Государственный долг и механизмы его формирования. Управление государственным долгом РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
Глава 1. Государственный долг………………………………………………..…5
Глава 2. Классификация государственного долга………………………..……..9
2.1 Виды государственного долга…………………………….…………...9
2.2 Формы государственного долга………………………………...……11
Глава 3. Управление государственным долгом………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………….…24
Список использованной литературы…………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Курсовая гос долг.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     ГОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

     ТЕХНИКУМ  ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ФИНАНСОВ

     (ТОТиФ  ГОУ ВПО СГСЭУ) 
 
 
 

     Специальность 080108 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     Тема:     Государственный  долг и механизмы его формирования.   Управление государственным долгом РФ. 
 
 
 

     Руководитель: Л.М. Голощапова

     Студент: Малофеева Т.Ю. 
 
 
 

     2009

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………….……………..3 

Глава 1. Государственный долг………………………………………………..…5

Глава 2. Классификация государственного долга………………………..……..9

     2.1 Виды государственного долга…………………………….…………...9

     2.2 Формы государственного долга………………………………...……11

Глава 3. Управление государственным долгом………………………………..12 

Заключение…………………………………………………………………….…24

Список использованной литературы…………………………………………...27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать  дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.

     После аннулирования государственного долга  дореволюционной России в 1918г. советскому правительству в годы новой экономической  политики (НЭПа) с трудом удалось  восстановить функционирование рынка  государственных заимствований. Займы успешно работали на благо финансовой стабилизации экономического роста. Однако в конце двадцатых годов был осуществлен переход к размещению государственных займов по подписке среди населения. Займы стали массовыми и по существу принудительными. Это привело к катастрофическому росту государственного долга. В 1957г. правительство было вынуждено прибегнуть к замораживанию долговых обязательств государств. После этого в стране обращался только один трехпроцентный выигрышный заем. Его облигации продавались и покупались сберкассами по централизованно устанавливаемым ценам.

     С переходом к формированию основ  рыночной экономики в начале 90-х  годов Россия столкнулась с отсутствием  отечественного опыта по организации  и ведению государственных долговых операций, адекватной работы в условиях свободного рынка. В связи с этим пришлось фактически заново готовить специалистов, одновременно обращаясь к традициям прошлого и опыту развитых стран с рыночной экономикой.

     Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Государственный  долг 

     Проблема  долговой зависимости государства  и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

     Под государственным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных  заимствований, принятых на себя Российской Федерацией, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, обязательства третьих лиц.

     Первое  основание возникновения государственного долга - это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

       Вторым основанием формирования  государственного долга Российской  Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов

       Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.

       Четвертым основанием являются  факты, когда государство или  муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

       Пятым основанием возникновения  долговых обязательств государственного  и муниципального долга в Бюджетном  кодексе названы соглашения и  договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской  Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

     Для государства на федеральном и  региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида - внутреннего долга.

     Критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных  субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего долга.

     Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы  основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет.

     По  структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств:

     · задолженности владельцам ГКО-ОФЗ;

     · задолженности Минфина перед  ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета;

     · задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства  по восстановлению сбережений граждан;

     · внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ;

     · вновь возникшая задолженность  РФ перед иностранными государствами, международными организациями и  фирмами.

     Предоставляя  для Российской Федерации право  приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.

     Для федерального уровня долговых обязательств государства Бюджетный кодекс устанавливает  верхний предел государственного внутреннего долга, верхний предел государственного внешнего долга и отдельно предел государственных внешних заимствований на очередной финансовый год. Указанные предельные показатели долговых обязательств устанавливаются для всех уровней бюджетной системы. На федеральном уровне конкретные цифры предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, а также отдельно предельные показатели внешних заимствований устанавливаются федеральным законом о бюджете на очередной год, в котором показатели долговых обязательств подлежат конкретизации по формам обеспечения.

     За  годы реформ налоговые доходы государства  резко уменьшились, что связано  с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства, с  начатой и не доведенной до конца  налоговой реформой, низким внутренним спросом, уходом бизнеса в теневую экономику, массовыми уклонениями от уплаты налогов. Россия уже лет десять похожа на латиноамериканскую страну по структуре распределения доходов населения. Около половины доходов приходится на пятую часть россиян, которая не платит налогов с трех четвертей своих доходов. Их как раз и не хватает для выполнения государством социальных обязательств.

     Доходная  часть бюджета все эти годы падала, а расходы государства  сокращались недостаточно для того, чтобы установилось бюджетное равновесие. Кроме того, в условиях хронического недовыполнения бюджетных планов по доходам секвестрование расходов проводилось под давлением лоббирующих групп (АПК, ВПК, банковский и минерально-сырьевой секторы). В результате сложилась крайне нерациональная структура расходов, которая не способна обеспечить ни экономический рост, ни поддержание достаточного уровня социально-политической стабильности в обществе.

     С одной стороны, российскому государству  нужно отказаться от значительной части своих обязательств, идущих еще от советской эпохи и принятых позже Госдумой. Они были бы уместны в развитой стране, но непосильны для нашей экономики. К тому же эти обязательства из года в год не выполняются, что порождает неплатежи и подрывает авторитет государства.

     С другой стороны, существуют серьезные  ограничения на дальнейшее сокращение расходов. Сказывается сложившийся  в советское время и ставший  привычным уровень государственной  поддержки населения. Кроме того, отношение россиян к экономическим преобразованиям во многом определяется динамикой социальных расходов государства. Его расходы на поддержание высокого уровня образования отражаются на темпах экономического роста. Важно и то, что дальше уменьшать расходы на управление, оборону, правоохранительные органы, дотации региональным бюджетам вряд ли удастся без предварительных радикальных реформ в этих сферах, что, в свою очередь, требует немалых бюджетных средств.

     На  возможности сокращения расходов государства  серьезно влияет заложенный в Конституцию механизм формирования институтов власти. Сильная президентская республика призвана ограничить популистскую и лоббистскую активность законодателей. Однако на практике независимость от Госдумы не только оградила правительство от популизма, но и поставила депутатов в комфортное и политически беспроигрышное положение, когда парламент в глазах населения не отвечает за результаты заложенной в бюджете нереалистичной социально-экономической политики. В итоге страна получала бюджет с дефицитом и вытекающими отсюда последствиями. Переломить эту тенденцию удалось лишь с 2000 г. в связи с изменениями в политическом спектре Госдумы.

     Дефицит бюджета покрывается разными  способами: с помощью денежной эмиссии  в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Классификация государственного долга  

     2.1 Виды государственного  долга 

     Существует  несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

     Государственный долг подразделяется на капитальный  и текущий.

     Капитальный государственный долг - вся сумма  выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

     Текущий долг включает расходы государства  по выплате доходов кредиторам и  погашению обязательств, срок которых  наступил.

     Согласно  действующему законодательству, следует  выделять государственный и общегосударственный  долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.

     Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

Информация о работе Государственный долг и механизмы его формирования. Управление государственным долгом РФ