Государственный долг России: состояние и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

России за 20 лет предстоит выплатить до $ 130 млрд. долга, при условии, что к новым заимствованиям мы прибегать не будем. Это значит, что государственный долг ещё долго будет острой проблемой для России.
Россия не является страной с экстремально высоким уровнем государственного долга. Однако, ситуация требует постоянного контроля. В целом пора перейти к радикальному улучшению управления государственным долгом. Нужен общий полный мониторинг, включая задолженность банков и по лизингу, ибо неуправляемо растут и заимствования на территории субъектов Федерации.

Содержание

Введение………………..…………………………………………………...3
Глава 1.
1.1 Понятие и значение государственного долга…...…………………….5
1.2 Структура государственного долга………...………………………....14
1.3 Управление государственным долгом………………………….…….17
Глава 2.
2.1 Состав и структура внутреннего и внешнего государственного долга…………………………………………………………………………20
2.2 Современное состояние государственного долга России …………..28
2.3 Внутренний и внешний долги США……………………….…..……..31
Глава 3.
3.1 Основные проблемы управления государственным долгом в РФ …34
3.2 Модели решения проблемы……………………………………………40
Заключение…………………………………………………………………49
Список использованной литературы……………………………………...53

Работа содержит 1 файл

FINANS_NAUChNAYa_RABOTA.docx

— 223.62 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КРАСНОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

Кафедра Финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

 

 

НАУЧНАЯ РАБОТА

 

 

 

на тему   «Государственный долг России: состояние и перспективы»

студентов 2  курса очной формы обучения

специальности    «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Теплинского Виталия Сергеевича

Рябининой Елены  Васильевны

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 Научный руководитель работы

 к.э.н., доцент - Терещенко Татьяна Александровна

 

 

 

 

 

Краснодар

2012

Содержание

 

Введение………………..…………………………………………………...3

Глава 1.

1.1 Понятие и значение государственного  долга…...…………………….5

1.2 Структура государственного долга………...………………………....14

1.3 Управление государственным долгом………………………….…….17

Глава 2.

2.1 Состав и структура внутреннего и внешнего государственного                              долга…………………………………………………………………………20

2.2 Современное состояние государственного долга России …………..28

2.3 Внутренний и внешний долги США……………………….…..……..31

Глава 3.

3.1 Основные проблемы управления государственным долгом в РФ …34

3.2 Модели решения проблемы……………………………………………40

Заключение…………………………………………………………………49

Список  использованной литературы……………………………………...53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Всем  известно, что всё мировое сообщество берёт в долг. Берёт для нужд собственного государства, для покрытия государственного дефицита, для финансирования каких-то социальных программ.

В прессе можно встретить очень  много публикаций на тему государственного внешнего и внутреннего долга  и соответственно истории его  возникновения. Толпы политиков  сражаются за право называться первооткрывателями в области урегулирования государственного внешнего долга.

Проблема  долга важна и для нас простых  граждан, потому что пока государство  не выплатит государственный долг, оно не сможет вкладывать больше денег  в социальную сферу: в образование, в здравоохранение, в увеличение оплаты социальных нужд и т.д.

Возможно, внешний долг не так сильно заботит  россиян сегодня, когда перед  нами все признаки кризисной экономики: инфляция, безработица, спад производства, тяжелое положение в социальной сфере. Но уже теперь ясно, что этот ряд будет пополнен не менее серьезной  проблемой.

Бюджетная, долговая и валютная политика государства  неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический  рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в  целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению  воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки  возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность  на финансовых рынках в отношении  инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

Актуальность  рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

1.1 Понятие  и значение государственного  долга

С появлением государства возникли и  его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало к  жизни такие финансовые категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства  расширялись его функции, росли  потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых  поступлений для их покрытия скоро  стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных  доходов – неналоговых платежей.

С течением времени налогов и неналоговых  доходов для покрытия всех государственных  расходов оказалось недостаточно, и  государство вынуждено было прибегать  к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и тому подобных. Монарх и его правительство направляли средства, полученные с помощью займов, в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных  расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и  неналоговым доходам. Заимствования  явились первой и самой распространенной формой государственного долга.

