Государственный и муниципальный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 19:28, реферат

Описание работы

Государственный и муниципальный кредит — денежные экономические отношения, в которых государство или муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию).

Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.

Государственный и муниципальный кредит включает в себя следующие отношения:

· государственное и муниципальное кредитование — государство или муниципалитет являются кредитором;

Работа содержит 1 файл

Государственный и муниципальный долг РФ.docx

— 30.06 Кб (Скачать)

  ·  Кредиторская задолженность бюджетных учреждений.

  Несанкционированное заимствование — задолженность образовалась в результате невыполнения обязательств перед кредитором.

  ·  Недофинансирование получателя бюджетных средств.

  ·  Просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений.

  ·  Просроченная кредиторская задолженность государственных и муниципальных унитарных предприятий.

  ·  Другая задолженность, возникшая из невыполнения договоров и причинения вреда государством или муниципалитетом.

  Кредитные соглашения, договоры о получении бюджетных  ссуд и бюджетных  кредитов, государственные  и муниципальные  займы — это обязательства, которые государство или муниципалитет принимают на себя в соответствии с программами государственных или муниципальных заимствований. Программа внутренних заимствований должна содержать общий объем заимствований с детализацией по видам заимствований, объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных, муниципальных долговых обязательств. Для РФ отдельно представляется «Программа государственных внешних заимствований» с детализацией заимствований на сумму большую 10 млн. долларов США. Программы утверждаются в составе закона о бюджете (см. Бюджетный кодекс, ст. 108—110).

  Полный  перечень видов этих обязательств приведен в Федеральном законе «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ (ред. от 08.08.2001 г.), приложение 9.

  Реструктуризированные долговые обязательства — это соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства и муниципалитета прошлых лет. Соглашения заключаются по решению исполнительного органа власти, но, если при этом увеличивается объем государственного долга, может потребоваться принятие закона (см. Бюджетный кодекс, ст. 106, п. 2).

  Заимствования государственных  и муниципальных  унитарных предприятий  и их кредиторская задолженность (в  т.ч. просроченная) — это обязательства, по которым государство или муниципалитет несут имущественную ответственность, поскольку унитарные предприятия отвечают по своим обязательствам государственным и муниципальным имуществом, переданным им в хозяйственное ведение.

  Финансовый  орган, исполняющий бюджет, ведет  реестр заимствований унитарных  предприятий, а предприятия регистрируют свою задолженность (см. Бюджетный кодекс, ст. 118).

  Кредиторская  задолженность бюджетных  учреждений — возникает при принятии бюджетным учреждением бюджетных обязательств в соответствии с утвержденным лимитом финансирования, государство или муниципалитет несут субсидиарную (в случае нехватки средств у бюджетного учреждения) и имущественную (имуществом, переданным в оперативное управление бюджетному учреждению) ответственность по этим обязательствам.

  Бюджетные учреждения не имеют права заимствования, кроме бюджетных ссуд.

  Недофинансирование  получателя бюджетных  средств — это разница между лимитом бюджетных обязательств, доведенных до получателя бюджетных средств, и объемом средств, зачисленных на лицевой счет получателя бюджетных средств. Получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию недофинансирования в судебном порядке (см. Бюджетный кодекс, ст. 237—239), однако эта мера приостановлена до 31 декабря 2001 г.

  Просроченная  кредиторская задолженность  бюджетных учреждений — это обязательства, по которым государство или муниципалитет несут субсидиарную (в случае нехватки средств у бюджетного учреждения) и имущественную (имуществом, переданным в оперативное управление бюджетному учреждению) ответственность. Различают два уровня такой просроченной кредиторской задолженности:

  1 уровень — возникшая в результате недофинансирования;

  2 уровень — возникшая в результате превышения лимита бюджетных обязательств, доведенных до бюджетного учреждения.

  В результате кризиса системы государственных  и муниципальных финансов накопился  значительный объем просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений 1 и 2 уровня. Проводятся меры по погашению  этой задолженности, обычно предусматривающие  ее реструктуризацию. Однако задолженность 2 уровня часто остается без рассмотрения.

  Другую  часть отношений государственного и муниципального заимствования  составляют отношения, в которых  государство или муниципалитет  выступают в качестве гаранта.

  Государственные и муниципальные  гарантии — способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично (см. Бюджетный кодекс, ст. 115—117).

  Гарантии  учитываются в программе государственных  или муниципальных заимствований  и предоставляются в соответствии с ней. В программе детализируются: для РФ — внутренние гарантии на сумму большую 1 000 000 МРОТ и внешние — на сумму большую 10 млн. долларов США, для субъектов РФ и муниципальных образований — гарантии на сумму большую 0,01% расходов бюджета.

