Государственный долг. Понятие и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 12:52, реферат

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

Причины возникновения государственного долга и его виды…………………..4
2. Государственный долг: понятие, структура и современное состояние…………..5

2.1 Понятие и значение государственного долга……………………………...5
2.2 Структура государственного долга, современное состояние…………….9
2.2.1 Структура внешнего долга(по состоянию на 01 февраля 2010 года)……….11
2.2.2. Внутренний долг(по состоянию на 01 февраля 2010 года)…………………...12

3. Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга………………...12
3.1 Государственные программы……………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………………...18

Список используемой литературы…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

работа2.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

     В 2003 году Минфином России на основании  действующего законодательства продолжен  процесс значительного увеличения объемов средств, направляемых на выплату отдельным категориям граждан РФ предварительной компенсации (компенсации) вкладов в Сберегательном банке РФ и вкладов (взносов) в организациях государственного страхования, являющихся гарантированными сбережениями согласно Федеральному закону "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".

     В 2003 году предоставлено государственных  гарантий Российской Федерации на сумму 33,3 млрд. рублей или 94% от объемов, определенных Программой государственных внутренних заимствований.

     Итак, необходимо отметить, что в 2003 году ситуация на рынке государственного внутреннего долга продолжила оставаться позитивной. В основном это связано  с большим доверием частных инвесторов и с благоприятным фоновым  окружением, хотя в какой-то мере эти показатели взаимосвязаны. Привлечение средств ниже установленной «нормы» говорит о меньшей потребности государства в заёмных средствах, связанных с увеличившимися поступлениями в страну нефтедолларов. Снижение доходности на рынке ОФЗ свидетельствует о большей оборачиваемости средств, что также является позитивным фактором. Продолжившиеся выплаты согласно Федеральному закону "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" говорят о строгой направленности государства выполнять взятые на себя обязательства перед населением.

     Программа государственных внутренних заимствований  на 2004 год формировалась в условиях активного расширения рынка государственных  внутренних заимствований в 2002 году - первой половине 2003 года, обусловленного сложившейся макроэкономической конъюнктурой (большим положительным сальдо платежного баланса, увеличением национальных золотовалютных резервов и, соответственно, значительным рублевым предложением на внутреннем рынке), а также проводимой Правительством Российской Федерации политикой по замещению внешних источников финансирования внутренними.

     Позитивные  изменения, произошедшие на рынке государственных  внутренних заимствований в 2002-2003 гг., создали предпосылки для значительного  увеличения государственного внутреннего долга (при одновременном снижении внешнего долга) за счет удлинения сроков заимствований на внутреннем рынке и недопущения пиковых нагрузок на федеральный бюджет.

     В январе - мае 2004 года, в рамках проведения политики удлинения сроков государственных заимствований, Минфин России продолжил размещение долгосрочных выпусков ОФЗ. В результате размещения указанных ценных бумаг значительно увеличилась дюрация рыночного портфеля ГКО-ОФЗ, составившая на 1 июня 2004 года 1614 дней (на 5 января 2004 года - 984 дня).

     Кроме того, деятельность Минфина России была направлена на увеличение объема в обращении существующих наиболее ликвидных выпусков государственных  ценных бумаг в рамках курса на создание базовых выпусков.

     В течение первого квартала 2004 года произошло снижение доходности по государственным ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг. Сложившаяся ситуация в денежно-кредитной сфере в условиях высокого уровня рублевой ликвидности привела к значительному спросу на любые рублевые инструменты и падению доходности по государственным и корпоративным долговым обязательствам.

     За  первые пять месяцев 2004 года расходы  на обслуживание государственного внутреннего  долга, выраженного в государственных  ценных бумагах, составили 10, 75 млрд.рублей.

     С такими данными правительство подошло  к формированию Программы государственных  заимствований на 2005 год. Она формировалась  с учетом принятой в 2003 году Правительством Российской Федерации Долговой стратегии, предусматривающей снижение совокупного государственного долга Российской Федерации и замещение внешних источников финансирования внутренними заимствованиями.

     Позитивные  изменения, произошедшие на рынке государственных  внутренних заимствований в 2002 - первой половине 2004 г.г., создали предпосылки для сохранения государственных внутренних заимствований на достигнутом в 2004 году уровне за счет удлинения сроков заимствований, недопущения пиковых нагрузок на бюджет и улучшения структуры государственного долга.

     В настоящее время ситуация на рынке ГКО-ОФЗ характеризуется стабильным спросом со стороны отдельных инвесторов и низкой стоимостью привлечения средств для федерального бюджета. Однако, существует риск того, что в случае изменения экономической конъюнктуры произойдет сокращение спроса на государственные ценные облигации со стороны традиционных покупателей и Минфин России может столкнуться с угрозой невыполнения плана заимствований на фоне роста стоимости обслуживания долговых обязательств.

     В связи с этим, наряду с исполнением  количественных показателей по привлечению средств и обслуживанию долга, изложенных в Программе, одним из основных приоритетов Минфина России и Банка России в части государственных внутренних заимствований является повышение уровня рыночной ликвидности и расширение круга инвесторов на рынке государственных ценных бумаг.

