Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:59, курсовая работа
В самом общем виде государственный бюджет можно определить как финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год). Кроме того, государственный бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов.
Основная цель курсовой работы – исследование государственного бюджета, его доходы и расходы, и государственного долга.
Объектом исследования является государственный бюджет, его содержание и значение.
Состав бюджетной системы определяется национально-государственным устройством страны. Возможны федеративное и унитарное устройство государства: в первом случае применяется трех звеньевая бюджетная система: центральный бюджет союзный, федеральный, республиканский), бюджеты членов федерации (республик, штатов, земель и т.д.) и местные бюджеты.
Во второмслучае применяется двух звеньевая бюджетная система: центральный бюджет и местные бюджеты.
В обоих случаях возможна различная степень обособления и самостоятельности бюджетов, но, как привило, за центральным бюджетом сохраняется определенная регулирующая роль по отношению к низовым бюджетам в зависимости от уровня централизации управления социально-экономическими процессами.
1. Принцип единства означает степень организационно-экономической централизации бюджетной системы. В настоящее время этот принцип ослаблен в связи с обретением самостоятельности местных органов власти и передачей им части прав по распоряжению финансовыми ресурсами.
Единство выражается в существовании общей системы государственных доходов, действующих на территории страны, единообразии государственных расходов. Этот принцип гарантирует единство методологии и организации бюджетного планирования, его взаимосвязь с социально-экономическим прогнозированием. Задачей принципа единства бюджета является установление эффективного контроля со стороны Парламента за движением бюджетных средств.
Принцип единства обеспечивается единой правовой базой, единством денежной системы, использованием единой бюджетной классификации и документации, предоставлением необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления свода государственного бюджета страны. Единство бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, которое осуществляется через использование регулирующих доходных источников.
Единство бюджетной системы реализуется через единую социально- экономическую, включая налоговую, политику.
2. Принцип полноты означает сосредоточение в бюджете всех финансовых операций правительства, всех собираемых им доходов и производимых расходов, составление такого бюджета, где по каждой статье учитываются все поступления и затраты государства. В мировой практике этот принцип в настоящее время считается менее целесообразным, поскольку следование ему перегружает бюджет расходами, которые могут быть выделены автономно с самостоятельными источниками доходов.
3. Принцип реальности необходим для предотвращения и устранения фальсификации бюджетных росписей. Он предусматривает правдивое отражение вбюджете финансовых операций государства, соответствие утвержденных сумм исполнению бюджетных назначений. Реальность определяется обоснованностью расчетов всех источников доходов и направлений расходов, базирующихся на показателях прогнозов и программ развития и подкрепленных наличием бюджетных резервов.
4. