Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа
Однако государственный долг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.
Поэтому целью работы является раскрытие сущности государственного долга и основных проблем управления им, изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1 Дефицит бюджета и государственный долг
1.2 Понятие внутреннего государственного долга
1.3 Понятие внешнего государственного долга
2. МЕТОДЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
2.1 Общие принципы обслуживания государственного долга
2.2 Обслуживание внутреннего государственного долга
2.3 Обслуживание внешнего государственного долга
3. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
3.1 Анализ государственного долга РФ на примере 2009 года
3.2 Проблемы сокращения внутреннего государственного долга
3.3 Проблемы сокращения внешнего государственного долга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- государственные долгосрочные облигации;
- облигации государственного сберегательного займа;
- облигации внутреннего
государственного валютного
- казначейские
векселя и обязательства:
Таблица 2.3 Структура и динамика государственного внутреннего долга (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) в период с 01.10.10 г. по 31.10.10 г. (млрд. руб.)
Виды государственных ценных бумаг | По состоянию на 01.10.10 | Изменение госдолга с 01.10.10 по 31.10.10 | По состоянию на 01.11.10 | |
ОФЗ-ПД | 1 053,068 | + 84,906 | 1 137,974 | |
ОФЗ-АД | 815,584 | 815,584 | ||
ГСО-ППС | 170,415 | - 30,000 | 140,415 | |
ГСО-ФПС | 132,000 | 132,000 | ||
Итого | 2 171,067 | + 54,906 | 2 225,973 | |
Источник: данные Министерства Финансов РФ.
В первом полугодии
2010 г. продолжилось восстановление рынка
облигаций федеральных займов (ОФЗ).
Наблюдался рост интереса участников
рынка к ОФЗ в условиях наличия
значительных объемов ликвидных
рублевых ресурсов и стабилизации на
большинстве сегментов
Таким образом, в первом полугодии 2010 г. наблюдалось умеренное увеличение объема рыночного портфеля гособлигаций и незначительное сокращение его дюрации. Эмитент осуществлял размещение и доразмещение крупных объемов среднесрочных выпусков ОФЗ, постепенно снижая стоимость привлечения заимствований и задавая новый, более низкий уровень доходности гособлигаций на вторичных торгах. Увеличение оборачиваемости ОФЗ и сокращение волатильности доходности на вторичном рынке свидетельствуют о некотором росте ликвидности рынка государственного внутреннего облигационного долга. В условиях исполнения федерального бюджета с дефицитом в 2010 г. и на протяжении ряда последующих лет с учетом ограниченности средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния роль эффективно функционирующего рынка ОФЗ как альтернативно го источника финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации приобретает особую значимость, что создает благоприятные условия для дальнейшего развития рынка ОФЗ1. Российский рынок капитала 2010. Департамент исследований и информации Банка России : Обзор финансового рынка. - 2010. - № 2 (69). - С. 12 - 16..
2.3 Обслуживание
внешнего государственного
Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте.
Обслуживание государственного внешнего долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Управление государственным внешним долгом осуществляется правительством РФ или уполномоченным им Министерством финансов РФ.
В состав государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная
сумма долга по
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
3) объем обязательств
по государственным гарантиям
Российской Федерации,
Государственные внешние заимствования -- займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают договорные обязательства государства как заемщика или как гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Право осуществления таких заимствований и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий и договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит России в лице Правительства РФ либо уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.
Стратегия управления государственным внешним долгом России - изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга функционировала в период с 2000 по 2008 гг. Основная задача в рассмотрении данного вопроса - предложение разумной долгосрочной политики государства в области управления государственным долгом. В силу сложившихся обстоятельств в наибольшей степени это относится к внешнему долгу. И здесь целесообразно обратиться к современному мировому опыту конверсионных финансовых методов урегулирования внешней задолженности, как наиболее гибких и адекватных современному состоянию и кредитным возможностям России.
Финансовый механизм конверсионной схемы состоит в ликвидации части внешней задолженности путем его обмена на национальные активы - национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы и т.п. Наиболее приемлемым для России могут быть следующие варианты Чернышева Т.Ю. Модели управления государственным долгом / Т.Ю. Чернышева // Финансы и кредит. - 2007. - № 24 (264). - С. 17-24.:
- долг в обмен
на экспорт. Имеется к виду
не сырьевой экспорт, а
- долг в обмен
на собственность. Этот
- долг в обмен
на налоги. В этом случае предполагается
законодательное установление
Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осуществлении инвестиций, важных для экономики России. В этом случае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.
- выплата процентных
платежей по внешнему
- долг в обмен
на наличные. Предполагает выкуп
долга с дисконтом на
- реструктуризация
долга. Этот способ
Для оценки государственного внешнего долга также применяются показатели процентного соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики Семенкова Е.В., Алексанян В.М. Реструктуризация государственной задолженности/ Е.В. Семенков, В.М. Алексанян // Финансы. - 2008. - №5. - С. 12.
Таблица 2.4 Динамика государственного внешнего долга России
Дата | Сумма, млрд. долл. США | |
1991, 25 декабря | 95,0 | |
1997, 31 декабря | 123,5 | |
2000, 1 января | 158,7 | |
2001, 1 января | 143,7 | |
2002, 1 января | 133,5 | |
2003, 1 января | 125,7 | |
2004, 1 января | 121,7 | |
2005, 1 января | 114,1 | |
2006, 1 января | 76,5 | |
2007, 1 января | 52,0 | |
2008, 1 января | 44,9 | |
2009, 1 января | 40,6 | |
2010, 1 января | 37,6 | |
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики РФ.
3. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
3.1 Анализ государственного долга РФ на примере 2009 года
Структура российского внешнего долга за последние годы претерпела существенное положительное изменение. Данные анализа (табл. 3.1.) показывают, что доля государственного долга резко сократилась -- если на долю правительства и ЦБ в 2000 году приходилось 80% всего внешнего привлечения, то в 2004 году эта доля упала до 49%, а в 2009 году до 7%. Зато банки и компании воспользовались доступностью внешних рынков и за предыдущие годы серьезно увеличили свои внешние займы. Долг российских компаний за период с 2004 по 2008 год вырос на 205 млрд. долларов, а долг российских банков за этот же период возрос на 134 млрд. долларов Орлова Н.И. Внешний долг: бремя или возможность? / Н.И. Орлова // Банковское обозрение. - 2010. - № 2 (133). - С. 14-17..
Таблица 3.1 Структура внешнего долга России, 2000-2008 годы
2000 | 2004 | 2008 | 2000 | 2004 | 2008 | ||
млрд. долл. США | % | ||||||
Всего | 160,0 | 213,5 | 480,5 | 100 | 100 | 100 | |
Государство | 128,6 | 105,5 | 32,8 | 80 | 49 | 7 | |
Банки | 9,0 | 32,3 | 166,3 | 6 | 15 | 35 | |
Компании | 22,4 | 75,7 | 281,4 | 14 | 35 | 59 | |
Источник: данные ЦБ РФ и Альфа-Банка.
Информация о работе Государственный долг: содержание и основные формы