Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:18, реферат

Описание работы

Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы предоставлялись и в принудительном порядке. В это время сформировались следующие формы и виды государственного кредита: государственные займы - внутренние и внешние; выпуск казначейских обязательств;
позаимствование средств у казенных банков.

Содержание

Введение………………………………………………………3
Сущность и значение государственного кредита……………5
Формы государственного кредита их значение…………….8
2.1 Классификация Государственных займов …………….10
Заключение…………………………..…………………….…12
Литература……………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Государственный кредит 2.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

.  
 
 
 

 

 
 

Содержание: 
 
 

           Введение………………………………………………………3 

  1. Сущность  и значение государственного кредита……………5
 
  1. Формы государственного кредита их значение…………….8

    2.1 Классификация Государственных займов …………….10 

    Заключение…………………………..…………………….…12 

    Литература……………………………………………………13 
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     Государство как субъект экономических отношений  для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население , предприятия и организации - кредиторами. 

 Из истории  известно, что правительство России  еще в начале восемнадцатого  века прибегало к услугам государственного  кредита для покрытия своих  расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы, хотя существенными и относительно регулярным источником поступлений в казну начали выступать лишь с середины восемнадцатого века. В условиях феодальной России основными внутренними кредиторами были монастыри и церковь. Однако постепенно социальная база государственного кредита расширилась: заимодателями становились купцы, промышленники, иногда землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы предоставлялись и в принудительном порядке.

 В это время  сформировались следующие формы  и виды государственного кредита:

государственные займы - внутренние и внешние;

выпуск казначейских обязательств;

позаимствование средств у казенных банков. 
 

 Постепенно  крупнейшим должником банковской  системы становится царское правительство.  К 1861 г. государственный долг  составлял внушительную сумму  - 1264 млн.рулей. Выплата погашений  и процентов по займам достигла 50 млн. рублей. Или почти 15% бюджетных расходов. [2] 
 

 История государственного  кредита показывает, что причиной  оформления заемных операций  выступает наличие бюджетного  дефицита. Испытывая потребность  в дополнительных финансовых  ресурсах, правительство не отказывается  от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступления обычных бюджетных доходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  и значение государственного кредита.

     Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях

     При осуществлении государственных  кредитных операций внутри страны государство  обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

Особенности государственного кредита состоят в возвратности, срочности и платности предоставляемых  взаймы средств. Однако эти отношения  нельзя смешивать с банковским кредитом.

Отличительной чертой банковского кредитования хозяйствующих  субъектов является производительное использование ссудного фонда (или  на цели развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование  кредитных ресурсов как капитала создает увеличение производимой стоимости прибавочного продукта. 

При государственном  кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов  государственной власти, превращаясь  в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества. 
 

Дополнительные финансовые ресурсы государства формируются за счет:

  мобилизации временно  свободных денежных  средств населения,  предприятий и  организаций;

  финансовых связей, обусловленных возвратностью  и платностью средств,  дополнительно мобилизованных  государством.

При этом вторая сторона государственно-кредитных  отношений имеет перераспределительный  характер, так как:

  круг налогоплательщиков  не совпадает с  кругом держателей  государственных  ценных бумаг;

 размер вносимых в бюджет налогов каждым владельцем ЦБ не совпадает с величиной получаемых им доходов от государственно-кредитных операций. 

Доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения, предусмотренным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных  денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

Возможность существования  государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени  использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму, выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п.

     Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это способствует интенсивному развитию международного государственного кредита. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п. 

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Международный государственный кредит для страны-получателя средств является источником расширения ее возможностей по ускорению социально-экономического развития, упрочнению ее финансового положения. В сфере международных экономических отношений государственный кредит - это рычаг укрепления международного сотрудничества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Формы государственного кредита  их значение.

Государственные займы. 

       Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Поскольку  основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими достижениями, необходимость оказания финансовой помощи иностранным государствам обусловливают развитие международного государственного кредита, т. е. осуществление государственно-кредитных отношений в иностранной валюте. 

       Внутренний  государственный кредит  может выступать  в следующих  формах:

 - государственные займы,

- обращение части  вкладов населения  в государственные  займы, 

- заимствование средств  общегосударственного ссудного фонда,

- казначейские ссуды, 

- гарантированные  займы. 

       Государственные займы как формы государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий, привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.  

       В тесной связи с государственными  займами находится вторая форма   государственного кредита, функционирование которого опосредствуется системой сберегательных учреждений — обращение части вкладов населения в государственные займы.  Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (путем подписания соглашений — договоров или выдачи особых свидетельств). 

       Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) — в реформируемый период. 

       Казначейские  ссуды (бюджетные кредиты) как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Бюджетные кредиты, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур. 

     Внешний (международный) государственный  кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. 

       Предоставление  внешних займов  осуществляется за счет бюджетных  средств или специальных  правительственных  фондов. 

       Основной  целью государственных внешних  займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны — получателя, оказание продовольственной помощи. 

       Государственные внешние займы  предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются они в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.

Основными кредиторами нашей  страны выступают  развитые капиталистические страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др. 

Информация о работе Государственный кредит