Государственный кредит и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Для бюджетной политики большинства государств одной из важнейших задач стало решение проблемы сбалансированности и дефицита бюджетов различных уровней. Современные западные финансовые теории полагают, что бюджетный дефицит является оправданным на определенном этапе экономического развития страны, поскольку содержание антициклической фискальной политики государства заключается в

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1 Понятие и сущность государственного кредита... …………………….. 5
1.1 Особенности государственного кредита как формы кредитных отношений ……………………………………………………… 5
1.2 Роль государственного кредита в экономике страны ………...10
2 Государственные займы как форма реализации государственного кредита, взаимосвязь его с государственным долгом ………………..12
2.1 История государственных займов в России ………………...12
2.2 Классификация государственных займов, виды ценных бумаг государства……………………………………………………15
2.3 Понятие и виды государственного долга, методы управления им …………………………………………………………….20
3 Управление внешней и внутренней задолженностью в Российской Федерации и за рубежом ….……………………………………………25
3.1 Опыт зарубежных государств в управлении внешней и внутренней задолженностью ….………………………………25
3.2 Внешний долг Российской Федерации и проблемы эффективного управления им ..……………………………….28
3.3 Внутренний государственный долг Российской Федерации ...35
Заключение …………………………………………………………………40
Список литературы .……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Таким образом, государственный  кредит представляет собой один из самых гибких инструментов регулирования  макро- и микроэкономических процессов, увязки доходов и расходов государства, позволяет равномерно распределить ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущим поколениями, позволяет воздействовать на социальную и денежно-кредитную политику. Кроме того, государственный кредит выступает реальным фактором ускорения темпов социального и экономического развития страны.

Глава 2. - Государственные займы как форма реализации государственного кредита, взаимосвязь его с государственным долгом

 

2.1 История государственных  займов в России 

 

Первые российские государственные  займы появились в XVII веке, однако широкое применение получили только в середине XVIII века, при императрице Екатерине II. Таким образом, можно считать, что кредитная история России началась в 1769 году, когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб.

Первый внутренний займ был проведен во время царствования императора Александра I. Именно в это  время (1809 г.) была впервые создана  правовая база государственных заимствований в России и появились первые работы по управлению государственным долгом – в частности, М.Сперанского.

На протяжении всего XIX и начала XX вв. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог.

Хронический дефицит  бюджета России покрывался, главным  образом, займами – как внутренними, так и внешними. Правительство, однако, стремилось проводить максимально  эффективную политику управления государственными заимствованиями. Для достижения этой цели бюджет был разделен на обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.). Чрезвычайный бюджет был засекречен, доходную его часть на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями.

Такое разделение бюджетов несколько упрощало управление государственным долгом, так как правительство имело возможность показывать профицитный бюджет, а это существенно облегчало получение новых кредитов по низкой процентной ставке. По большей части государственных долгов России процентная ставка составляла 4% годовых; сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей (более 2/3 всего рынка). В результате проведения ответственной политики по управлению государственным долгом Россия имела репутацию надежного заемщика на мировом рынке капиталов.

Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства. 
Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории: краткосрочные; долгосрочные; бессрочные.

Срок обращения краткосрочных  обязательств ограничивался законом  и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке.

Основу государственного долга составляли долгосрочные и  бессрочные займы. Долгосрочные займы  могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.

Государственный долг России с учетом гарантированных правительством железнодорожных и ипотечных  займов накануне Октябрьской революции составлял 41,6 млрд. рублей, в том числе внешний - 14,86 млрд. По размеру внешнего долга Россия занимала первое место в мире(15). После Октябрьской революции 1917 года государственная задолженность была аннулирована декретом президиума ВЦИК(12).

 

2.2 Классификация государственных  займов, виды ценных бумаг   государства

 

Практическим воплощением  механизма государственного кредита, приводящим к образованию государственного долга, являются государственные займы.

 Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:

- срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;

- право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;

- признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;

- по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Займы также классифицируются по форме выплаты доходов и  методам размещения.

Долговые обязательства  государства могут существовать в следующих формах:

- кредитные соглашения  и договора, заключенные от имени государства с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов – как правило, коммерческими банками;

- договора о предоставлении  государственных гарантий, договора  поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

- переоформление долговых  обязательств третьих лиц в  государственный долг на основе  принятых федеральных законов;

- соглашения и договора, в том числе международные,  заключенные от имени государства о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет;

- государственные ценные  бумаги – обязательства, выпущенные  от имени данного государства  или гарантированные им. В экономически  развитых странах являются основным  источником формирования государственного долга. Эмиссия государственных ценных бумаг в неоплаченных внутренних задолженностях колеблется в разных странах от 20 до 90% (13). Основными государственными ценными бумагами являются облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и т.д.  Наиболее распространенной формой государственных займов являются облигации.

Государственная облигация  – ценная бумага, удостоверяющая долговое обязательство государства и  дающая её держателю право получить при погашении в определенный срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена государственной облигации устанавливается эмитентом, то есть государством. Номинальная цена выражает сумму, которую эмитент получил во временное пользование. Именно эта сумма подлежит возврату с начисленными на неё процентами в оговоренный срок. Реальная доходность облигаций для инвесторов может отклоняться от номинального процента, поскольку сделки с облигациями заключаются по курсовой цене, складывающейся на основе рыночной конъюнктуры. Под курсом облигации в мировой практике понимается её цена на рынке, сложившаяся на основе спроса и предложения.  

