Государственный долг: содержание и основные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Однако государственный долг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.

Поэтому целью работы является раскрытие сущности государственного долга и основных проблем управления им, изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

1.1 Дефицит бюджета и государственный долг

1.2 Понятие внутреннего государственного долга

1.3 Понятие внешнего государственного долга

2. МЕТОДЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

2.1 Общие принципы обслуживания государственного долга

2.2 Обслуживание внутреннего государственного долга

2.3 Обслуживание внешнего государственного долга

3. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

3.1 Анализ государственного долга РФ на примере 2009 года

3.2 Проблемы сокращения внутреннего государственного долга

3.3 Проблемы сокращения внешнего государственного долга

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курсяк 2010г.docx

— 50.62 Кб (Скачать)

- государственные  долгосрочные облигации;

- облигации государственного  сберегательного займа;

- облигации внутреннего  государственного валютного займа;

- казначейские  векселя и обязательства: золотые  сертификаты Министерства финансов  РФ. Федеральным законом «О восстановлении  и защите сбережений граждан  Российской Федерации» обесцененные  после 1991 года вклады граждан  признаны внутренним долгом государства.

 

Таблица 2.3 Структура  и динамика государственного внутреннего  долга (в части государственных  ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) в период с 01.10.10 г. по 31.10.10 г. (млрд. руб.)

 
Виды  государственных ценных бумаг По состоянию  на 01.10.10 Изменение госдолга с 01.10.10 по 31.10.10 По состоянию  на 01.11.10  
ОФЗ-ПД 1 053,068 + 84,906 1 137,974  
ОФЗ-АД 815,584   815,584  
ГСО-ППС 170,415 - 30,000 140,415  
ГСО-ФПС 132,000   132,000  
Итого 2 171,067 + 54,906 2 225,973  
         

Источник: данные Министерства Финансов РФ.

В первом полугодии 2010 г. продолжилось восстановление рынка  облигаций федеральных займов (ОФЗ). Наблюдался рост интереса участников рынка к ОФЗ в условиях наличия  значительных объемов ликвидных  рублевых ресурсов и стабилизации на большинстве сегментов российского  финансового рынка. Объем спроса на гособлигации на первичном и вторичном рынках превышал объем предложения (за исключением апреля-мая).

Таким образом, в первом полугодии 2010 г. наблюдалось  умеренное увеличение объема рыночного  портфеля гособлигаций и незначительное сокращение его дюрации. Эмитент осуществлял размещение и доразмещение крупных объемов среднесрочных выпусков ОФЗ, постепенно снижая стоимость привлечения заимствований и задавая новый, более низкий уровень доходности гособлигаций на вторичных торгах. Увеличение оборачиваемости ОФЗ и сокращение волатильности доходности на вторичном рынке свидетельствуют о некотором росте ликвидности рынка государственного внутреннего облигационного долга. В условиях исполнения федерального бюджета с дефицитом в 2010 г. и на протяжении ряда последующих лет с учетом ограниченности средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния роль эффективно функционирующего рынка ОФЗ как альтернативно го источника финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации приобретает особую значимость, что создает благоприятные условия для дальнейшего развития рынка ОФЗ1. Российский рынок капитала 2010. Департамент исследований и информации Банка России : Обзор финансового рынка. - 2010. - № 2 (69). - С. 12 - 16..

2.3 Обслуживание  внешнего государственного долга

Под внешним  государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной  валюте.

Обслуживание  государственного внешнего долга РФ производится Банком России и его  учреждениями, если иное не предусмотрено  Правительством РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга  осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Управление государственным  внешним долгом осуществляется правительством РФ или уполномоченным им Министерством  финансов РФ.

В состав государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются:

1) номинальная  сумма долга по государственным  ценным бумагам Российской Федерации,  обязательства по которым выражены  в иностранной валюте;

2) объем основного  долга по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств  по государственным гарантиям  Российской Федерации, выраженным  в иностранной валюте.

Государственные внешние заимствования -- займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают договорные обязательства государства как заемщика или как гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Право осуществления таких заимствований и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий и договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит России в лице Правительства РФ либо уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Стратегия управления государственным внешним долгом России - изменение долговой стратегии  и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга  функционировала в период с 2000 по 2008 гг. Основная задача в рассмотрении данного вопроса - предложение разумной долгосрочной политики государства  в области управления государственным  долгом. В силу сложившихся обстоятельств  в наибольшей степени это относится  к внешнему долгу. И здесь целесообразно  обратиться к современному мировому опыту конверсионных финансовых методов урегулирования внешней  задолженности, как наиболее гибких и адекватных современному состоянию  и кредитным возможностям России.

