Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:32, дипломная работа

Описание работы

Задачами дипломной работы являются:
- раскрытие экономической сущности государственного долга и его
составляющих;
- исследование механизма нормативно-правового регулирования
государственного долга России;
- изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
- проведение исследований в области истории долгового финансирования
дефицита бюджета России;
- анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга
Российской Федерации;
- раскрытие проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего
государственного долга;
- оценка влияния государственного долга на экономику России;
- анализ путей оптимизации внешней и внутренней задолженности
Российской Федерации.

Содержание

Введение 3

1. Сущность государственного долга как экономической категории 6
1.1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование
государственного долга России. 6
1.2. Механизм роста государственного долга. 12
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
24
2.1. История внешнего долгового финансирования
дефицита бюджета России. 24
2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации. 31
2.2. Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации. 46
2.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга. 58
2.5. Проблемы влияния государственного долга на экономику России 61
3. Пути оптимизации государственного долга россии 74
3.1. Общие принципы организации и задачи системы управления
государственным долгом. 74
3.2. Методы управления государственным долгом. 83
3.3. Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного
долга России. 101
Заключение 113
Список использованной литературы 117
Приложения 123

Работа содержит 1 файл

Государственный долг.docx

— 252.26 Кб (Скачать)

развитие приходится 0,24 млрд. (5%) и 0,16 млрд.  (3%)  соответственно  [39,

26].

    Следует  отметить, что  сотрудничество  с  международными  организациями

выходит за рамки  чисто финансовых отношений. Сотрудничество с МВФ  оказывает

довольно заметное влияние на суверенный кредитный  рейтинг,  что  сказывается

на  восприятии  иностранными  инвесторами  перспектив  вложений  средств   в

экономику государства (в международной  практике  широко  используется  даже

термин IMF-approved destinations – одобренные МВФ страны) [62, 51].  Условия

заимствований   у   международных    финансовых    организаций    достаточно

привлекательные: это «дешевые» (низкий процент)  и  «длинные»  (долгий  срок

использования) деньги.

    Хотя  в экономических исследованиях  существуют  мнения,  что  выполнение

условий, которыми было обусловлено  получение  этих  кредитов,  имело  общее

отрицательное воздействие  на экономическую ситуацию в стране [45, 100].

    Еврооблигации  – заем Правительства России  на открытом рынке, агентом  по

платежам по которым  выступает Внешэкономбанк, а кредиторами  – любые  частные

и институциональные  инвесторы. Эти займы брались  правительством  в  1996  –

1998 гг., всего было  размещено четыре  транша  еврооблигаций  (таблица  2.4)

(по другим данным  – 7 траншей – см. Приложение 5 [51]).

                                                                Таблица 2.4.

              Выпуски российских еврооблигаций  в 1996-1998 гг. 

|Выпуск   |Срок |Объем      |Спрэд[2]          |Цена  |Купон|Дата      |

|         |обращ|выпуска    |                  |размещ|, %  |погашения |

|         |ения |           |                  |ения  |     |          |

|Россия I |5 лет|$ 1 млрд.  |345 базисных      |99,567|9,25 |29.11.2001|

|Россия II|     |DM 2 млрд. |пунктов           |      |9    |          |

|         |7 лет|$ 2 млрд.  |370 базисных      |101,75|10   |25.03.2004|

|Россия   |     |DM 1,25    |пунктов           |      |9,375|          |

|III[3]   |10   |млрд.      |365 базисных      |99,164|     |26.06.2007|

|Россия IV|лет  |           |пунктов           |      |     |          |

|         |7 лет|           |475 базисных      |99,668|     |31.03.2005|

|         |     |           |пунктов           |      |     |          | 

    Выпуск  российских  евробовдов  номинирован   в  американских  долларах,

немецких марках, итальянских лирах.  Этот  долг  является  приоритетным  для

государства  и,  согласно  многочисленным  заявлениям  правительства,  будет

погашаться  в  первую  очередь.   Общая   сумма   долга   по   номиналу   по

еврооблигациям  составляет около 16 млрд. долл., купон  фиксированный.

