Государственный бюджет России и проблемы его сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является попытка дать еще один анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества и основных черт бюджетной системы, попытаться внести свой небольшой научный вклад в решение такой гигантской задачи, как стабилизация финансового состояния страны.

Содержание

Глава 1.
Федеральный бюджет как фундамент бюджета страны
Сущность и понятие государственного бюджета и его роль
в экономических процессах внутри страны.
Доходы государственного бюджета и их структура
Раходы государственного бюджета и их структура.
Глава 2 Проблемы бюджетного дефецита в разрезе его сбалансированности
Причины бюджетного дифицита
Способы финансирования бюджета
Теоритические подходы к проблеме дефицита.

Работа содержит 1 файл

Государственный бюджет России и проблемы его сбалансированности.docx

— 85.36 Кб (Скачать)

Рассмотрев  два главным момента в существовании  бюджета, доходов и расходов, перейдем к рассмотрению вопроса их «мирного существования», сбалансированности доходв и раходов и перейдем ко второй главе

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Проблемы бюджетного дефецита в разрезе  его сбалансированности. 
 

      Наиболее  удачный вариант государственного бюджета – это бездефицитный  бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой  сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает  такое явление, как бюджетный  дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга. Разберемся в причинах возникновения  этих двух явлений и способах их устранения.

      Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.

         Таблица 2

         Бюджетный дефицит (в % к ВВП) в РФ

Годы 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 2000 2001
Доход 17,7 14,7 12,7 14,3 12,7 12,4 12,3 14,9 15,4
Расход 47,2 24,5 24,5 19,2 20,1 18,4 14,1 16,5 15,4
Дефицит -29,5 -9,8 -11,8 -4,9 -7,4 -6,0 -2,8 -1,6 0

 

      Причины дефицита госбюджета:

    1. Падение доходов в условиях  кризисного состояния экономики  и 

     уменьшения прироста национального  дохода.

 2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

 3. Увеличение бюджетных расходов.

 4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.

         Огромное воздействие  на состояние бюджета оказывает  темп роста инфляции. С одной стороны, за счет воздействия инфляционного  фактора увеличиваются доходы бюджета, но, поскольку происходит падение темпов производства и наблюдается рост взаимной задолженности предприятий, в целом такое увеличение доходов не имеет стабильного характера. Расходные статьи бюджета полностью не индексируются, и это ухудшает положение предприятий и отраслей, которые зависят от бюджетного финансирования. В этих условиях, как правило, имеет место недофинансирование не только по сумме, но и по срокам. Увеличение временногорасстояния между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.

Если  возникает временный бюджетный  дефицит, имеются перспективы его  преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости валового внутреннего продукта, его не следует считать исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике – ее развал, неэффективность финансовых связей, – тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами. Основные причины значительного бюджетного дефицита, проявившегося в условиях перехода к рыночной экономике в России – это низкая эффективность производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджетные механизмы, а также разрыв хозяйственных связей в связи с распадом бывшего единого союзного государства. В связи с этим в середине 90-х годов дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20, а то и 25% доходов и превышал 5% ВВП. 

      Основными мерами по снижению бюджетного дефицита являются: конверсия, переход от финансирования к кредитованию, постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям снижение расходов на управление государством, изменение системы налогообложения, повышение роли местных бюджетов.

      Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

      Особое  значение имеет стратегия в области  использования в качестве источника  финансирования бюджетного дефицита внутренних или внешних займов. Это приводит к росту государственного долга  и увеличению затрат на его обслуживание. Если прибегать к чрезмерному  использованию кредита Центрального банка, когда у последнего нет  ресурсов для кредитования, кроме как увеличение выпуска обесценивающихся денег, то такая мера будет приводить лишь к усилению инфляции и реальных положительных изменений в экономике не даст. Использование же в качестве кредита денежных средств, получаемых от населения, предприятий, в виде выручки от продажи государственных облигаций, представляющих обязательство выплатить владельцу в определенный момент в будущем определенную сумму денег, приводит к порочному кругу, увеличивая при погашении облигаций и выплате процентов и без того большой дефицит. Прибегая к таким займам, государство накапливает свой долг, называемый государственным долгом. Государственный долг – это бремя, осложняющее нормальное функционирование экономики. Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это время положительных сальдо бюджета. Государственный долг может быть внешним и внутренним.

