехуровневой, что отражено в особенностях всех трех компонентов системы:

- разделение системы налогов и сборов на федеральные, региональные и местные налоги;

- разделение системы нормативно-правовых актов на акты федерального уровня, нормативные акты субъектов федерации и местного самоуправления (в рамках определенных законодательством полномочий);

- система налоговых органов, включающая в себя налоговый орган федерального уровня и его подразделения на уровне субъектов федерации и административно-муниципальных образований. 

Система налогов РФ представляет собой совокупность установленных законодательством налогов и сборов, перечень которых определен ст.ст. 12-15 Налогового кодекса. Данному вопросу посвящен отдельный параграф настоящей работы, поэтому нет смысла освещать его более подробно в рамках данного раздела, в связи с чем я сразу перейду к следующему элементу налоговой системы – нормативно-правовой базе.

Законодательство о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 1 НК РФ, «Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах». При этом п. 1 ст. 4 НК РФ определяет, что Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Таким образом, основным нормативным актом, регламентирующим правоотношения в сфере налогообложения, является Налоговый кодекс РФ; все прочие законы, акты Правительства РФ и исполнительных органов власти не должны ему противоречить. Как уже указывалось, Налоговый кодекс РФ принят Государственной Думой РФ 16 июля 1998 г. и вступил в силу 01.01.1999 г. (вторая часть - 01.01.2001 г.). Первая часть НК закрепляет основные начала законодательства о налогах и сборах, включая положения об ответственности налогоплательщиков, а также требования об учете налогоплательщиков и порядок осуществления налогового контроля, в то время как вторая часть НК РФ посвящена порядку расчета и уплаты конкретных налогов, образующих систему налогов РФ. Налоговый кодекс РФ (в особенности вторая его часть) – один из наиболее часто редактируемых законодательных актов в РФ. Всего в НК было внесено более 100 изменений, (внесение последних на момент составления настоящей работы, еще не вступивших в законную силу, предусмотрено Федеральным законом от 28.09.2010 г. № 243-ФЗ). При этом в основном изменениям подвергается вторая часть НК РФ.

В Налоговом кодексе сформулированы основные понятия, применяемые в налоговом законодательстве. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налог и сборы являются разными понятиями. Налог есть обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Сбор есть обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов госорганами, органами местного самоуправления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций. Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная.

Статья 3 НК РФ формулирует основные начала законодательства о налогах и сборах:

-           Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

-           Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

-           Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

-           Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

-           Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым Кодексом РФ. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым Кодексом РФ;

-           Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым Кодексом;

-           При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

-           Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

     Из Конституции РФ вытекает более сложная и многофункциональная структура принципиальных основ налогообложения и сборов в Российской Федерации, которая выстраивается в следующем порядке:

1)             принцип реализации совместного ведения Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и" ст.72 Конституции РФ);

2)             принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории Российской Федерации (ст.8 Конституции гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, а в п . «н" ст.72 к совместному ведению Федерации и ее субъектов Конституция России относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления). Двойной уровень в построении федерального налогового законодательства с учетом потребностей развития налогового федерализма и кодификации налоговых властных и имущественных норм между государством и налогоплательщиками вытекает из смысла ст.75 Конституции, согласно которой должны быть установлены федеральным законом правовые основы об общих принципах налогообложения и сборов в Российской Федерации и кодифицированы нормы, регулирующие возникновение и функционирование системы налогов Российской Федерации и налоговых отношений в целом;

3)             принцип равенства прав субъектов РФ в принятии собственного налогового законодательства (ч.1, 2, 4 ст.5 Конституции утверждают равенство и самостоятельность законодательства субъектов РФ);

4)             принцип конституционности актов налогового законодательства (ст.4 и 125 Конституции регламентируют, что акты (в том числе и налоговые) или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу);

5)             принцип регулятивности (гибкости) налоговых платежей, как инструмента внешнеторговой и инвестиционной политики (ст.15 Конституции подтверждает действие на территории России общепринятых в мировой практике принципов и норм международного регулирования торгового оборота и движения капитала);

6)             принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня (ст.114 Конституции возлагает на Правительство РФ обеспечение и исполнение налоговых обязательств в рамках Федерации и ее субъектов в интересах как единого экономического пространства, так и в интересах отдельных регионов);

7)             принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжении своими бюджетными средствами (ст.132 Конституции устанавливает права органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, решать иные вопросы);

8)             принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом (вытекает из смысла ст.19 Конституции);

9)             принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщиков (ст.57 Конституции устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы) и неотвратимости ответственности за нарушение налогового законодательства;

10)         принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба, обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов (ч.2 ст.8 Конституции защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности);

11)         принцип предотвращения двойного налогообложения и неотягощения налогового бремени (хотя он прямо не закреплен в Конституции РФ, но из смысла ее ст.34 и 35 вытекает право на свободное использование своих способностей в предпринимательской деятельности и неотчуждаемость имущества, что возможно лишь при разумном налоговом бремени; ст.57 Конституции определяет, что законы, отягчающие налоговое бремя, обратной силы ее имеют, а ст.6 Закона РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации" закрепляет однократность налогообложения);

12)         принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях (ст.29. Конституции гарантирует право граждан получать информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну);

13)         принцип социальной ориентированности налоговой политики (ст.7 Конституции провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

14)         принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношениях, защита интересов участников налоговых отношений в суде (ст.123 Конституции подчеркивает гласность судопроизводства, осуществление его на основе состязательности и равноправия сторон).

Система налоговых органов. Согласно п. 4 ст. 9 НК РФ, налоговые органы – это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также его территориальные органы. Уполномоченным на осуществление указанных действий органом государственной власти является Федеральная налоговая служба РФ, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов. Соответственно, система налоговых органов РФ представлена ФНС России, а также ее территориальными подразделениями на уровне субъектов РФ и местном уровне.

Помимо осуществления налогового контроля, к функциям Федеральной налоговой службы РФ относится также ведение единого учета налогоплательщиков, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ведение государственного реестра юридических лиц и государственного реестра индивидуальных предпринимателей, установление форм различных документов, связанных с налоговым учетом и другие. В целях надлежащего выполнения данных функций ФНС РФ наделена соответствующими полномочиями по проведению проверки, истребованию документов, направлению обязательных для исполнения запросов, приостановлению операций по счетам налогоплательщиков в установленном законом случаях, вынесение решения о взыскании сумм неуплаченных налогов, а также взыскание неустойки. Статус ФНС РФ, ее задачи, функции и полномочия определены Положением о Федеральной налоговой службе. 

Система налогов и сборов РФ представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов – совокупность взимаемых в нашей стране налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством.

Одновременно сама она является, как указывалось, элементом системы более высокого порядка – налоговой системы Российской Федерации.

Система налогов и сборов РФ напрямую связана с бюджетным устройством страны и предопределена ее государственным устройством. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ наша страна является демократическим государством с республиканской формой правления. Бюджетная система России, как уже указывалось в предыдущих разделах, включает три уровня: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Информация о работе Характеристика налоговой системы РФ на современном этапе