Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:28, курсовая работа
Для бюджетной политики большинства государств одной из важнейших задач стало решение проблемы сбалансированности и дефицита бюджетов различных уровней. Современные западные финансовые теории полагают, что бюджетный дефицит является оправданным на определенном этапе экономического развития страны, поскольку содержание антициклической фискальной политики государства заключается в
Введение ……………………………………………………………………3
1 Понятие и сущность государственного кредита... …………………….. 5
1.1 Особенности государственного кредита как формы кредитных отношений ……………………………………………………… 5
1.2 Роль государственного кредита в экономике страны ………...10
2 Государственные займы как форма реализации государственного кредита, взаимосвязь его с государственным долгом ………………..12
2.1 История государственных займов в России ………………...12
2.2 Классификация государственных займов, виды ценных бумаг государства……………………………………………………15
2.3 Понятие и виды государственного долга, методы управления им …………………………………………………………….20
3 Управление внешней и внутренней задолженностью в Российской Федерации и за рубежом ….……………………………………………25
3.1 Опыт зарубежных государств в управлении внешней и внутренней задолженностью ….………………………………25
3.2 Внешний долг Российской Федерации и проблемы эффективного управления им ..……………………………….28
3.3 Внутренний государственный долг Российской Федерации ...35
Заключение …………………………………………………………………40
Список литературы .……………………………………………………
Бурный рост процессов интернационализации хозяйственной жизни сопровождается ускоренным развитием международного кредита. Государства все более активно используют для мобилизации необходимых им финансовых ресурсов источники свободных денежных средств, находящиеся за пределами их национальных границ. В результате этого возникает внешний долг, который существенно отличается от внутреннего долга тем, что участниками кредитных сделок в этом случае выступают компании, банки, а также государственные органы различных стран. Основными участниками международной кредитной деятельности являются частные компании, главным образом, в лице ТНК и ТНБ, различного рода фондов и т.д., а также правительственные органы, выступающие в роли как заемщиков, так и кредиторов.
Государства заимствуют финансовые ресурсы как на национальных рынках ссудных капиталов, так и на «европейских».
Таким образом, международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора (11). Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые также как и внутренние, предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
Получателем займов могут быть центральные правительства, республиканские и местные органы власти. Кредиторами могут выступать правительства, финансово-кредитные организации и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, а также международные финансовые организации.
Внешнее финансирование позволяет государству получать дополнительные финансовые ресурсы сверх того, что может произвести его собственная экономика. Поэтому проблема внешнего долга и управления им становиться актуальной для испытывающего острую потребность во внешних заимствованиях государства.
Государство может осуществлять внешние заимствования в следующих формах:
- синдицированные банковские кредиты;
- еврозаймы;
- кредиты международных финансовых организаций;
- межправительственные кредиты;
- частные кредиты коммерческих структур (фирменные кредиты)(11).
Основными механизмами сокращения внешней задолженности могут стать:
- выкуп долга –
предоставление стране-
- обмен долга на акционерный капитал (своп) – предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции её промышленных корпораций;
- замена существующих
долговых обязательств новыми
обязательствами (в
Крупнейшими международными кредитными организациями являются Международный валютный фонд (МВФ), Парижский клуб, Лондонский клуб, Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др.
Регулирование задолженности перед официальными кредиторами, то есть перед коммерческими банками зарубежных стран, предоставляющими кредиты под гарантии соответствующих правительств или под страхование кредитов в государственных структурах, входит в компетенцию Парижского клуба.
Лондонский клуб кредиторов занимается урегулированием задолженности стран перед частными коммерческими банками. Ведущие банки развитых стран проводят активные операции по скупке долговых обязательств и их продаже.
Токийский долговой клуб занимается вопросами урегулирования коммерческой торговой задолженности (2).
Важным условием для получения Россией кредитов промышленно- развитых стран стало её членство в МВФ. Вступление России в Парижский клуб имело также положительное значение для неё. Если раньше, выступая кредитором, Россия самостоятельно решала вопросы, связанные с задолженностью, то теперь её интерес отстаивают международные финансовые организации.
Таблица 1 – Динамика государственного внешнего долга России
Дата |
Сумма млрд. долл. США |
2008, 1 января |
44,9 |
2009, 1 января |
40,6 |
2010, 1 января |
37,6 |
2011, 1 января |
36,0 |
2012, 1 января |
33,5 |
Внешний долг России на 1 апреля 2012 года составил 565,25 миллиарда долларов, увеличившись с 1 января на 20,1 миллиарда. Об этом сообщается в статистических материалах Банка России. Рост внешнего долга за квартал составил 3,7 процента.