Финансовый механизм конверсионной схемы состоит  в ликвидации части внешней задолженности  путем его обмена на национальные активы - национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы и  т.п. Наиболее приемлемым для России могут быть следующие варианты Чернышева  Т.Ю. Модели управления государственным  долгом / Т.Ю. Чернышева // Финансы и  кредит. - 2007. - № 24 (264). - С. 17-24.:

- долг в обмен  на экспорт. Имеется к виду  не сырьевой экспорт, а экспорт  готовой продукции. Этот вариант  позволяет поддержать конкурентоспособные  производства в стране, развивать  экспорт, осваивать новые рынки  сбыта, а следовательно, сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал (космическая, алюминиевая, авиационная промышленность и другие), которые уже сейчас выпускают продукцию, соответствующую мировым стандартам и могут способствовать росту экономики в целом.

- долг в обмен  на собственность. Этот вариант  проводится в рамках программы  приватизации, а также предполагает  обмен долговых обязательств  на акции приватизируемых предприятии  и привлечение стратегических  инвесторов. В этом случае важно  провести оценку стоимости отечественных  предприятий в соответствии со  стандартами мирового рынка, а  обмен долговых обязательств  на акции должен осуществляться по выгодному для России курсу. Важно определить также доли акций (компаний) в собственности в собственности при конверсии долга.

- долг в обмен  на налоги. В этом случае предполагается  законодательное установление таких  налоговых льгот для инвесторов - держателей внешнего долга, которые  побудили бы их к инвестициям. 

Разрешение на конверсию должно предоставляться  только при осуществлении инвестиций, важных для экономики России. В  этом случае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

- выплата процентных  платежей по внешнему государственному  долгу в местной валюте. Этот  вариант используется в мировой  практике в следующих случаях.  Выплаты осуществляются по привлекательному  для кредиторов курсу, но перевод  денег в счет процентных платежей  осуществляется на специальные  инвестиционные счета в отечественных  банках, причем средства с этих  счетов могут быть направлены  только для осуществления прямых  инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции с такого  рода средствами и доходами  могут осуществляться лишь по  истечении установленного в договоре  конверсии срока (как минимум  - через год).

- долг в обмен  на наличные. Предполагает выкуп  долга с дисконтом на вторичном  рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается  номинальный долг и имеет место  экономия на будущих процентных  выплатах. Процедура этой операции  такова: правительство назначает  агента, обладающего достаточным  опытом по купле-продаже внешних  долгов (как правило, это крупный  коммерческий банк) и устанавливает  дисконт к номиналу долга, согласно  которому оно готово выкупить  у агента купленные им долги.

- реструктуризация  долга. Этот способ регулирования  задолженности весьма распространен  в современных условиях. Под реструктуризацией  понимается погашение долговых  обязательств с одновременным  осуществлением заимствований (принятием  на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых  обязательств с установлением  иных условий обслуживания долгов  и сроков их погашения. Реструктуризация  долга может быть осуществлена  с частичным списанием (сокращением)  суммы основного долга.

Для оценки государственного внешнего долга также применяются  показатели процентного соотношения  суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в  экспортной выручке, характеризующие  уровень долгового бремени для  национальной экономики Семенкова Е.В., Алексанян В.М. Реструктуризация государственной задолженности/ Е.В. Семенков, В.М. Алексанян // Финансы. - 2008. - №5. - С. 12.

Таблица 2.4 Динамика государственного внешнего долга России

 
Дата Сумма, млрд. долл. США  
1991, 25 декабря 95,0  
1997, 31 декабря 123,5  
2000, 1 января 158,7  
2001, 1 января 143,7  
2002, 1 января 133,5  
2003, 1 января 125,7  
2004, 1 января 121,7  
2005, 1 января 114,1  
2006, 1 января 76,5  
2007, 1 января 52,0  
2008, 1 января 44,9  
2009, 1 января 40,6  
2010, 1 января 37,6  
     

Источник: данные Федеральной службы государственной  статистики РФ.

 

3. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

3.1 Анализ государственного  долга РФ на примере 2009 года

Структура российского  внешнего долга за последние годы претерпела существенное положительное  изменение. Данные анализа (табл. 3.1.) показывают, что доля государственного долга резко сократилась -- если на долю правительства и ЦБ в 2000 году приходилось 80% всего внешнего привлечения, то в 2004 году эта доля упала до 49%, а в 2009 году до 7%. Зато банки и компании воспользовались доступностью внешних рынков и за предыдущие годы серьезно увеличили свои внешние займы. Долг российских компаний за период с 2004 по 2008 год вырос на 205 млрд. долларов, а долг российских банков за этот же период возрос на 134 млрд. долларов Орлова Н.И. Внешний долг: бремя или возможность? / Н.И. Орлова // Банковское обозрение. - 2010. - № 2 (133). - С. 14-17..

Таблица 3.1 Структура  внешнего долга России, 2000-2008 годы

 
  2000 2004 2008 2000 2004 2008  
  млрд. долл. США %          
Всего 160,0 213,5 480,5 100 100 100  
Государство 128,6 105,5 32,8 80 49 7  
Банки 9,0 32,3 166,3 6 15 35  
Компании 22,4 75,7 281,4 14 35 59  
               

Источник: данные ЦБ РФ и Альфа-Банка.

Информация о работе Государственный долг: содержание и основные формы