Государственный долг республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 11:27, реферат

Описание работы

Государственный долг оказывает огромное влияние на экономику страны. Практически все государства мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Понятие и виды государственного долга Республики Казахстан 5
2 Причины возникновения государственного долга 9
3. Управление, погашение и обслуживание государственного долга 11
Заключение 14
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по Экономике госуд.долг.docx

— 48.29 Кб (Скачать)
 

     Как видно из данных таблицы 2, начиная  с 2008 года ситуация становится  аналогичной  ситуации  2005 года. Доля правительства  и Национального банка мала, их суммарное максимальное значение, за анализируемый период, достигает  всего 3,6 %  (3,4 и 0,2) в 2005 году.

       Анализ состава и структуры  валового внешнего долга выявил  следующие тенденции: размер валового  внешнего долга на душу населения  государства имеет постоянную  тенденцию к увеличению; в   составе валового внешнего долга  в анализируемом периоде преобладает  доля долгосрочных ссуд.

     Особенностью  привлечения внешних заимствований  Казахстаном в предкризисный  период явилась агрессивная политика субъектов финансового сектора  страны, а именно банков. Темпы роста  банковских внешних заимствований  в период 2003-2007 годов составляли более 200% (таблица 2).  

     Таблица 2 – Динамика валового внешнего долга  банков Казахстана 

Показатели 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Всего внешние долги банков - млн. долл. 3519,3 7681,5 15316,3 33323,4 45946,2 39221,1 30073,9
Темп  роста -% 250,6 218,3 199,4 217,6 137,9 85,3 76,7
Краткосрочные

займы - млн. долл.

1354,7 2290,2 6297,2 7465,5 6102,8 3093,3 3938,4
Удельный  вес в общей сумме - % 38,5 29,8 41,1 22,4 13,3 7,9 13
Долгосрочные

займы - млн. долл.

2164,6 5391,3 9019,1 25857,9 39843,4 36127,8 26135,5
Удельный  вес в общей сумме - % 61,5 70,2 58,9 77,6 86,7 92,1 87
Примечание - Составлено  по данным Национального  банка РК
 

     Преодолевая трудности, связанные с кризисом,  коммерческие банки были вынуждены активно применять методы реструктуризации кредитов.

     Развитие  кризиса в банковской системе обусловило необходимость государственного вмешательства Фонда Национального благосостояния «Самрук-Казына».

     В настоящее время при отсутствии доступа к источникам внешних  заимствований и сохранении высокого уровня внешней задолженности, большинство  казахстанских банков было вынуждено  сильно сократить свою целевую активность, оптимизировать направления деятельности по привлечению внешних займов, что  вызвало сокращение кредитования экономики  и населения с соответствующими последствиями. Сокращение объемов  внешнего фондирования негативно повлияло на способность банков предоставлять  новые кредиты заемщикам и  способствовало снижению темпов кредитования экономики. Необходимость выплаты  и рефинансирования крупных внешних  долгов фактически вынудили банки с  высокой степенью задолженности  к переориентации своей деятельности на обслуживание внешнего долга. 

     Другим  результатом влияния мирового кризиса  стала практика увеличения внешних  заимствований  у международных  финансовых организаций для реализации государственных и инвестиционных программ национальных компаний. Это является положительным фактом для банковской системы страны, так как финансирование проектов происходит не за счет депозитов казахстанских компаний в банках страны, а за счет внешних займов, что не приводит к сокращению активов банковской системы.

     Внутренний  государственный долг - это составная  часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами.  Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.

     Внутренний  государственный долг рассматривается  как «заем нации сам себе»  и не влияет на общие размеры совокупного  богатства нации. Определенные отрицательные  последствия по его управлению перекрываются  положительными эффектами от мобилизации  дополнительных финансовых ресурсов в  инвестиции или развитие экономики  страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствие наличия внутреннего государственного долга:

  1. погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом, происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;
  2. для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.
  3. действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.
 

Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются:

  • население;
  • корпорации;
  • банки;
  • другие финансовые и кредитные учреждения.
 

   2. Причины возникновения  государственного  долга

     Государственный долг вызван использованием государственных  займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для  расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. Наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.

