Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 17:43, реферат
Пенсионный фонд, предназначенный для осуществления выплат пенсий по старости или по инвалидности. Пенсионные фонды подразделяются на государственные и негосударственные в зависимости от управляющей компании.
Негосударственные пенсионные фонды первоначально возникли в странах с англо-американской пенсионной системой (Англия, США, Канада), но в конце ХХ в. они распространились и в других странах, в том числе европейских. В Западной Европе традиционно преобладало пенсионное обеспечение через страховые компании.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г, № 4468-1, распространяются:
а) на проживающих в Российской Федерации:
б) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы РФ, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны.
Вышеуказанным лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы,
В выслугу лет для назначения пенсии засчитываются:
- военная служба;
- служба в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава;
- служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
-служба в советских партизанских отрядах и соединениях;
- время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины;
Право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, имеющие на день увольнения со службы вые лунной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;
б) лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы
2. Негосударственные пенсионные фонды
2.1 Сущность и функции негосударственных пенсионных фондов
В настоящее время негосударственные пенсионные фонды представляют собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения. Учредителями НПФ могут выступать физические и юридические лица. Чаще всего НПФ учреждаются крупными и достаточно прибыльными предприятиями, которые заинтересованы в обеспечении дополнительных пенсий для своих сотрудников, могут профинансировать эти расходы, но при этом хотят контролировать деятельность той организации, которой они доверяют долгосрочные пенсионные ресурсы.
Являясь некоммерческой организацией, НПФ не имеют права распределять полученные доходы между своими учредителями. Доходы НПФ направляются исключительно на строго определенные цели: пополнение средств пенсионных резервов (доход от размещения средств пенсионных резервов); пополнение средств пенсионных накоплений (доход от инвестирования средств пенсионных накоплений); покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности НПФ; формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ. [1]
Структура органов НПФ во многом схожа со структурой органов управления акционерных обществ. Высшим органом управления большинства НПФ является совет фонда, формируемый учредителями без какого бы то ни было представительства вкладчиков или участников. К компетенции совета обычно относят решение стратегических вопросов деятельности, утверждение важнейших документов (изменение устава, принятие и изменение правил фонда), определение инвестиционной политики. Совет также утверждает отчет о работе фонда за год и план на следующий год, смету расходов, назначает исполнительные органы, формирует попечительский совет.
Уставом НПФ должно предусматриваться обязательное формирование попечительских советов – коллегиальных органов, выполняющих надзорные функции и обеспечивающих контроль за деятельностью НПФ. В них могут включаться и представители предприятий и организаций – вкладчиков НПФ, профсоюзов, рядовые участники или просто уважаемые люди со стороны. Как правило, квот представительства тех или иных групп не существует. Попечительские советы участвуют в предварительном утверждении годового отчета, в предварительном согласовании важнейших решений НПФ (например, изменения в правилах НПФ), в ознакомлении с деловой документацией НПФ.
Оперативное управление деятельностью НПФ обычно осуществляет специально назначенный исполнительный орган – единоличный (генеральный или исполнительный директор) и/или коллегиальный (дирекция, правление). Исполнительный орган формируется советом фонда и подотчетен ему, однако степень контроля может быть различной. Оперативным контролем за деятельностью исполнительного органа НПФ занимаются ревизионные комиссии.
Первоначально исключительным видом деятельности НПФ являлось негосударственное пенсионное обеспечение участников НПФ. Впоследствии сфера деятельности существенно расширилась: теперь НПФ вправе осуществлять не только негосударственное пенсионное обеспечение, но также профессиональное пенсионное страхование и деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, которая заключается в аккумулировании, инвестировании и учете средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначении и выплате им накопительной части трудовой пенсии.1
Негосударственные пенсионные фонды в соответствии с уставом выполняют следующие функции:
1. Разрабатывают правила фонда;
2. Заключают
пенсионные договоры, договоры об
обязательном пенсионном
3. Аккумулируют пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;
4. Ведут пенсионные
счета негосударственного
5. Ведут пенсионные
счета накопительной части
6. Ведут пенсионные
счета профессиональных
7. Информируют вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;
8. Заключают
договоры с иными
9. Определяют
инвестиционную стратегию при
размещении средств пенсионных
резервов и инвестировании
10. Формируют
имущество, предназначенное
11. Формируют
пенсионные резервы,
12. Организуют
инвестирование средств
13. Заключают
договоры с управляющими
14. Рассматривают
отчеты управляющей компании (управляющих
компаний) и специализированного
депозитария о финансовых
15. Расторгают
договоры с управляющей
16. Принимают меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании (управляющих компаний), с которой (которыми) расторгается (прекращается) договор доверительного управления;
17. Ведут в
установленном порядке
18. Ведут обособленный
учет имущества,
19. Осуществляют актуарные расчеты;
20. Производят
назначение и осуществляет
21. Производят
назначение и осуществляет
22. Производят назначение и осуществляет выплаты профессиональных пенсий;
23. Осуществляют
выплаты выкупных сумм
24. Принимают
меры по обеспечению полной
и своевременной уплаты
25. Предоставляют
информацию о своей деятельност
26. Осуществляют иные функции для обеспечения уставной деятельности фонда.2
2.2 Государственное регулирование деятельности НПФ
Из-за высокой социальной значимости НПФ оказывается активная государственная поддержка. Президентом и Правительством РФ неоднократно подчеркивалась особая роль НПФ в построении в России устойчивой и развитой экономики. В то же время деятельность НПФ строго контролируется государством. Контроль за деятельностью НПФ законодательно возложен на Уполномоченный Федеральный Орган. Ранее функции этого органа выполняла Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития. С марта 2004 года Указом Президента РФ основные функции по государственному регулированию деятельности НПФ были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам. Кроме того, при Министерстве здравоохранения и социального развития создан специальный департамент, который отвечает за развитие законодательства по НПФ.3
Государственные меры регулирования деятельности НПФ:
• лицензирование
деятельности НПФ – для осуществления
деятельности в качестве страховщика
по обязательному пенсионному
Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а в дальнейшем при осуществлении указанной деятельности величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее трех миллионов рублей, с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов рублей, с 1 июля 2009 года не менее 50 миллионов рублей;
• установление нормативов размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений – в целях сохранения и прироста средства пенсионных накоплений, находящиеся в собственности НПФ, подлежат обязательному инвестированию. При этом они могут быть инвестированы только в строго определенные классы финансовых инструментов. Структура инвестиционного портфеля НПФ должна удовлетворять основным требованиям закона «О НПФ». Требования к структуре инвестиций НПФ изложены в таблице. (См. таблицу 2.1)
Табл. 2.1
Требования к структуре инвестиций НПФ
Вид актива |
Максимальная доля в портфеле |
Ценные бумаги одного эмитента или группы связанных эмитентов, за исключением государственных ценных бумаг РФ |
Не более 5 % |
Депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу) |
В сумме не более 10 % |
Ценные бумаги, эмитированные
аффилированными лицами НПФ, управляющей
компании, специализированного |
Не более 5 % |
Акции одного эмитента |
Не более 10 % |
Облигации одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ |
Не более 10 % совокупного объема находящихся в обращении облигаций |
Доля ценных бумаг одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ |
Не более 15 % капитализации эмитента. Не более 15 % выпуска ценных бумаг субъекта РФ |
Денежные средства в
рублях и иностранной валюте на счетах
и депозитах в кредитных |
Не более 20 % |
Средства, размещенные в ценные бумаги иностранных эмитентов |
Не более 20 % |
Информация о работе Государственный и негосударственный пенсионный фонд