  В бюджете предусматривается резерв на случай наступления выплат по гарантиям. Выплаты по гарантии учитываются  в расходах как предоставление кредита  принципалу.

Государственный и муниципальный  долг

  Государственный и муниципальный  долг — долговые обязательства государства и муниципальных образований перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным и муниципальным гарантиям.

  В составе  государственного и муниципального долга учитываются следующие  обязательства:

  ·  основная номинальная сумма долга по государственным и муниципальным ценным бумагам;

  ·  объем основного долга по кредитам;

  ·  объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;

  ·  объем обязательств по государственным и муниципальным гарантиям.

  В составе  государственного и муниципального долга для целей бюджетного законодательства и бюджетного процесса не учитываются: кредиторская задолженность бюджетных  учреждений и унитарных предприятий, заимствования унитарных предприятий, недофинансирование получателей бюджетных  средств, другая задолженность, возникшая  из невыполнения договоров или причинения вреда государством или муниципалитетом.

  Классификация государственного и муниципального долга:

  По  валюте, в которой выражены долговые обязательства, различают:

  ·  внешний долг — иностранная валюта;

  ·  внутренний долг:

  ¾ долговые обязательства — валюта РФ (рубль).

  ¾ целевые долговые обязательства — условная денежная единица учета долговых обязательств (долговой рубль — дор).

  Международная классификация государственных  долгов определяет внутренний долг как  совокупность обязательств перед резидентами, внешний — перед нерезидентами.

  Целевые долговые обязательства — это государственный долг РФ, образовавшийся в результате принятия РФ на себя обязанности восстановить сбережения граждан в виде:

  ·  вкладов в Сберегательный банк РФ в период до 20 июня 1991 г.;

  ·  вкладов в организации государственного страхования в период до 1 января 1992 г.;

  ·  вкладов в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 г.

  Номинал целевых долговых обязательств выражается в условных денежных единицах — долговых рублях (дорах): 1 дор равен 1 рублю указанных выше сбережений граждан. Для перевода долгового рубля в валюту РФ определяется коэффициент изменения стоимости необходимого социального набора товаров и услуг. Количество рублей РФ в одном доре равно коэффициенту увеличения стоимости необходимого социального набора по сравнению с 1990 г.

  Отношения, связанные с целевыми долговыми  обязательствами и долговыми  рублями, регулируют:

  ¾ Федеральный закон «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» от 10.05.1995 г. № 73-ФЗ;

  ¾ Федеральный закон «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства» от 06.07.96 г. № 87-ФЗ;

  ¾ Федеральный закон «О базовой стоимости необходимого социального набора» от 04.02.99 г. № 21-ФЗ.

  По  сроку погашения долговые обязательства  могут быть:

  ·  краткосрочными (до одного года);

  ·  среднесрочными (свыше одного года до пяти лет);

  ·  долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

  Муниципальные образования не могут выпускать  долговые обязательства сроком более 10 лет.

  По  уровню бюджетной системы можно  выделить:

  ·  государственный долг РФ;

  ·  государственный долг субъекта РФ;

  ·  муниципальный долг.

  Подробная классификация государственных  и муниципальных долгов приведена  в Федеральном законе «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ (ред. от 08.08.2001 г.), приложение 10, 11.

Управление  государственным  и муниципальным  долгом

  Управление  государственным  и муниципальным  долгом представляет собой совокупность финансовых мероприятий и порядок их регулирования государственными органами и органами местного самоуправления по выпуску и размещению долговых обязательств, по организации выплаты доходов по ним, по изменению условий и сроков ранее выпущенных долговых обязательств и их погашению с целью оптимизации объема и условий долга и минимизации расходов на его обслуживание.

  В процессе управления государственным  и муниципальным долгом преследуются следующие цели:

  ·  минимизация расходов на обслуживание долга;

  ·  обеспечение своевременности погашения долговых обязательств;

  ·  обеспечение стабильности рынка долговых обязательств государства и муниципалитета;

  ·  обеспечение финансовой устойчивости бюджетной системы:

  ·  оптимизация объема заимствований;

  ·  оптимизация сроков заимствований;

  ·  оптимизация условий выплат процентов и основного долга.

  Основными методами управления государственным  долгом являются:

  ·  досрочный выкуп — при согласии кредитора (если предусмотрено договором — и без его согласия) с целью избежать будущих расходов на обслуживание долга);

  ·  рефинансирование — погашение долга за счет средств от новых заимствований;

  ·  новация — замена одного обязательства другим с согласия кредитора;

Информация о работе Государственный и муниципальный кредит