Государственный долг России: состояние и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

России за 20 лет предстоит выплатить до $ 130 млрд. долга, при условии, что к новым заимствованиям мы прибегать не будем. Это значит, что государственный долг ещё долго будет острой проблемой для России.
Россия не является страной с экстремально высоким уровнем государственного долга. Однако, ситуация требует постоянного контроля. В целом пора перейти к радикальному улучшению управления государственным долгом. Нужен общий полный мониторинг, включая задолженность банков и по лизингу, ибо неуправляемо растут и заимствования на территории субъектов Федерации.

Содержание

Введение………………..…………………………………………………...3
Глава 1.
1.1 Понятие и значение государственного долга…...…………………….5
1.2 Структура государственного долга………...………………………....14
1.3 Управление государственным долгом………………………….…….17
Глава 2.
2.1 Состав и структура внутреннего и внешнего государственного долга…………………………………………………………………………20
2.2 Современное состояние государственного долга России …………..28
2.3 Внутренний и внешний долги США……………………….…..……..31
Глава 3.
3.1 Основные проблемы управления государственным долгом в РФ …34
3.2 Модели решения проблемы……………………………………………40
Заключение…………………………………………………………………49
Список использованной литературы……………………………………...53

Работа содержит 1 файл

FINANS_NAUChNAYa_RABOTA.docx

— 223.62 Кб (Скачать)

В России именно в 2004-2005 гг. созрели условия для проведения обменов "долги на проведение природоохранной деятельности". В проведении таких обменов потенциально заинтересованы все стороны, и Россия, и банки кредиторы, и природоохранные организации. Между тем, специфика российских условий, в частности, отсутствие организованного вторичного рынка внешнего долга, отсутствие опыта проведения подобных операций и операций по выкупу долгов, а также иногда напряженные отношения с международными финансовыми кругами, скажется на проведении первых ДНП. Учитывая сложную российскую экологическую и экономическую обстановку и недостаток средств на финансирование природоохранных мер, обмены ДНП могут стать уникальным и эффективным инструментом, позволяющим получить значительные средства в защиту природы, одновременно уменьшая бремя внешнего долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

России за 20 лет предстоит  выплатить до $ 130 млрд. долга, при  условии, что к новым заимствованиям мы прибегать не будем. Это значит, что государственный долг ещё  долго будет острой проблемой  для России. Что будет в будущем  на рынке внешнего и внутреннего  долга сейчас, пожалуй, предсказать  никто не берётся. Есть, конечно, пессимистические и оптимистические прогнозы, но ответить на вопрос, сможет ли Россия расплатиться с долгами сейчас очень сложно.

На данный момент нашей  стране исправно удаётся платить  по долгам в основном¸ благодаря  удачной мировой конъюнктуре. Но реструктурируя долги, правительство создало так называемые «пиковые годы», сможем ли мы отвечать по обязательствам в эти периоды, если вдруг сырьевые рынки ответят падением котировок? Ответить на все эти вопросы очень сложно. Во-первых, потому что наше государство переживает нелёгкий период в своей истории. Для того чтобы забыть о проблеме долгов, нужно прежде всего переориентировать экономику, снизить зависимость от спекуляции с ценой на нефть.

Известно, что государство  способно платить по долгам, если ВВП  данной страны растёт на 4-5% в год. Это  безболезненный вариант, чем ниже показатель тем «больнее» для страны. Российская экономика последние годы показывает рост в 6-7% ВВП. Что ж будем надеяться, что данная позитивная ситуация закрепиться.

Россия не является страной  с экстремально высоким уровнем  государственного долга. Однако, ситуация требует постоянного контроля. В  целом пора перейти к радикальному улучшению управления государственным  долгом. Нужен общий полный мониторинг, включая задолженность банков и  по лизингу, ибо неуправляемо растут и заимствования на территории субъектов  Федерации. На начало 2004 г. они составляли около 218 млрд. руб., при доле ценных бумаг около 17%. Растут также заимствования муниципалитетов. На обслуживание муниципального долга в 2003 г. направлялось порядка 4 млрд. руб. Правда, их доля в расходах муниципальных бюджетов не превышает 0, 5%. Требуется также существенная корректировка всей политики управления государственным долгом, предусматривающая ужесточение процедур публичного финансового менеджмента. Имеется в виду принятый в бюджетном законодательстве довольно свободный режим лимитирования всех параметров долга, установления сроков заимствований, особенно внутренних. Нужны механизмы ограничения соблазнов правительства, отражаемых в программах внутренних и внешних заимствований. Ныне действующий публичный финансовый менеджмент, связанный с принятием решений по управлению государственным долгом, к сожалению, не отражает стратегические национальные экономические интересы страны.

Опыт последнего десятилетия  показал, что использование такого "встроенного стабилизатора", каким считается государственный  долг, не подчинено улучшению инвестиционного  обеспечения политики активизации  качественного, структурного экономического роста и замедляет решение  задач восстановления экономики. Самой  существенной конструктивной мерой  в области государственного долга  должно стать использование посильных  для экономики заимствований  для государственных капитальных  вложений непосредственно в производство и в социальный комплекс.

