Государственный долг: содержание и основные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Однако государственный долг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.

Поэтому целью работы является раскрытие сущности государственного долга и основных проблем управления им, изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

1.1 Дефицит бюджета и государственный долг

1.2 Понятие внутреннего государственного долга

1.3 Понятие внешнего государственного долга

2. МЕТОДЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

2.1 Общие принципы обслуживания государственного долга

2.2 Обслуживание внутреннего государственного долга

2.3 Обслуживание внешнего государственного долга

3. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

3.1 Анализ государственного долга РФ на примере 2009 года

3.2 Проблемы сокращения внутреннего государственного долга

3.3 Проблемы сокращения внешнего государственного долга

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курсяк 2010г.docx

— 50.62 Кб (Скачать)

4. Проблемы с  внутренним рынком заимствований.  Если ставка процента на внутреннем  рынке велика, и правительство  вынуждено сокращать объем внутреннего  долга, часто оно прибегает  к дополнительным заимствованиям  на внешнем рынке, переводя  часть внутреннего долга во  внешний долг.

Проблема внешнего дефолта доставляет не меньшие неприятности и кредиторам, которые могут из-за дефолта страны должника попросту обанкротиться. Не удивительно, что были созданы  специальные организации кредиторов: Парижский клуб кредиторов, объединивший основные страны - кредиторы (в их число  вошла и Россия) и Лондонский клуб, объединивший банкиров для решения  проблем с внешним долгом.

Какова же основная стратегия поведения кредиторов с должниками, близкими к внешнему дефолту? В 1980-х годах существовало 2 мнения по поводу разрешения проблем  кредиторов:

План Бейкера (Baker plan, 1985-1988) предполагал решить проблему с помощью выдачи новых кредитов странам должникам для того, что бы они могли выиграть время и увеличить свой экспорт и производство, чтобы выплатить и новые и старые долги. План предполагал обязательное осуществление структурных реформ в странах-должниках. Был признан неудачным, и был заменен на план Брэди.

План Брэди (Brady plan, 1989) предполагал прощение части долга странам должникам. Кредиторам предлагалось списать часть долга, перевести его в более длинные бумаги с меньшей доходностью. МВФ должен активно участвовать в помощи станам, остро нуждающимся во внешних займах, а не ждать того, как разрешатся переговоры с кредиторами. Оказался более успешным.

Успешность плана  Брэди сделала практику списания части долгов кредиторами правилом в мировых финансах и сейчас вместе со структурными реформами экономики страны-должника является основным рецептом выхода из долгового кризиса. Мировой банк идентифицировал 25 стран с низким уровнем дохода как сильно обремененными внешним долгом.

Программа внешних  заимствований, разработанная Минфином РФ, устанавливает предельный размер государственных внешних займов РФ, а также максимальный объем  использования кредитов на предстоящий  финансовый год, ежегодно утверждаемый в форме федерального закона. Как  правило, он не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и  выплате основной суммы государственного внешнего долга. По оценкам экономистов, Россия может относительно безопасно  осуществлять платежи при ежегодном  росте экономики на уровне 7-10%.

дефицит бюджет долг государственный

 

2. МЕТОДЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

2.1 Общие принципы  обслуживания государственного  долга

Выплаты процентов  по долгу и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.

Система обслуживания государственного долга представляет собой мощный инструмент перераспределения  доходов производственного сектора  в пользу финансового сектора. Данный вывод относится как к добровольной, так и к принудительной формам заимствования. В первом случае используется опосредованный способ перераспределения через аномальный уровень доходности инструментов. Во втором -- практикуется непосредственный способ перераспределения через неэквивалентные, монопольно низкие цены покупки инструментов государственного долга финансовыми посредниками у первичных владельцев, представляющих главным образом производственный сектор. Очевидным результатом такого перераспределения является относительное сокращение доходов у производственного сектора и рост доходов у финансового сектора. При этом часть сверхдоходов используется финансовым сектором откровенно непроизводительно. Часть сверхдоходов используется «производительно», т.е. вкладывается в развитие экономики, однако в те ее отрасли, которые не способны обеспечить формирование фундамента для сбалансированной и высокоорганизованной экономики (импорт потребительских товаров, экспорт сырья). Лишь несущественная часть таких доходов расходуется в целях действительного развития экономики через участие в капитале предприятий и предоставление средств на модернизацию технологии.

Экономическим итогом функционирования рыночной системы  государственного долга выступает  общее существенное сужение инвестиционных возможностей экономики.

Расходы по обслуживанию государственного долга РФ приведены  в табл. 2.1.

Таблица 2.1 Расходы  по обслуживанию государственного долга  РФ

 
Годы Все расходы  Федерального бюджета (млрд. руб.) В том числе  на обслуживание государственного долга  
    млрд. руб. Удельный вес  во всех расходах (%)  
1996 356,2 44,6 12,5  
1997 436,6 44,4 10,2  
1998 472,2 148,7 31,5  
1999 667,6 162,9 24,4  
2000 855,1 220,1 25,7  
2001 1193,5 239,8 20,1  
2002 1947,3 285,0 14,6  
2003 2345,6 277,7 11,8  
2004 2659,4 287,6 10,8  
2005 3047,9 205,5 6,7  
2006 4270,1 198,5 4,6  
2007 5463,5 143,0 2,6  
2008 6729,8 153,4 2,3  
2009 9 845,4 202,8 2,0  
2010 Федеральный  закон "О федеральном бюджете  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (с учетом Федерального  закона от 23.07.2010г. № 185-ФЗ). 9 887,0 280,3 2,8  
         

Источник: составлено автором.