      Внешний государственный  долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, т.к. страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.

Табл.3Структура  государственного внешнего

долга посостоянию на 01 января 2002 года*

(млрд. долларов США)

Наименование 01.01.02
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 130,1
   
Задолженность странам - участницам Парижского клуба 42,3
   
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский  клуб 14,8
   
Коммерческая  задолженность 6,1
   
Задолженность перед международными финансовыми  организациями** 15,2
МВФ 7,7
Мировой банк 7,2
ЕБРР 0,2
   
Еврооблигационные займы 35,3
   
ОВГВЗ и ОГВЗ 10,0
   
Задолженность по кредитам Банка России 6,4

 
 
 

Табл. Погашение и обслуживание

  государственного  внешнего долга 
(в процентах к ВВП
* ) )

 

Внутренний  долг – это задолженность правительства данной страны ее гражданам. Рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике, так как владелец сбережений вместо инвестирования их в экономику посредством покупки акций промышленных компаний или кредитования для расширения капитала приобретает облигации, финансируя государство. Если сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга снижает долю акционерного капитала относительно его потенциальной величины. В силу того, что в экономике предполагается равенство инвестиций и сбережений, снижение сбережений приводит к снижению инвестиций, а, следовательно, к снижению уровня ВНП и соответственно уровня жизни населения в будущем. Процентные выплаты государства по этому долгу растут, государство повышает налоги, что приводит опять-таки к снижению ВНП либо к увеличению дальнейшего долга.

      Наличие государственного долга  имеет реальные негативные последствия.

      1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.

      2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства.

      3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, т.к. это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны.

      4. Наличие государственного долга  создает психологическое напряжение  в стране, порождая неуверенность  в деловой активности экономики  в целом  каждого гражданина  в отдельности.

      Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов.

     Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства. Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может быть достигнуто путем изменения направления инвестирования бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями уменьшения расходов является сокращение избыточных административных, военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного капитала в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой основе бюджетных расходов.

      Об  исполнении Государственного бюджета в 2001 г. 

На примере 2001 г. рассмотрим «бюджетную жизнь» в  Российской федерации.

Закон “О федеральном  бюджете на 2001 год” № 150-ФЗ  от 27.12.00 был принят

Государственной Думой 14 декабря 2000 года, одобрен Советом  Федерации 20 декабря 2000 года и подписан Президентом Российской Федерации. Впервые бюджет был сформирован  бездефицитным. Его доходы и расходы  составили по 1 трлн. 193 млрд. рублей, или 15,45% ВВП. Прогнозируемый объем ВВП  составлял 7 трлн. 750 млрд. рублей, инфляция – 12%.

                   

Табл.№   Утвержденный бюджет на 2001 год                                        

              (млрд. руб.)

Доходы

1193,5
в т.ч:   
Налоговые доходы 1115,3
в т.ч:   
Налоги  на прибыль (доход), прирост капитала 172,6
Налог на добавленную стоимость 516,4
Акцизы 188,0
Налоги  на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 190,6
Неналоговые доходы 64,3
в т.ч:   
Доходы  от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности  или от деятельности 26,8
Доходы  от внешнеэкономической деятельности 31,5

Расходы

1193,5
в т.ч:   
Государственное управление и местное самоуправление 40,7
Национальная  оборона 214,7
Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности государства 131,6
Промышленность, энергетика и строительство 44,7
Охрана  окружающей природной среды и  природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 4,8
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 30,6
Социально-культурные мероприятия 191,4
Обслуживание  государственного долга 239,8
Финансовая  помощь бюджетам других уровней 186,6
Дефицит бюджета (-) , профицит бюджета (+)   – 

Информация о работе Государственный бюджет России и проблемы его сбалансированности