     В программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации  на 2005 год на погашение иных долговых обязательств предполагается направить  средства в сумме 35,72 млрд. руб., в  том числе на погашение векселей Министерства финансов Российской Федерации - 3,37 млрд. рублей, на погашение государственных долговых товарных обязательств (для граждан, по различным причинам не успевшим погасить облигации целевых беспроцентных займов и целевые чеки на приобретение автомобилей) -1,0 млрд. рублей, прочее погашение - 0,05 млрд. рублей, исполнение государственных гарантий - 1,3 млрд. рублей.

     Компенсационные выплаты по дореформенным сбережениям  граждан подлежат исключению из проекта  программы государственных внутренних заимствований и будут учтены в сумме 30 млрд. руб. в расходах федерального бюджета на 2005 год, в связи с введением с 1 января 2005 года новой бюджетной классификации. Указанные расходы, связанные с выплатой компенсаций по сбережениям, не могут быть учтены в структуре государственного внутреннего долга, поскольку из-за непринятия ряда федеральных законов в развитие рамочного Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" не может быть определена стоимость долговых обязательств по дореформенным сбережениям граждан, выраженная в рублевом эквиваленте, и, соответственно, определен объем государственного внутреннего долга по указанному виду задолженности.

     На  погашение задолженности по векселям Минфина России планируется направить 3,37 млрд. рублей, что позволит практически полностью рассчитаться с Банком России по этому виду долга. Оставшийся незначительный объем векселей будет погашен в 2006 году.

     Теперь  проанализируем программу внешних  заимствований на 2004-2005 годы. В предоставленном материале проведена сравнительная характеристика доходности к погашению еврооблигаций Российской Федерации, Бразилии и Турции. Исходя из них видно, что Россия, имеющая вместе с двумя другими странами кредитный рейтинг ВВ, возглавляет список своей группы. Это означает, что инвесторы на данный момент охотнее вкладывают деньги в долговые обязательства Российской Федерации, нежели других стран. Далее в материале Минфина говорится о снижении доходности по рублёвым заимствованиям. Программа заимствований на 2004-2005 годы складывалась именно под влиянием этих двух факторов. В данном проекте сформулированы следующие принципы:

     Максимальное  ограничение принятия обязательств по привлечению кредитов иностранных  государств и займов международных финансовых организаций по новым проектам, финансируемым из федерального бюджета.

     Сокращение  неэффективно используемых займов и  займов, реализуемых в течение  длительного времени.

     Максимальное  привлечение займов для финансирования расходов по уже реализуемым проектам с целью их завершения.

     Концентрация  заемных ресурсов для реализации новых крупных имеющих общегосударственное  значение инфраструктурных проектов, решения по реализации которых в  счет «связанных» кредитов и займов международных финансовых организаций уже принято Правительством.

     Порядка 48% средств, привлекаемых правительством у международных организаций, тратиться  на инфраструктурные проекты. Подводя  итоги анализа программ, необходимо отметить следующее:

     С каждым годом правительство России уменьшает объём заимствований.

     Происходит  замещение «дорогого» внешнего долга  «дешёвым» внутренним.

     Отчисления  из общего объёма поступающих средств  на консультационные услуги с каждым годом сокращаются.

     Приоритетной  целью становится социальная сфера.

     С 2001 года заявлено о проведении политики обслуживания и погашения внешних  долгов.

     Ужесточение контроля над заимствованиями проявляет  себя на всех уровнях бюджетной системы.

     Неэффективность и длительность использования средств  сменяется большей продуктивностью и стремление к скорейшему завершению «долгих» проектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Государственный долг – совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Основными  причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

     Государственный долг можно классифицировать по различным  критериям. По валютному критерию государственный  долг делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему  долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга – как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам.

     Государственный долг также делится на капитальный  и текущий. Капитальный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг – это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

     Управление  государственным долгом является составной  частью финансовой политики любой страны. Существуют различные формы управления государственным долгом.

     Проблемы  государственного долга затрагивают  широкий спектр социально-экономических  последствий внутренних и внешних  заимствований как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

     В России действует единая система  учета и регистрации государственного долга. Основным результатом реформирования системы управления государственным  долгом должно явиться улучшение  репутации Российской Федерации  на международных рынках, существенное уменьшение рисков, связанных с заимствованиями и управлением государственным долгом, сокращение зависимости расходов федерального бюджета по погашению и обслуживанию государственного долга от изменения рыночной конъюнктуры, обеспечение доступа России на внутренние и внешние рынки заимствований, снижение стоимости заимствований, повышение степени доверия кредиторов и инвесторов к заемной политике Правительства РФ, выход России на качественный уровень заимствований и управления государственным долгом, соответствующий международным критериям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемых источников 

  1. Дробозина  Л. А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: ЮНИТИ, 1997.
  2. Вавилов А. П. Государственный долг. Уроки кризиса и принципы управления. –  М.: Терра, 2003.
  3. Бюджетная система России. Учебник. / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: 1999 г., стр. 393.
  4. Головачёв Д. И. Государственный долг: теория, российская и мировая практика. – М.: ЮНИТИ, 2003.
  5. www.minfin.ru – официальный сайт министерства финансов России.

Информация о работе Государственный долг. Понятие и классификация