Государственный долг. Понятие и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 12:52, реферат

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

Причины возникновения государственного долга и его виды…………………..4
2. Государственный долг: понятие, структура и современное состояние…………..5

2.1 Понятие и значение государственного долга……………………………...5
2.2 Структура государственного долга, современное состояние…………….9
2.2.1 Структура внешнего долга(по состоянию на 01 февраля 2010 года)……….11
2.2.2. Внутренний долг(по состоянию на 01 февраля 2010 года)…………………...12

3. Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга………………...12
3.1 Государственные программы……………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………………...18

Список используемой литературы…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

работа2.doc

— 185.00 Кб (Скачать)
 
Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

«Всероссийская  государственная  налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации» 

Кафедра «Финансы и кредит»

Реферат

по «Финансам»

на тему « Государственный долг. Понятие и классификация» 
 
 

                  Выполнил  студент 

                  Группы ________________ 

                  _______________________

                  _______________________

                  фамилия, имя, отчество

                  Преподаватель

                  _____________________

                  фамилия, имя, отчество 
                   
                   

Москва 2010

 

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………………………3

  1. Причины возникновения государственного долга и его виды…………………..4

     2. Государственный долг: понятие, структура  и современное состояние…………..5

         2.1 Понятие и значение государственного  долга……………………………...5

         2.2 Структура государственного долга, современное состояние…………….9

              2.2.1 Структура внешнего долга(по состоянию на 01 февраля 2010 года)……….11

              2.2.2. Внутренний долг(по состоянию на 01 февраля 2010 года)…………………...12

     3. Государственное регулирование  внешнего и внутреннего долга………………...12

     3.1 Государственные программы……………………………………………………...12

     Заключение……………………………………………………………………………...18

     Список  используемой литературы…………………………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Не  для кого не секрет, что всё мировое  сообщество берёт в долг. Берёт для нужд собственного государства, для покрытия государственного дефицита, для финансирования каких-то социальных программ.

     В прессе можно встретить очень  много публикаций на тему государственного внешнего и внутреннего долга  и соответственно истории его возникновения. Толпы политиков сражаются за право называться первооткрывателями в области урегулирования государственного внешнего долга.

     Проблема  долга важна и для нас простых  граждан, потому что пока государство  не выплатит государственный долг, оно не сможет вкладывать больше денег в социальную сферу: в образование, в здравоохранение, в увеличение оплаты социальных нужд и т.д.

     Возможно, внешний долг не так сильно заботит  россиян сегодня, когда перед  нами все признаки кризисной экономики: инфляция, безработица, спад производства, тяжелое положение в социальной сфере. Но уже теперь ясно, что этот ряд будет пополнен не менее серьезной проблемой.

     Бюджетная, долговая и валютная политика государства  неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

     Актуальность  рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области. 
 
 
 
 
 
 

  1. Причины возникновения государственного долга и его  виды
 

     Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны  со спадом производства, с ростом предельных издержек, необъяснимой эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.

     Бюджетный дефицит и государственный долг взаимосвязаны. При оценке размера бюджетного дефицита возникает целый ряд проблем:

     1. Первая проблема возникает при  оценке реального дефицита госбюджета.

     Реальный  дефицит бюджета - это:

     Номинальный дефицит бюджета - Величина госдолга на начало года х Темп инфляции.

  1. При расчете бюджета необходимо проводить процедуру бюджетирования капитала, т. е. учитывать какактивы, так и обязательства.
  2. Бюджет должен включать неучтенные обязательства: т. е. будущие пенсии и пособия на социальное страхование, отчисления, которые делаются в текущем году.

     При образовании дефицита государственного бюджета возникают проблемы его  покрытия с наименьшими потерями для экономики. Существует несколько  путей: 

     
  1. Сокращение  расходов госбюджета. Данный путь не всегда выполним, т.к. уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что снижает стимулы производства.
  2. Увеличение налогов. Данный путь ведет к уменьшению инвестиций и потребления, снижет возможность роста ВВП.
  3. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит из-за обращения государства за кредитом к национальным банкам; превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств; выпуска облигаций.
  4. Выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Данный путь погашения бюджетного дефицита – самый опасный, он ведет к лавинообразному течению инфляции. К этому способу государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. Это способ отказа от части долга, т.к. его выплата происходит обесцененными деньгами.
 

     Обслуживание  государственного долга приводит к  вытеснению частного капитала, так  как рыночная ставка процента растет; рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность - происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

     Соотношение долг/ВВП характеризует бремя  долга, его величина зависит от размера  реальной ставки процента, темпов роста  реального ВВП и величины первичного дефицита.

     Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется и в выпуске  займов для его покрытия и последующим  нарастанием долговых последствий. Увеличивается государственный  долг и необходимость выплаты  его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги.

     Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним  прибегать для погашения процентов  по долгу. Покрывая старые долги, государство  прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.

     Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

     Внешний долг - задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой - в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

     Внешний долг более опасен для экономики, так как нужно расплачиваться ресурсами страны. 
 

     2. Государственный долг: понятие, структура и современное состояние

     2.1 Понятие и значение государственного долга

 

     С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало к жизни такие финансовые категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов – неналоговых платежей.

     С течением времени налогов и неналоговых  доходов для покрытия всех государственных расходов оказалось недостаточно, и государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и тому подобных. Монарх и его правительство направляли средства, полученные с помощью займов, в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговым доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного долга.

     Основную  массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынужденно привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.

     Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых  заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами — физические и юридические лица. В сфере международных отношений государство выступает одновременно и кредитором, и заемщиком.

     Как один из видов кредита государственный  кредит предоставляется на началах  вероятности и платности; однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов.

     Во  — первых, аккумулируемые посредством  государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют  в кругообороте производительного  капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.

     Банковский  кредит — это движение ссудного капитала, предоставляемого банками  предприятиям и организациям для  обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Целью предоставления такого кредита служит получение прибыли в виде ссудного процента, поэтому кредитор заинтересован в эффективном использовании ссужаемых средств. Кроме того, производительное использование кредита гарантирует возврат заимствованных ресурсов. Таким образом, мобилизация временно свободных ресурсов кредитором в силу его экономических интересов носит производительный характер.

     Во  — вторых, при предоставлении банковского  кредита в качестве обеспечения  могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности — товары (товарораспорядительные документы), ценные бумаги и др. При заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество находящееся в его собственности.

Информация о работе Государственный долг. Понятие и классификация