Основную  массу денежных ресурсов, предназначенных  для финансирования общегосударственных  нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового  состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов  государство вынужденно привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований  является государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых  заемщиком выступает государство  в лице его органов, а кредиторами  — физические и юридические лица. В сфере международных отношений  государство выступает одновременно и кредитором, и заемщиком.

Государственный кредит предоставляется на началах вероятности и платности, однако он отличается от банковского и коммерческого кредитов.

Во-первых, аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.

Банковский  кредит — это движение ссудного капитала, предоставляемого банками  предприятиям и организациям для  обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и  повышения его эффективности. Целью  предоставления такого кредита служит получение прибыли в виде ссудного процента, поэтому кредитор заинтересован  в эффективном использовании  ссужаемых средств. Кроме того, производительное использование кредита гарантирует  возврат заимствованных ресурсов. Таким  образом, мобилизация временно свободных  ресурсов кредитором в силу его экономических  интересов носит производительный характер.

Во-вторых, при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности — товары (товарораспорядительные документы), ценные бумаги и др. При заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество, находящееся в его собственности.

Функционирование  государственного кредита ведет  к образованию государственного долга. Государственный долг — это  сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные  по ним проценты. В зависимости от срока погашения государственный долг делится на основной и текущий. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

В современных условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных  расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к  инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета  и растущих заимствований существенно  возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний.

Значительные  размеры государственного долга  отражают кризисное состояние экономики  России. Увеличение заимствований на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга и уменьшению государственных  расходов по другим направлениям.

Такие масштабы государственного долга требуют  и соответствующего управления им. Одним из методов регулирования  является утверждение законодательной  властью его верхних пределов. Федеральным законом « О федеральном бюджете на 2000 год» установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2001 г.: по долговым обязательствам — в сумме 593,2 млрд. руб., по целевым долговым обязательствам — в сумме 30 млрд. руб. Этим же законом установлен и предельный размер государственных внешних заимствований РФ (несвязанных финансовых кредитов) на 2000 г. в сумме до 9,0 млрд. долл. США.

Обслуживание  государственного внутреннего долга  возложено на Центральный банк РФ.

В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально- государственных  и административно- территориальных  образований РФ, т.е. муниципальных  займов, если они не гарантированы  Правительством РФ. Ответственность по муниципальным займам несут органы, их выпустившие.

Государственный внутренний долг обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства  РФ.

Выплата доходов по займам и их погашение  являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их пролонгации, т.е. удлинению сроков погашения, или конверсии - уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.

Основная  цель выпуска займов в сегодняшней  России — это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму  задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных  расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный  внутренний долг тесно связан с государственным  бюджетом как фактом своего происхождения.

Ведущими  методами финансирования государственного долга являются денежно- кредитная  эмиссия и выпуск государственных  займов.

Наиболее  целесообразным является выпуск государственных  ценных бумаг, но в этом случае перед  государством возникает серьезнейшая задача, связанная с поиском оптимального сочетания видов государственных  ценных бумаг по срокам обращения, уровням  доходности и другим качествам. Даже в странах со стабильной экономикой используются различные подходы. Так, долгое время в США предпочтение отдавалось долгосрочным ценным бумагам; в Германии, Японии, Франции, Англии – среднесрочным. Доля краткосрочных  ценных бумаг в этих странах незначительна.

Различают внешний и внутренний государственный  долг.

Отметим, что в России сложился отличный от общемирового подход к такому разделению. Закон РФ "О государственном  внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.

В мировой же практике существуют следующие  определения:

Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так  как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы  оплатить проценты по долгу и сам  долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после  выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний  долг – это долг государства своему населению. Долговые обязательства  могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска  ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Внутренние  долговые обязательства можно условно  разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и не рыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и  выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение  первых достаточно регламентированы и  включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих  законодательных актов.

Информация о работе Государственный долг России: состояние и перспективы