Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 15:28, курсовая работа
Темой данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как части кредитно-банковской системы страны. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно – финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Введение……………………………………………………………………...
1 .Экономическая сущность и функции государственного кредита…….. 2. Внутренний государственный кредит…………………………………...
3. Международный государственный кредит……………………………...
4. Государственный долг……………………………………………………
5. Анализ кредитоспособности предприятия……………………………...
Заключение………………………………………………………………...
Используемая литература…………………………………………………..
Если рассматривать государственный кредит с точки зрения его участия в распределении национального дохода, то он присутствует на стадии перераспределения уже распределенного доход. Поэтому в сферу заемных операций государства может попасть только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения, к которым относятся временно свободные денежные средства населения, предприятия и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Однако при определенных условиях население и трудовые коллективы идут на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита выступают не только временно свободные денежные средства, но и суммы, предназначенные для удовлетворения первоочередных потребностей или финансирования необходимых производственных и социальных расходов предприятий. Подобное может произойти на добровольной основе лишь в условиях проведения государством активной и гибкой политики при максимальном разнообразии доходности государственных ценных бумаг, сроков действия государственных ценных бумаг, способов выплаты дохода, абсолютной ликвидности государственных ценных бумаг.
При
недостаточной
Государственное
заимствование может
2. Внутренний государственный кредит. Его формы
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:
· государственные займы;
· обращение части вкладов населения в государственные займы;
· заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;
· казначейские ссуды (бюджетные ссуды);
· гарантированные займы.
Государственные займы – основная форма государственного внутреннего кредита. Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Облигация – это наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизирует государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты.
Другим действующим в нашей стране видам государственных ценных бумаг является казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, в форме выплаты дохода и свободе обращения.
Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда; внебюджетных фондов или на специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на накопление бюджета.
По облигационным государственным займам доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Условиями выплаты казначейских обязательств предусматривается выплата дохода только в виде процентов.
Облигации могут свободно обращаться и быть с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.
В настоящее время ставится вопрос о целесообразности применения казначейских ссуд. В данном случае государственные органы могут оказывать предприятиям и организациям финансовую помощь, но на началах срочности, платности, возвратности. Бюджетные отношения по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь на иных условиях, по другим причинам и в иных целях.
Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях (по срокам и уровню процента) в случае финансовых затруднений предприятий и хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации. Эти ссуды не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур. Использование казначейских ссуд не означает, что безвозмездное бюджетное финансирование в отношении государственных предприятий полностью себя изжило. Оно сохраняет право на существование, но как исключительная мера в порядке оказания финансовой помощи хозорганам, оказавшимся в затрудненном положении ввиду особенностей реализации производимой в интересах общества продукции, неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры, кризисных явлениях в экономике и т.п.
Важным каналом формирования финансовых ресурсов государства выступает превращение части вкладов населения в учреждениях различных банков в государственные займы, которые могут быть облигационными и безоблигационными. Безоблигационные займы фактически являются бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких займов не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Обращение части сберегательных вкладов населения в государственные займы выделяется как специфическая форма государственного кредита. Дело в том, что в отличие от государственных займов, когда физические и юридические лица самостоятельно и за счет собственных временно свободных денежных средств покупают ценные бумаги государства, превращение части сберегательных вкладов населения в кредит государству осуществляется при помощи посредника (сберегательного банка), который распоряжается, в свою очередь, не собственными, а заемными средствами и при этом без ведома их реального владельца.
Заимствование
средств общегосударственного ссудного
фонда характеризуется тем, что
государственные кредитные
Гарантированные
займы характеризуются тем, что
правительство гарантирует
3. Международный государственный кредит
Международный
государственный кредит представляет
собой отношения, при которых
государство выступает на мировом
финансовом рынке в роли заемщика
или кредитора. Эти отношения
принимают форму
Международный государственный кредит может предоставляться в форме прямых кредитов правительства одной страны правительству другой страны. Такие кредиты носят по большей части долгосрочный характер и выдаются как на двухсторонней, так и на многосторонней основе. Их условия определяются заключаемыми межправительственными соглашениями. Целью получения государственного кредита страной-заемщиком является, как правило, финансирование дефицита государственного бюджета, импорт товаров стратегического характера, реализация инвестиционных проектов или регулирование сальдо платежного баланса. Если страна-кредитор очень заинтересована в реализации на мировом рынке определенных национальных товаров, она может предоставлять технические кредиты для их закупки. Страна-заемщик погашает такие кредиты встречными поставками товаров или оформляет их как государственный долг.
В качестве кредиторов выступают главным образом развитые страны, которые при выдаче государственных кредитов чаще всего исходят из своих политических и экономических интересов, желания расширить сферу геополитического влияния (например, получить доступ к источникам сырья, обеспечить проникновение в кредитуемую страну частного национального капитала и т.д.).
Международный
государственный кредит предоставляется
также путем покупки
В Республике Беларусь в первой половине 90-х годов для покрытия дефицита бюджета, укрепления позиций белорусского рубля и модернизации производства широко использовалось привлечение иностранных кредитов. Однако затем произошло значительное сокращение заемной деятельности белорусского правительства на внешних финансовых рынках. Это имеет как позитивное (уменьшение заимствования не способствует росту государственного внешнего долга), так и негативное значение, поскольку внутренних накоплений в республике недостаточно для коренной структурной перестройки экономики.
В настоящее время масштабы прямого государственного кредитования стали незначительными в связи с развитием деятельности Международного валютного фонда, Всемирного банка и других международных финансовых институтов. Государственные кредиты предоставляются в основном развивающимся странам (на льготных условиях). Для беднейших стран, не имеющих возможности привлекать частные инвестиции, они до сих пор остаются важным источником внешнего финансирования.
4. Государственный долг. Управление государственным долгом
Функционирования государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государственный долг – это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены. Государственный долг является наиболее полной количественной характеристикой кредитных отношений государства, отражающейся в статистической отчетности.
Государственный долг делится на внутренний и внешний, капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и неоплаченных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Текущий государственный долг – это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил, т.е. это платежи по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в текущем периоде.
5. Заключение
Государственный кредит служит мощным средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизируемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизируемые с помощью государственного кредита средства используются для финансирования экономических и социальных программ. Поэтому государственный кредит является рычагом укрепления финансового положения государства, способствуя достижению равновесия между расходами и доходами государственного бюджета и выступая важным источником ускорения социально-экономического развития. Для кредиторов государственный кредит является способом сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Также велика гарантия выполнения условий кредитных отношений со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг предоставляет инвесторам рад уникальных возможностей:
Информация о работе Государственный долг, его сущность и роль в экономике