     Основной  причиной или «спусковым крючком» кризисных явлений в Казахстане стали  огромные внешние заимствования банков. Финансовая система страны на год раньше, чем  другие страны СНГ, вступила в кризис с огромным внешним долгом. Экономика Казахстана столкнулась с неблагоприятными последствиями массового притока иностранного капитала.

     Отсутствие  системы мониторинга внешних  заимствований и должного контроля за их использованием создало угрозу для национальной экономической  безопасности Республики Казахстан, поскольку  обеспечением по большинству международных  заимствований Казахстана, корпораций и банков являются их активы.

     Фундаментальные особенности развития национальной экономики предкризисных лет  – доходы сырьевых отраслей, рост государственных  расходов, нерациональное размещение заимствованных денег внутри страны, стали одними из основных факторов уязвимости экономики. Недостаточная  степень разработанности основ  организации внешних заимствований  привели к бессистемному  привлечению  и использованию заемных средств.

     В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление  государственного долга связано  исключительно с ухудшением экономической  ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможность привлечения  заемных средств (и как следствие  увеличив государственный долг) возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой  пользой для своей страны.

     Стратегический  план развития Республики Казахстан  до 2020 года ориентирует государство  на ускорение диверсификации экономики  в соответствии с реализацией  программы форсированной индустриализации страны и развития инфраструктуры. Переход от экстенсивного, сырьевого  пути развития к индустриально –  инновационной модели экономического роста требует обеспечения макроэкономической стабильности, развития конкурентоспособных  финансовых институтов и улучшения  условий доступа к долгосрочным финансовым ресурсам.

     В докризисный период государство  не  вмешивалось в деятельность банков, не интересовалось, из каких  источников происходит фондирование банков. Мировой финансово-экономический  кризис показал, что подобная практика не приемлема. Без государственного регулирования экономика и финансовый сектор не смогут стабильно развиваться. Только при тесном взаимодействии государства  с частным бизнесом, используя  механизм государственного - частного партнерства, можно преодолеть последствия  долгового кризиса и не допустить  его развития в дальнейшем.

     Внешние заимствования выступают одним  из главных видов международного движения капитала, являются мощным фактором мирового развития. Главным источником внешних заимствований является еврорынок со всем многообразием  форм заимствований. 

3. Управление, погашение и обслуживание государственного долга  

     Управление  государственным долгом – это  деятельность государства в лице уполномоченных органов по обеспечению  рационального и эффективного заимствования  и оптимизации стоимости обслуживания государственного кредита. Управление осуществляется в целях избежания  макроэкономических трудностей и проблем  платежного баланса в будущем.

      Управление  государственным долгом включает в  себя:

  1. Ежегодную оценку состояния и прогноза на предстоящий десятилетний период государственного и гарантированного государством заимствования и долга с определением в ней показателей, в соответствии с которыми устанавливаются объемы погашения и обслуживания, лимиты правительственного долга, заимствования и долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий. Этот документ подготавливается Министерством Финансов Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан и уполномоченным за разработку Программы государственных инвестиций государственным органом на основе долгосрочного прогноза экономического развития страны, объемов и структуры накопленного государственного и гарантированного государством долга, прогнозов изменений на рынках ссудного капитала.
  2. Определение Министерством Финансов Республики Казахстан объемов, форм и условий заимствования Правительством Республики Казахстан лимитов и объемов погашения и обслуживания правительственного долга, лимитов заимствования и долга местных исполнительных органов, утверждаемых в республиканском и местных бюджетах на соответствующий год. По займам Национального Банка эти процедуры осуществляются самим Национальным Банком Республики Казахстан.
  3. Регистрацию Министерством Финансов Республики Казахстан займов Национального Банка Республики Казахстан, Правительства и местных исполнительных органов; контроль и мониторинг условий правительственных займов и займов местных исполнительных органов и их изменений.
  4. Осуществляемые Министерством Финансов Республики Казахстан контроль и мониторинг получения, погашения и обслуживания займов Правительства и местных исполнительных органов.
  5. Подготовка и реализация мероприятий по оптимизации структуры долга, в том числе по государственным ценным бумагам, по реструктуризации государственного долга, управлению рисками государственного заимствования.

Информация о работе Государственный долг республики Казахстан