    Что  касается валютной структуры  российского внешнего долга в   целом,  а

также перспектив перевода долга России в евро,  то  здесь  может  показаться

интересным материал, посвященный этому вопросу  (Приложение  6),  взятый  из

сайта Министерства финансов [26].

    Первый  на российском рынке внутренний  облигационный заем в  иностранной

валюте (ОГВВЗ) на сумму 7,9 млрд. долл. (в дальнейшем увеличен  еще  на  1,6

млрд. долл.) не был  займом  в  общепринятом  смысле,  то  есть  не  являлся

добровольным  с  точки  зрения  инвестора  вложением   средств   в   покупку

облигаций,   а   представлял   собой    принудительное    и    избирательное

переоформление  долга  (секьюритизацию).  Данное  обстоятельство,  а   также

низкий процент  и  отдаленные  сроки  погашения  предопределили  практически

полное отсутствие спроса на внутреннем рынке и, как  следствие,  сверхнизкие

цены. Самым популярным способом их использования  в  то  время  была  оплата

уставного  капитала.  Вместе  с  тем  сверхнизкая  цена  привлекла  внимание

западных  инвесторов,  скупивших  большую  часть  ОГВВЗ.  Поэтому  формально

внутренний долговой инструмент стал внешним [63, 47].

    Впоследствии  были выпущены  облигации  второго,  третьего,  четвертого,

пятого, шестого  и седьмого траншей. Долг по  ОВВЗ  разбит  в  приведенной  в

начале пункта 2.2 классификации  структуры  внешнего  долга  на  две  части,

поскольку 3-, 4- и 5-й  транши ОВВЗ относятся к 1992 г. выпуска, а 6-й и  7-й

– к 1996 г. Третий выпуск  должен  был  быть  погашен  в  мае  1999  г.,  но

Правительство РФ перенесло срок  погашения  на  декабрь  1999  г.,  выплатив

купоны по всем траншам, в том числе  и  третьему.  Общий  объем  номинальной

суммы этого долга  составляет 9,6 млрд. долл.,  с  фиксированным  купоном  3%

годовых. Заемщиком  по этим бумагам выступает Минфин,  агент  по  платежам  –

Внешэкономбанк. В  российской практике формально бумаги считаются  внутренним

государственным долгом, номинированным в валюте, хотя  большинство  западных

экономистов относит  их к внешнему долгу [45, 102].

    Россия  взяла   на   себя   также   обязательства   по   урегулированию

задолженности бывшего  СССР и перед странами, не входящими  в Парижский  клуб.

Остатки задолженностей  предполагается  гасить  товарными  поставками.  Так,

например, долг перед  Словакией на начало 1999 г. составил 1,8  млрд.  долл.,

перед Венгрией – 480  млн.  долл.,  Республикой  Корея  –  170  млн.  долл.,

Болгарией – 100 млн. долл., Польшей – 20 млн. долларов [63, 42].

    Наиболее  сложной для урегулирования до  последнего  времени  оставалась

такая группа долгов, как коммерческая задолженность  перед  десятками  тысяч

иностранных фирм-экспортеров  большинства развитых стран мира (4 млрд.  долл.

без процентов). Российское Правительство признало эту  группу  задолженности

только в октябре 1994 г.

    В 1994 г. больше половины коммерческой  задолженности  было  передано  в

Лондонский и  Парижский клубы. Оставшаяся часть  была объединена по  страновым

группам (клубам).  На начало 1999 г. их существовало 14:  датский  (агент  –

EKF), бельгийский  (OFN), французский (Eurobank),  итальянский  (Mediocredito

Centrale), корейский  (Seoul Club), финский (FIMET),  шведский  (STC  Group),

английский (Morgan Grenfell),  австрийский  (Prisma),  голландский  (FSNUC),

швейцарский (UBS), японский (TCGJ),  немецкий  (Hermes)  и  чешско-словацкий

(смешанная   торговая  палата  «Восток»).   Кроме   того,   осталось   девять

индивидуальных  японских кредиторов, крупнейшие из которых Matubeni  Corp.  и

Nissho Iwai Corp. [63, 43]. 
 