Основные принципы обслуживания и погашения долга  определяют требования к структуре  долгового портфеля, процедурам управления http://geoims.com/ Управление Финансами.

Принцип 1. Долгосрочные заемные средства составляют основу портфеля заимствований.

Инвестиционные  проекты по развитию инфраструктуры могут иметь достаточно длительные сроки окупаемости или вообще не достигать порога рентабельности. Такие проекты должны финансироваться  за счет долгосрочных заимствований. Наращивание  краткосрочных долговых обязательств создает угрозу для финансовой стабильности бюджетной системы.

Принцип 2. Структура  долгового портфеля обеспечивает равномерный  график совокупных ежегодных выплат по обслуживанию и погашению долговых обязательств.

Наличие «пиков»  выплат по долговым обязательствам негативно  сказывается на текущей ликвидности  и требует заблаговременного  создания крупных резервов, что, в  свою очередь, снижает эффективность  использования финансовых ресурсов. Равномерный график погашения и  обслуживания долговых обязательств позволяет  повысить финансовую стабильность и  эффективность использования финансовых ресурсов при неизменном уровне долговой нагрузки.

Принцип 3. Портфель заимствований субъектов Российской Федерации максимально диверсифицирован по видам обязательств и кредиторам.

При существенной роли заемных средств органы власти субъекта Российской Федерации в  своей финансовой деятельности стремятся  к максимальной диверсификации структуры  портфеля заимствований с целью  снижения зависимости от одного кредитора  или одного долгового инструмента. Доступ к различным рынкам заимствований  позволяет повышать финансовую гибкость и подбирать оптимальные условия  для новых заимствований в  зависимости от текущей конъюнктуры.

Принцип 4. Приоритетное обслуживание одних долговых обязательств по отношению к другим осуществляется только в случае, если это оговорено  в условиях заимствований.

Приоритетное  положение одних кредиторов по отношению  к другим может быть установлено  соответствующими документами при  выпуске долговых обязательств. Информация о наличии приоритетных обязательств доступна для всех кредиторов. Дискриминация тех или иных держателей равных по приоритету долговых обязательств не допускается.

Принцип 5. Составляется план (прогноз) обслуживания и погашения  долга.

План (прогноз) обслуживания погашения долга отражает текущую  структуру долга, потребность в  заимствованиях, предполагаемые параметры  новых заимствований, динамику процентных ставок и курсов валют и долговые параметры среднесрочного финансового  плана субъекта Российской Федерации.

Принцип 6. Просроченная кредиторская задолженность подлежит погашению в рамках бюджета текущего года или реструктуризации в долговые обязательства.

Просроченная  кредиторская задолженность, не являясь  частью государственного долга, по своей  природе очень к нему близка -- наращивание кредиторской задолженности может использоваться в качестве альтернативы привлечению заемных средств. Необходимо, чтобы просроченная кредиторская задолженность по результатам сверки с дебиторами была признана регионом или муниципальным образованием. После этого она может быть погашена в рамках бюджета текущего года или реструктуризирована. Под реструктуризацией понимается основанное на соглашении прекращение обязательств с заменой их долговыми обязательствами, например кредитными соглашениями.

2.2 Обслуживание  внутреннего государственного долга

Обслуживание  государственного внутреннего долга  РФ производится Банком России и его  учреждениями путем осуществления  операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов  в виде процентов по ним или  в иной форме.

Выполнение Банком России функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате  доходов в виде процентов по ним  осуществляется на основе специальных  соглашений, заключаемых с федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции  эмитента государственных ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

Оплата услуг  агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга.

Обслуживание  государственного внутреннего долга  субъекта РФ, муниципального долга  производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми  актами органов местного самоуправления.

Информация о  долговых обязательствах вносится уполномоченными  органами в Государственную долговую книгу РФ, государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную  долговую книгу в срок, не превышающий 3 дня с момента возникновения  обязательства.

Информация, внесенная  в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу РФ, в порядке и в сроки, которые установлены этим органом. В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично и другая информация Государственные и муниципальные финансы : учеб. пособие / [под ред. Г.Б. Поляка]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С. 231-239..

В государственную  долговую книгу субъекта РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта РФ по всем государственным  заимствованиям субъекта РФ, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью  или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается  органом исполнительной власти субъекта РФ.

Таблица 2.2 Внутренний долг Российской Федерации

 
Показатель По состоянию  на 01.12.10 (млн. руб.)  
Объем государственного внутреннего долга  Российской Федерации, в том числе: 2 579 128,221  
Государственные гарантии Российской Федерации в  валюте Российской Федерации 280 639,747  
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО) 2 292 076,637  
     

Источник: данные Министерства Финансов РФ.

Долговые обязательства  различаются по срокам на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет).

Основные государственные  долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:

- государственные  краткосрочные облигации ГКО;

Информация о работе Государственный долг: содержание и основные формы