Государственный долг и механизмы его формирования. Управление государственным долгом РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
Глава 1. Государственный долг………………………………………………..…5
Глава 2. Классификация государственного долга………………………..……..9
2.1 Виды государственного долга…………………………….…………...9
2.2 Формы государственного долга………………………………...……11
Глава 3. Управление государственным долгом………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………….…24
Список использованной литературы…………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Курсовая гос долг.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

     Согласно  Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

     С формальной точки зрения внешними займами  называются займы, заключенные на иностранных  биржах или через иностранные  банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки  зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может попасть в руки иностранцев и обратно.  

     2.2 Формы государственного  долга 

     В соответствии с законодательством  Российской Федерации в состав государственного долга включаются:

     - кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской  Федерации, как заемщика, с кредитными  организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми  организациями; 

     - государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

     - договоры и соглашения о получении  Российской Федерацией бюджетных  ссуд и бюджетных кредитов  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации; 

     - договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

     - соглашения и договоры, в т.ч.  международные, заключенные от  имени Российской Федерации, о  пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств Российской  Федерации прошлых лет.  

     Глава 3. Управление государственным долгом 

     Управление  присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под  управлением понимается сознательное и целенаправленное воздействие  на объект управления с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития природы и общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих структур, а также законодательные акты.

     Важной  областью управленческой деятельности является управление государственным долгом.

     Управление  государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской федерации.

     Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

     Управление  муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом  муниципального образования (местной  администрацией) в соответствии с  уставом муниципального образования.

     Государственный долг, как и финансы, может являться рычагом и объектом управления. В качестве рычага управления государственный долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

     Государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности (государственные  заимствования, кредиты, гарантии), структуру  видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий, порядок выпуска и обращения государственных займов, порядок предоставления государственных кредитов, порядок предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним. Государство устанавливает и все другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.

     В процессе управления государственным  долгом Российской Федерации решаются следующие общие задачи:

     - удержание величины внутреннего  и внешнего государственного  долга на уровне, обеспечивающем  сохранение экономической безопасности  страны, выполнение органами власти  взятых на себя обязательств  без причинения значительного  ущерба финансированию программ  социально-экономического развития;

     - минимизация стоимости долга  на основе удлинения срока  заимствований и снижения доходности  государственных ценных бумаг,  перехода на другие рынки и  переключения внимания на другие  группы инвесторов;

     - сохранение у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;

     - поддержание стабильности и предсказуемости  рынка государственного долга;

     - достижение эффективного и целевого  использования заимствованных государством средств и гарантированных им заимствований;

     - диверсификация долговых обязательств  по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим  параметрам для удовлетворения  потребностей различных групп  инвесторов;

     - координация действий федеральных органов, органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на долговом рынке страны.

     Управление  государственным долгом бывает стратегическим и оперативным. Перспективные вопросы  развития государственного долга находятся в компетенции Федерального собрания, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов (законодательной инициативой обладают также Федеральное Собрание и Президент Российской Федерации, представительные органы и главы администраций субъектов Российской Федерации), Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Российской Федерации их принимают, а Президент Российской Федерации и главы региональных администраций их отклоняют или подписывают.

     В частности, ежегодно в законе о федеральном  бюджете Федеральное Собрание и  Президент Российской Федерации устанавливают предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам-участникам СНГ; направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам Российской Федерации; верхние пределы государственных внешних заимствований и предоставляемых Россией государственных кредитов и программу предоставления гарантий Правительства Российской Федерации.

     Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство Российской Федерации и его специальный орган - Министерство Финансов Российской Федерации, а также Центральный банк Российской Федерации и Внешэкономбанк как агенты Минфина Российской Федерации. Эти органы определяют генеральные условия выпуска отдельных займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, время выпуска очередного займа и условия его функционирования, организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг, организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств, организуют и осуществляют выдачу государственных (бюджетных) кредитов и государственных гарантий, осуществляют контрольные действия и другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом.

     Аналогичные вопросы в рамках своей компетенции  решают законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации. При этом они исходят из норм, заложенных в федеральном законодательстве.