    2.2. Современное  состояние внутреннего долга  Российской Федерации. 
 
 

    Современный   государственный  внутренний  долг  России  разбит  на  две

категории:  долговые  обязательства   правительства   и   целевые   долговые

обязательства.  Внутренний  долг  классифицируется  по  инструментальному  и

институциональному  признаку.

    Внутренние  долговые обязательства можно  условно  разбить  на  рыночные,

существующие в  форме эмиссионных ценных бумаг, и  нерыночные,  возникшие  по

итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные  в  счет  финансирования

образовавшейся  задолженности.

    Рыночные  внутренние долговые обязательства   можно  классифицировать  по

сроку обращения: краткосрочные  –  государственные  краткосрочные  облигации

(ГКО);  казначейские  обязательства  (КО);  облигации   банка  России  (ОБР);

среднесрочные - облигации  федеральных займов  с  переменными  и  постоянными

купонами (ОФЗ); облигации  государственного  сберегательного  займа  (ОГСЗ);

облигации золотого  федерального  займа  (ОЗФЗ);  к  долгосрочным  некоторые

экономисты   относят   облигации   внутреннего   валютного    займа    (ОВВЗ

Внешэкономбанка) [18, 37].

    К нерыночным  относятся: векселя  Министерства  финансов,  задолженность

Центробанку и  так далее.

    Рассмотрим  особенности  обращения  и   погашения   перечисленных   выше

долговых обязательств правительства, использовавшихся в 1994-2000 годах  для

финансирования  дефицита федерального бюджета.

    Облигация  символизирует государственное  долговое обязательство  и   дает

право ее владельцу  по истечении определенного срока  получить  обратно  сумму

долга и проценты. Продавая облигацию, государство  обязуется  вернуть  сумму

долга в определенный срок с процентами или выплачивать  проценты  в  течение

всего срока пользования  заемными средствами,  а  по  истечении  этого  срока

вернуть и сумму  долга [67, 338].

    По облигациям  государственных займов доход  может выплачиваться  в   виде

процентов,  выигрышей  или  не  выплачиваться  вовсе  (по  целевым  займам).

Государство  устанавливает  нарицательную   стоимость   облигаций,   которая

обозначается  на  облигации  и  выражает  денежную  сумму,   предоставленную

держателем облигации  государству во временное пользование. Именно эта  сумма

выплачивается владельцу  облигации в момент погашения  и  на  нее  начисляются

проценты. Однако реальная доходность облигаций для  их  держателей  (курсовая

цена) может быть выше или ниже установленного номинального процента.

    Государственные  бескупонные краткосрочные облигации  (ГКО) эмитируются с

мая 1993 г. по  поручению  Правительства  Министерством  финансов.  Гарантом

функционирования   ГКО   выступает   Центральный   банк   России,    который

обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций.  Покупателями  их

могут выступать  не только юридические, но и  физические  лица.  Эмиссия  ГКО

осуществляется  в форме отдельных выпусков на срок 3,  б,  9  и  12  месяцев.

Облигации существуют только в виде записи на счетах [34, 172].

    До августа  1998 г. государство ни разу не  нарушило сроков погашения   по

ГКО  и  обязательств  по  выплате  процентов.  После  внутреннего   дефолта,

фактически объявленного правительством России 17 августа 1998  г.  по  своим

обязательствам, расчеты  с держателями ГКО были приостановлены.

    Впоследствии  была проведена реструктуризация  этой  задолженности  путем

проведения  новации.   Работы   по   реструктуризации   ГКО   регулировались

Распоряжениями  Правительства  РФ  от  12.12.98  №  1787-р  «О  новации   по

государственным ценным бумагам» и от 20.11.99 № 1904-р [72, 37].

    Согласно  Распоряжению Правительства №  1787-р держатели  ГКО  и   ОФЗ  со

Информация о работе Государственный долг