Государственный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:49, контрольная работа

Описание работы

Основная часть работы посвящена проблеме организации контрольной работы, проводимой соответствующими финансовыми органами.
Отмечены основные задачи и функции данного органа контроля, порядок проведения проверок, также затронуты вопросы правовой основы финансового контроля.
Дальнейшее его развитие и эффективность во многом зависят от создания новой законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне.

Содержание

Введение 3
1. Сущность государственного финансового контроля 4
2. Органы финансового контроля 7
3. Формы и методы финансового контроля 13
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

КОНТР ГОТОВАЯ ПО ФИНАНСАМ.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

     Органы  исполнительной власти направляют контрольную  деятельность подведомственных им органов  государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

     В пределах своих полномочий Правительство  РК контролирует составление и исполнение государственного бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением Законов РК и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов РК, принимает меры по устранению их нарушения.

     В полномочия Правительства РК входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других ,включая органы государственной службы финансовой сферы. При этом Правительство РК вправе отменить акты указанных органов.

     Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство РК принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Так, Правительством РК утверждены Положение о Министерстве финансов РК, Положение о казначействе РК, о других службах, где закреплены функции по финансовому контролю.

     Важнейшее место в системе финансового  контроля занимает Министерство финансов РК, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

     Прежде  всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки государственного бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций.

     Следует при этом отметить, что контрольные  полномочия Минфина РК распространяются на финансовые средства только государственного уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов РК, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в РК.

     Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, отметим, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов РК и местных бюджетов, если субъект РК получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

     Финансовый  контроль осуществляют все структурные  подразделения МФРК соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения государственного бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. В связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением казахстанского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы ГНС наделены  широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства. Одновременно, для обеспечения безопасности  РК и укрепления государственной дисциплины в области налогообложения были созданы органы налоговой полиции, которые включают в Государственную службу налоговой полиции, территориальные и местные органы.

     Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой – страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения  соблюдения требований законодательства РК о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

     Перестройка банковской системы и возникновение  коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков (кредитных  органов) в области финансового  контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит Центральному Банку Казахстана. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение – Департамент банковского надзора. При этом ЦБР вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании.

     Впервые в законодательном плане решен вопрос об обязательности ведомственного или внутреннего контроля. Главным распорядителем и распорядителем бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.

     Наряду  со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРК существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно для проведения финансового контроля – это Контрольно-ревизионное управление. С его территориальными органами на местах. Подробно порядок организации контрольной работы органов КРУ их функции и задачи мы рассмотрим в следующей главе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 

           Финансовый контроль как специализированный  вид управленческой деятельности  и особая отрасль экономических знаний располагает разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной или основанными на достижениях смежных областей (бухгалтерского учета, статистики, финансов, государственного бюджета).

           Системность контроля достигается комбинированным использованием его различных видов: логического и математического, документального и фактического.

           Деление контроля на документальный  и фактический носит в известной  мер условный характер ибо  в основе этого разграничения  лежатразличные источники данных.

           Так, источниками информации для  документального контроля служат: первичные документы, регистры  бухгалтерского учета; бухгалтерская,  статистическая и оперативно-техническая  отчетность, нормативная, проектно-конструкторская,  технологическая и другая документация.

           Фактический контроль базируется  на изучении фактического состояния  проверяемых объектов по данным  их осмотра в натуре (пересчета,  взвешивания, лабораторного анализа  и т.д.), он не может быть всеобъемлющим  ввиду непрерывности хозяйственных операций.

           К основным способам документального  контроля можно отнести:

  • формальную и арифметическую проверку документов;
  • юридическую оценку хозяйственных операций, отраженных в документах;
  • логический контроль объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций;
  • сплошное и выборочное наблюдение;
  • встречную проверку документов;
  • способ обратного счета, основанный на предварительной экспертной оценке материальных затрат с целью последующего определения величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени контроля имеются в наличии;
  • оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета;
  • балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей с их отражением в финансово-бухгалтерской документации.

     Приемы  фактического контроля могут быть подразделены на три группы:

  • инвентаризация;
  • экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного объема и количества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции;
  • визуальное наблюдение при непосредственном обследовании складских помещений, производственных подразделений, состояния контрольно-пропускного режима.

           Среди форм финансового контроля  выделяют предварительный, текущий  и последующий контроль.

           Предшествуя проведению хозяйственных  и финансовых операций, предварительный  контроль носит предупреждающий  контроль. В этом случае проверяются  подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финансовых планов, сметы, кредитные и кассовые заявки.

           Текущий контроль осуществляется  в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупредить потери и убытки.

     Последующий контроль охватывает весь объем хозяйственной  и финансовой деятельности проверяемой  организации. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением  хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за период, позволяет  вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

     Финансовый  контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы  его осуществления. Применение конкретного  метода зависит от ряда факторов: правового  положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. используются следующие методы финансового контроля: наблюдения, анализ ФХД, надзор, ревизии, проверки (документации, состояния учета и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и др.

     Основной  метод финансового контроля –  ревизия, то есть наиболее глубокое и  полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.

     По  объекту проверки различают ревизии  документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные. По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих проверки), комплексными (проводимыми совместно с несколькими контролирующими органами).

     Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.

             Немаловажное место среди методов  финансового контроля занимает  счетная проверка отчетности, которая  представляет собой совокупность  специальных приемов контроля  достоверности бухгалтерских отчетов  и балансов.

           Выделяют три основных этапа  счетной проверки:

  • проверка согласованности показателей различных форм отчетности;
  • сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;
  • проверка обоснованности учетных записей по данным первичных документов.

           Результаты счетно-аналитических  проверок оформляются соответствующим  актом. Акт проверки имеет целью  указать прежде всего на неэффективное,  нерациональное использование государственного  имущества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию бюджетного кодекса.

          В целях наиболее полного выполнения  Указа Президента РК от 03.03.98 г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. Создание такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ Казахстана, выполняющих контрольные функции.

Информация о работе Государственный финансовый контроль