     Следует различать этапы управления. Можно  выделить, по меньшей мере, следующие  пять укрупненных этапов, на каждом из которых решаются специфические задачи.

     На  первом этапе идет процесс обоснования  предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, предельных объемов государственных внутренних и внешних заимствований, предельных объемов предоставления государственных гарантий, а также формируются программы государственных внутренних и внешних заимствований. Именно на этом этапе закладывается тяжесть будущего совокупного долгового бремени, в том числе раздельно по внутреннему и внешнему долгу, и виды предстоящих заимствований.

     На  втором этапе управления государственным  догом формируется программа  эмиссии государственных ценных бумаг и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование оригинальным и привлекательным для инвесторов резидентов и нерезидентов. От качества выполнения работ на втором этапе зависит, в частности, наличие или отсутствие в перспективе «пиков» платежей по долгам, а также своевременное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования.

     На  третьем этапе проводится размещение облигаций и регулирование котировок  по государственным долговым обязательствам на вторичном рынке государственного долга. Воздействие на котировки  по государственным облигациям позволяет  регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и величину текущего (внутреннего и внешнего долга).

     Четвертый этап - антикризисное управление - связан с проведением мероприятий, необходимость  которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций, обилием которых отмечена новейшая российская история в период после распада СССР. Если правительство не в состоянии обслуживать и погашать свои долги, то оно вступает в переговоры с кредиторами на предмет пересмотра графика платежей и сроков погашения долгов. В результате переговоров стороны могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, реструктуризации долга, частичном или полном списании задолженности, досрочном выкупе обязательств, проведении новации и тому подобном.

     Пятый этап - исполнение оригинальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государственных внутренних долгов.

     Таким образом, под управлением государственным  долгом следует понимать совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка государственных заимствований, реализации мер антикризисного управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, определению условий и предоставлению государственных гарантий, контролю за эффективным использованием заимствованных средств.

     Традиционно проблему оптимального управления государственным  долгом рассматривают главным образом  в рамках двух типов моделей: равновесной  модели динамического налогообложения, предусматривающей максимизацию функции благосостояния репрезентативного потребителя и модели с непосредственной минимизацией функции социальных потерь. Помимо этих двух групп функций, используемых в теоретических исследованиях, с практической точки зрения вид целевой функции органа, отвечающего за управление долгом, можно разделить на два типа: минимизация бюджетного риска по возможности с минимальной стоимостью обслуживания долга и минимизация стоимости обслуживания. Для начала рассмотрим ключевые теоретические модели в рамках первой подклассификации.

     В принципе общий вид функции социальных потерь определяется решением задачи репрезентативного потребителя: искажающее влияние пропорциональных налогов  или инфляции в большинстве работ  отражается в виде квадратичной зависимости потерь от уровня налогов или инфляции. В ряде случаев предполагается, что потери, например от инфляции, возникают только из-за отклонений фактического уровня от некоторого целевого или ожидаемого, поэтому в соответствующей функции планера минимизируется квадрат не абсолютного уровня инфляции или налогов, а именно таких отклонений.

     С практической точки зрения целевая  функция управления долгом, как правило, определяется как «минимизация бюджетного риска в сочетании с низкой стоимостью обслуживания долга». Причем тот факт, что на первом месте стоит именно минимизация риска, не случаен. Мировой теоретический и практический опыт в области эффективного управления государственными обязательствами показал, что политика минимизации бюджетного риска, включающего не только традиционный риск рефинансирования, но и риски, вызванные макроэкономическими шоками, например выпуска или государственных расходов, в чистом виде является главенствующей по сравнению с чистой стратегией минимизации издержек. Более того, в том случае, если ожидаемые доходности государственных бумаг отражают исключительно риск-доходность, правительство должно заботиться только о минимизации риска. Чистая стратегия минимизации издержек обслуживания долга может учитываться лишь в том случае, когда премия за риск определяется несовершенством рынков, асимметрией информации, устойчивыми ошибками в ожиданиях инвесторов или отсутствием доверия к проводимой государством политике.

Информация о работе Государственный долг и механизмы его формирования. Управление государственным долгом РФ