Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:32, дипломная работа
Задачами дипломной работы являются:
- раскрытие экономической сущности государственного долга и его
составляющих;
- исследование механизма нормативно-правового регулирования
государственного долга России;
- изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
- проведение исследований в области истории долгового финансирования
дефицита бюджета России;
- анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга
Российской Федерации;
- раскрытие проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего
государственного долга;
- оценка влияния государственного долга на экономику России;
- анализ путей оптимизации внешней и внутренней задолженности
Российской Федерации.
Введение 3
1. Сущность государственного долга как экономической категории 6
1.1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование
государственного долга России. 6
1.2. Механизм роста государственного долга. 12
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
24
2.1. История внешнего долгового финансирования
дефицита бюджета России. 24
2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации. 31
2.2. Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации. 46
2.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга. 58
2.5. Проблемы влияния государственного долга на экономику России 61
3. Пути оптимизации государственного долга россии 74
3.1. Общие принципы организации и задачи системы управления
государственным долгом. 74
3.2. Методы управления государственным долгом. 83
3.3. Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного
долга России. 101
Заключение 113
Список использованной литературы 117
Приложения 123
нее. Так, в результате принятых обязательств Россия должна была
сосредоточить основные силы против Германии, а русскому фронту против
Австро-Венгрии отводилась второстепенная роль, что ограничивало оперативную
свободу российского командования. Благодаря этому займу, Россия удержала
установленное еще в 1896 г. денежное обращение, основанное на золоте.
Вообще
публичные займы царской
деления на внутреннюю и внешнюю задолженность, а состояли из двух основных
категорий: займов для общих нужд государства (65%) и для строительства
железных дорог (35%). На начало 1914 г. общий публичный долг составлял 8,8
млрд., иностранная часть задолженности была менее 45% [58, 27].
После
революции 1917 г. государственная
политика внешней
стала еще более жесткой и целенаправленной, что объяснялось, прежде всего,
необходимостью восстановления основных устоев и параметров дореволюционной
самообеспеченной экономики в условиях внешней кредитной блокады. В
обоснование такой политики следует отметить, что стратегия предоставления
заемных средств той или иной стране, как со стороны правительств,
международных организаций, так и со стороны коммерческих структур, во все
времена определялась, прежде всего, политическими соображениями, затем
экономическими и уже затем гуманитарными. Политическую окраску имеют и
современные неформальные клубы кредиторов – Парижский и Лондонский, процесс
принятия решений которыми фактически не регулируется никакими положениями
[60, 59].
Наверное, единственный в истории классический дефолт – отказ
большевиков от царских долгов – произошел в России. Это повлекло за собой
исключение России из международных отношений и конфискацию всей иностранной
собственности (на 300 млрд. долл.) [40, 6]. Однако, уже к 1927 г. советское
правительство расплатилось с самыми крупными кредиторами: банками «Креди-
Лионэ», «Сосьете-Женераль» и другими.
Историческая
оправданность стремления к
мере проявилась
в Великой Отечественной войне,
поддержке со стороны западных союзников. Хотя заимствования по
американскому ленд-лизу (системе материальной поддержки союзников США по
антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны), полученные в виде
аренды военной техники и поставок продовольствия, внесли огромный вклад в
повышение мобильности советской армии. Поставки по ленд-лизу в период с 11
марта 1941 г. по 1 августа 1945 г. получили 42 страны, их объем,
приходящийся на СССР, составил 9,8 млрд. долл. [69, 59].
В литературе встречаются различные оценки ленд-лиза для экономики СССР
и его победы в отечественной войне. Так, советские источники подчеркивали
тот факт, что поставки по ленд-лизу составляли лишь незначительную часть
объема отечественного производства (долгое время во многих публикациях
фигурировала цифра около 4%).
Однако трудно переоценить помощь автомобильной техникой, внесшую
огромный вклад
в повышение мобильности
действий было поставлено 427 тыс. машин (в основном, «Студебекер», а также
«Додж» и «Форд»), что составило 195% от общего выпуска советских машин.
Поставки продовольствия по ленд-лизу по калорийности из расчета норм
военного времени могли бы обеспечить содержание 10-миллионной армии в
течение более чем трех лет [69, 60].
Огромное значение для авиационной промышленности имели американские
поставки алюминия, которые составили 258 тыс. тонн, что примерно было равно
его производству в СССР.
Для
самих США производство ленд-
мощный толчок развитию американской экономики, созданию новых рабочих мест.
Ленд-лиз принес огромные политические дивиденды, которые способствовали
упрочению положения Соединенных Штатов в мире.
Сейчас реализация соглашения от 18.10.1972 г. об урегулировании
претензий США к СССР по ленд-лизу в размере 722 млн. долл. до 2001 г.
фактически приостановлена.
Кроме
ленд-лизовских поставок
СССР по кредитам, хотя размер последних был значительно меньше поставок по
ленд-лизу. Важное значение имело соглашение о канадском кредите в размере
10 млн. долл. от 8 сентября 1941 г. на закупку пшеницы и муки.