Использование различных  программ и инновационных механизмов, позволит правительству в разы сократить  долг. Наряду с этим в целях соблюдения международных статистических стандартов и обеспечения аналитической  информации, необходимой лицам, ответственным  за управление государственным долгом, было бы целесообразно рассмотреть  некоторые изменения в бюджетном  законодательстве и законодательстве о государственных ценных бумагах. Так, на мой взгляд, целесообразно  представлять данные по государственному долгу не только по принципу валют, но и по принципу резидентной принадлежности. Было бы полезно ввести наряду с номинальной оценкой долга его стоимостную оценку на рыночной основе. В целях учета и контроля необходимо отражать просроченную задолженность и просроченные проценты по долгу в качестве отдельной подкатегории соответствующей конкретной категории долга. Важно также проводить отражение долговых обязательств, гарантированных Правительством Российской Федерации, в учете как долг Правительства Российской Федерации только в том случае, когда гарантия приводится в действие и Правительство Российской Федерации как гарант принимает на себя обязанности по обслуживанию долга.

Принятие соответствующих  изменений и дополнений действующего законодательства позволит осуществлять достоверный учет состояния государственного долга и операций по его обслуживанию, создать работоспособный механизм управления государственным долгом, повысить эффективность заемной  и долговой политики, обеспечить действенный  контроль над государственным долгом на основе прозрачности долговой политики для кредиторов и инвесторов, российского  общества в целом.

Другой важный вопрос: как  распорядиться привлеченными ресурсами. При их использовании на текущее  государственное потребление и  выплату заработной платы новая  добавленная стоимость не создается, т.е. нет основы для возврата кредитов. Она возникает только в том  случае, если заемные средства будут  вложены в высокодоходные инвестиционные проекты.

Начиная с 2000 года, кредитные  рейтинги России неуклонно завоёвывали  всё новые и новые высоты. На данный момент вкладывание денег  в российские ценные бумаги не сопряжено  с теми огромными рисками, существовавшими  в пост-девальвационный период. Всё это ведёт к удешевлению российского долга, что благоприятно сказывается на нашей экономике.

В кратчайшие сроки правительству  необходимо решить следующие первостепенные задачи:

поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне, недопущение переполнения рынка  заемными обязательствами государства  и резкого колебания их котировки, минимизация стоимости долга  для государства,

обеспечение своевременного исполнения и обслуживания обязательств в полном объеме.

Это позволит избежать нежелательных  последствий для российской экономики.

Но не будем забывать, что Россия является также крупнейшим кредитором. Объём задолженности  перед Российской Федерацией сопоставим с объёмом её внешнего долга. Но в  большинстве своём это просроченная и безнадёжная задолженность. Однако именно эти средства могут стать  механизмом регулирования долгом. Списывая или реструктурируя задолженность перед нашими должниками, Россия может ждать ответных позитивных мер в отношении собственного долга. Лишь недавно в конце ноября мы списали 80% задолженности Ирака, но следует напомнить, что все 100% задолженности считались безнадёжными, но теперь оставшиеся 20% Россия может направить на выплату суверенного долга.

В общем и целом произошедшие изменения в области государственного долга носят позитивную окраску. Конечно же, существуют и негативные стороны, но главное, что никто не может отрицать, это реальное сокращение долгов. Ускорение данного процесса, на мой взгляд, позволит в долгосрочной перспективе избавить будущие поколения  от наследия кризисных периодов начала 90-х.

 

Список  использованной литературы

 

  1. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: ЮНИТИ, 1997.
  2. Вавилов А.П. Государственный долг. Уроки кризиса и принципы управления. – М.: Терра, 2003.
  3. Российской Федерации» от 4 марта 1997 г. № 245-ФЗ
  4. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации 2000 г. № 12 (36)
  5. Вавилов А.П., Внутренние проблемы внешнего долга // КоммерсантЪ №59, 2000.
  6. В неоправданном долгу // Деньги №17, 2000
  7. Локтионов Н. Что нам стоит взять взаймы // Государственный финансовый 
    контроль. 2001. №2. С.7.
  8. Илларионов А. Платить или не платить // Вопросы экономики. 2001. №10.
  9. Никитин В. Сколько и кому мы все-таки должны // РФ сегодня. 2002. №1.
  10. Кабашкин В. Кто и как контролирует долги // РФ сегодня. 2002. №1.
  11. Серия публикаций Департамента природоохранной политики и экспертизы Российского представительства WWF.
  12. politeconomy.ng.ru – Интернет-версия газеты «Независимая газета»
  13. Алхимия бюджета // Профиль, 13 октября 2003.
  14. Материалы инвестиционной компании Файнэншл Бридж.
  15. Материалы аналитической лаборатории "Веди".
  16. Статьи из журнала «Финансы и кредит»
  17. Статьи из журнала «Деньги, кредит, банки»
  18. www.minfin.ru – официальный сайт министерства финансов России.
  19. www.government.gov.ru – официальный сайт правительства России.
  20. www.rcb.ru - РосБизнесКонсалтинг.
  21. www.kommersant.ru – Интернет-версия газеты «Коммерсант».
  22. www.veb.ru – официальный сайт Внешэкономбанка.
  23. www.polit.ru – информационное агентство Полит.ру.

 


Информация о работе Государственный долг России: состояние и перспективы