Облигации государственного займа представляют собой особую форму фиктивного капитала.  В самом деле, если источником дохода по ценным бумагам предприятий выступает прибавочная стоимость, то проценты по государственным бумагам выплачиваются за счет доходов бюджета, поскольку средства, полученные по государственным займам, как правило, не инвестируются в производство, а идут на финансирование бюджетного дефицита.

В 1998 году основные федеральные долговые обязательства были представлены следующими бумагами (все цифровые данные по видам долговых обязательств приведены в неденоминированных рублях):

А) Государственные  долгосрочные облигации (ГДО) – ценные бумаги, выпущенные в 1991 году со сроком обращения 30 лет (до 2021 года). Объем займа – 80 млрд. рублей; разбит на транши по 5 млрд. рублей. Номинал облигации – 100 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов. Купонный доход – 15% от номинала облигации, выплачивается 1 раз в год – 1 июля.

Б) Государственные  краткосрочные облигации (ГКО) – срок обращения ГКО – 3,6 и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Номинал – 1 млн.рублей. распространяются на аукционах с дисконтом от номинала.

В) Облигации  федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) и постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) – относятся к среднесрочным государственным ценным бумагам. Срок их обращения от 1 года до 5 лет. Выпускаются на безбумажной основе в виде записи на счетах «депо». Номинал – 1 млн. рублей. ОФЗ-ПК выпускаются с купонным доходом, выплачиваемым ежеквартально, размер которого определяется исходя из средневзвешенной доходности ГКО за определенный период. ОФЗ-ПД выпускаются с купонным доходом, выплачиваемым ежеквартально, и размер которого за все время обращения облигации постоянен.

Г) Облигации  государственного сберегательного  займа (ОГСЗ) – срок обращения этих ценных бумаг 1 год. Объем выпуска – 10 трлн. рублей – разбит на транши по 1 трлн. рублей. Номинал – 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде  на предъявителя с набором из 4 купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, определяемая Министерством финансов РФ.

Д) Облигации  внутреннего государственного валютного  займа (ОВГВЗ) – выпущены в 1993 году в счет погашения задолженности Банка внешнеэкономической деятельности СССР перед юридическими лицами. Валюта займа – доллары США. Номиналы – 1, 10, 100 тыс. долларов США. Первоначальный объем выпуска составил 7885 млн. долларов с разбивкой на пять траншей со сроками погашения от 1 до 15 лет. В 1996 году были сделаны дополнительные эмиссии на 1550 млн. долларов четвертого и пятого траншей и на 3500 млн.долларов шестого и седьмого траншей. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов. Купонная ставка – 3% годовых от номинала облигации – выплачивается 1 раз в год – 14 мая.

Е) Облигации  государственного нерыночного займа (ОГНЗ) – выпускаются в бездокументарной форме. Объем выпуска в 1996 году – 15 трлн.рублей. Номинал – 1 млн. рублей. Доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год. Не могут обращаться на вторичном рынке.

Ж) Государственные жилищные сертификаты (ГЖС) – являются документарными именными необращаемыми ценными бумагами. Эмитируются по решению Правительства РФ для граждан РФ, лишившихся жилья в квадратных метрах жилой площади. Срок предъявления к погашению – 1 год с момента выдачи(12).

Государство может осуществлять внешние заимствования в следующих  формах: синдицированные банковские кредиты; еврозаймы; кредиты международных  финансовых организаций; межправительственные кредиты; частные кредиты коммерческих структур (фирменные кредиты) (11).

Крупнейшими международными кредитными организациями являются Международный валютный фонд (МВФ), Парижский клуб, Лондонский клуб, Международный  банк реконструкции и развития (МБРР) и др.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных  соглашениях, где оговаривается  уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия. Внешние облигационные  займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

Взятые взаймы денежные средства у  населения, хозяйствующих субъектов  и других стран поступают в  распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы.

В современной России главными целями привлечения займов является необходимость обслуживания государственного долга и финансирование дефицита бюджета. Отказ от инфляционных методов финансирования дефицита бюджета  обусловил развитие рынка государственных ценных бумаг в России и рост государственного долга. Государственные займы через механизм выпуска ценных бумаг являются источником безэмиссионного финансирования бюджета, то есть не сопровождаются денежной эмиссией, что является весьма важным в условиях развивающегося рынка и нестабильной экономики

Источником погашения  государственных займов и выплаты  процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы  выделяются в отдельную строку.

 

 

2.3 Понятие и виды  государственного долга, методы управления им

 

Государственный долг –  это вся сумма задолженности  по обязательствам государства, проценты по ней, и неисполненные финансовые обязательства государства перед  субъектами экономики (то есть неоплаченный государственный  заказ, задолженность по заработной плате перед бюджетниками и т.д.) (12). Это также долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Информация о работе Государственный кредит и государственный долг