Англия предоставила кредит на основе соглашения от 16 августа 1941 г. в
размере 10 млн. фунтов стерлингов на 5 лет из расчета 3% годовых. В 1942 г.
сумма кредита возросла до 25 млн. фунтов стерлингов, а в последствии была
еще увеличена. В настоящее время основная часть этих кредитов погашена [69,
61].
Принцип
обеспечения внешней
конца 80-х годов,
поэтому внешнеэкономические
период отличались безукоризненной платежеспособностью. Однако строгая
государственная внешнеторговая и валютная монополия, отказ от участия в
международных экономических организациях, а также контроль за общением с
внешним миром привели к самоизоляции страны, что проявилось в отставании,
как в экономическом отношении, так и в финансовом. Первое выражалось в
перекосах развития различных отраслей, например, опережающем развитии
военно-промышленного комплекса в ущерб сельскому хозяйству и гражданским
отраслям промышленности, приведшем к утрате самообеспеченности
продовольствием и другими товарами народного потребления, увеличению их
импорта, изысканию для этого дополнительных валютных средств и, как
следствие, росту займов за рубежом.
С распадом
СССР к негативным
такие факторы, как потеря части территориально-хозяйственного пространства
и всех связанных с ним прежних преимуществ и развал устоявшихся внутренних
экономических связей [58, 27].
Все
это, вылившись в глубокое
падение национального
исчезновением целых промышленных отраслей, финансовый кризис и дефолт по
внешнеэкономическим обязательствам, открыло страну для возрастающего
влияния зарубежных сил, оставшихся по своей сути геополитическими.
В 80-е гг. правительство Горбачева М.С. заняло значительные средства на
мировых финансовых рынках: около 20 млрд. долл. – кредиты зарубежных
правительств, 20 млрд. долл. – кредиты коммерческих банков, еще 5 – 10
млрд. долл. составили поставки зарубежных предприятий, предоставивших свою
продукцию в среднесрочный кредит [58, 29].
Основной особенностью этих западных кредитов было то, что они
привлекались и погашались исключительно в денежной форме – в свободно
конвертируемой валюте, которую можно было получить либо за счет экспорта на
западные рынки, либо за счет новых кредитов. В результате за период 1985-
1991 гг. общая сумма внешнего долга СССР западным странам возросла почти в
три раза – с 22,5 до 65,3 млрд. долларов [20, 19].
Такие займы имели бы смысл, если бы с их помощью увеличился уровень
капиталовложений в Советском Союзе. Но в условиях нерыночной экономики эти
средства ушли на увеличение текущего потребления и на капиталовложения, не
принесшие практической пользы. Поэтому, с приближением сроков погашения
долгов, у правительства не оказалось средств для их выплаты.
Некоторое
время правительство
валютных резервов. Но к 1991 г. СССР оказался неплатежеспособным.
Следует отметить, что практика погашения задолженности за счет
золотовалютных резервов применялась в России уже давно, и сами эти резервы,
начиная с 1914 г., целенаправленно снижались. За три года до Октябрьской
революции золотой запас России составлял более 1337 тонн и был самым
крупным в Европе. В настоящее время, по заявлению Геращенко В., датируемому
01.12.2000 г., золотовалютные резервы РФ к концу 2000 года не превысят 28-
29 миллиардов долларов [33].
В момент распада СССР в конце 1991 г. внешний долг Союза составлял
около 90 (по другим оценкам – 70) млрд. долларов [58, 30]. К тому времени
кредитоспособность СССР была отчасти подорвана вследствие накопившихся за
1989 и 1990 гг. крупных задолженностей перед иностранными фирмами-
поставщиками. Большую часть долга СССР – около 37 млрд. долл. – составляла
задолженность перед государствами-кредиторами, входящими в Парижский клуб,
около 16 млрд. – задолженность по кредитам коммерческих банков.
В соответствии с общим правилом правопреемства: «долг государства-
предшественника переходит к правопреемникам в справедливой доле,
определяемой на основе учета имущества, прав и интересов, которые переходят
к соответствующему государству-правопреемнику в связи с данным
государственным долгом» [50, 355] 28 октября 1991 г. десять республик –
правопреемниц СССР подписали меморандум о договоренности, подтвердив свою
солидарную ответственность за погашение долга бывшего Советского Союза.
Понятие солидарной ответственности означало, что каждая республика в
отдельности и все вместе несут ответственность по долгам Советского Союза.
4 декабря 1991 г.
был подписан договор о
долги и активы бывшего СССР были поделены между республиками.
Затем
на основе меморандума о
странами-кредиторами
и государствами –
соглашение об отсрочке платежей по основной сумме долгов, срок которых
наступал в 1992 г. Но это соглашение не было выполнено. Из всех бывших
советских республик только Россия осуществила частичные платежи (и то в