По данным регулятора, долг органов
государственного управления вырос
более чем на полтора миллиарда
до 34,76 миллиарда долларов. Долги
банков выросли также на полтора
миллиарда до 164,41 миллиарда долларов,
а организации реального
3.3 Внутренний государственный долг Российской Федерации
В настоящее время общий внешний долг России значительно отличается от государственного внешнего долга. Если государственный внешний российский долг год от года снижается, то для общего внешнего долга тенденция прямо противоположная. Объем внешнего долга России сегодня вдвое больше, чем в 1998 г. В 2006 г. он увеличился на 20% -- до 310 млрд. долл., причем доля государства в нем -- менее 15%. Главными должниками являются российские банки и компании различных форм собственности. Но в общей российской корпоративной задолженности нарастает в первую очередь доля компаний, контролируемых государством, таких как «Газпром», «Роснефть» или «Транснефть», по мере того как они будут строить Восточной нефтепровод. Растущие долги государственных компаний представляют собой условную опасность и для государства -- в случае возникновения у таких компаний финансовых затруднений «помогать» им придется за счет казны, благо ресурсы есть.
Иностранные инвестиции в России. - М.: Омега-Л, 2011 г.. Крупнейшими заемщиками, безусловно, являются государственные компании, их долги самые крупные, но таких компаний -- меньшинство среди всех заемщиков. В целом на долю компаний, контролируемых государством, приходится примерно 100 млрд долл. внешнего долга, остальные 150 -- 160 млрд. долл. -- долги частных компаний. Крупнейшими заемщиками за рубежом среди госкомпаний являются «Газпром» (более 30 млрд. долл. на начало 2011 г.), «Роснефть» (задолженность на начало 2011 г. -- 14 -- 15 млрд. долл.).
Кроме того, государственные банки ВТБ и Россельхозбанк заняли за рубежом примерно по 5 -- 10 млрд. долл. каждый. Среди крупнейших российских заемщиков -- частных компаний эксперты называют ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, «Русал» и ряд коммерческих банков, например Альфа-Банк или «Русский стандарт». Объем внешнего долга каждого частного заемщика значительно меньше, чем «Газпрома» или «Роснефти», однако круг таких заемщиков гораздо шире, и общая их задолженность зарубежным кредиторам выше, чем у госкомпаний. Занять деньги за рубежом российская компания может как минимум тремя способами:
1) продать там свои акции -- это даже не долг, так как возвращать ничего не надо, но придется поделиться частью собственности, а в будущем -- дивидендами;
2) выпустить корпоративные облигации -- по ним предстоит выплачивать проценты, которые будут тем ниже, чем лучше у компании дела, и наоборот;
3) можно просто взять кредит в западном банке. Или, если сумма велика, у группы банков -- такие кредиты обычно называют синдицированными.
Таблица 2.- Внутренний долг РФ.
Внутренний долг |
Млн. руб. |
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации - всего |
4 291 701,505 |
В том числе государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации |
622 996,810 |
Государственный внутренний
долг Российской |
3 697 596,281 |
В долговой практике крупных российских компаний сегодня доминируют именно кредиты западных банков. Этот вариант заимствований, хотя и короче по времени возврата средств, оказывается для компаний дешевле, чем облигации. В западных банках сегодня можно получить весьма крупные суммы, быстро и под относительно небольшие проценты, хотя есть и другие варианты. Например, в долговом портфеле государственной компании «Российские железные дороги» доминируют средства, занятые внутри страны. Доступность для российских компаний зарубежных кредитов объясняется не только низкими процентными ставками, но и тем, что многие коммерческие банки, например Европы, охотно участвуют в синдицированном кредитовании и при этом практически не работают на рынке облигаций. В итоге предложение таких кредитов на европейском рынке для тех же российских компаний оказывается весьма обширным.
Заключение
Таким образом, государственный кредит представляет собой один из самых гибких инструментов регулирования макро- и микроэкономических процессов, увязки доходов и расходов государства, позволяет равномерно распределить ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущим поколениями, позволяет воздействовать на социальную и денежно-кредитную политику. Кроме того, государственный кредит выступает реальным фактором ускорения темпов социального и экономического развития страны.
Функционирование механизма государственного кредита приводит, как правило, к появлению государственного долга. А существование значительного государственного долга на практике приводит к трем основным проблемам:
- приросту процентных
расходов по обслуживанию
- увеличению ставок на рынке ссудного капитала, приводящему к снижению частных инвестиций;
- повышению финансовой
зависимости государства от кон
Негативные последствия долгового бремени могут, сдерживать рост национальной экономики.
Таким образом, для сокращения государственного долга необходима грамотная политика Правительства РФ, направленная на эффективное управление государственным долгом совместно с другими мерами бюджетно-налоговой политики правительства.
Список литературы
Информация о работе Государственный кредит и государственный долг