Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 19:28, реферат
Государственный и муниципальный кредит — денежные экономические отношения, в которых государство или муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию).
Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.
Государственный и муниципальный кредит включает в себя следующие отношения:
· государственное и муниципальное кредитование — государство или муниципалитет являются кредитором;
¾ конверсия — изменение доходности долга;
¾ пролонгация — увеличение срока погашения долга без дополнительных условий;
¾ отсрочка — увеличение срока погашения долга с дополнительными условиями (обеспечение, выше доходность);
¾ капитализация процентов — замена выплаты процентов увеличением объема долга;
· погашение долга активами — для уменьшения долга при недостатке денежных средств погашение происходит акциями, недвижимостью и др.;
· унификация — приведение нескольких видов обязательств с разными условиями к одному, с целью удобства обслуживания;
¾ консолидация — объединение долгов с разными сроками погашения в один;
· дефолт — приостановка выплат по долгу без отказа от своих обязательств;
· аннулирование — отказ от обязательств в одностороннем порядке;
· списание — уменьшение объема долга с согласия кредитора;
· установление предельных целевых ориентиров — определение в законодательном порядке целевого ориентира для органов, осуществляющих управление долгом (предельны размер долга, предельный объем расходов на обслуживание и погашение долга).
Предельные целевые ориентиры, устанавливаемые в РФ законами о бюджетах (см. Бюджетный кодекс РФ, ст. 106, 107, 111):
· Предельный объем государственного внутреннего долга РФ на конец года.
· Предельный объем государственного внешнего долга РФ на конец года.
· Пределы внешних заимствований РФ в очередном году.
· Верхний предел долга субъекта Российской Федерации на конец года (не выше объема доходов бюджета без учета финансовой помощи).
· Верхний предел муниципального долга на конец года (не выше объема доходов бюджета без учета финансовой помощи).
· Размер дефицита федерального бюджета (не больше объема бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга).
· Размер дефицита бюджета субъекта РФ (не больше 15% объема доходов бюджета без учета финансовой помощи + размер доходов от продажи имущества).
· Размер дефицита местного бюджета (не больше 15% объема доходов бюджета без учета финансовой помощи + размер доходов от продажи имущества).
· Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга РФ.
· Расходы на обслуживание государственного внешнего долга РФ.
· Расходы на обслуживание государственного долга субъекта РФ (не выше 15% расходов бюджета).
· Расходы на обслуживание муниципального долга (не выше 15% расходов бюджета).
В России действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу РФ.
Характеристика государственного долга РФ
Верхний предел государственного внутреннего долга составлял:
на 1 января 1998 г. — 530 млрд. руб. и 30 млрд. долговых руб.;
на 1 января 1999 г. — 755,9 млрд. руб. и 30 млрд. долговых руб.;
на 1 января 2000 г. — 648,3 млрд. руб. и 30 млрд. долговых руб.;
на 1 января 2001 г. — 609,45 млрд. руб. и 30 млрд. долговых руб.;
на 1 января 2002 г. — 610,7 млрд. руб. и 30 млрд. долговых руб.
Верхний предел государственного внешнего долга составлял:
на 1 января 1998 г. — 136,8 млрд. долл.;
на 1 января 1999 г. — 140,8 млрд. долл.;
на 1 января 2001 г. — 158 млрд. долл.;
на 1 января 2002 г. — 148,2 млрд. долл.
Предельный размер государственных внешних заимствований РФ на 1997 г. — 10,9 млрд. долл., на 1999 г. — 9,5 млрд. долл., на 2000 г. — 6 млрд. долл., на 2001 г. — 5 млрд. долл.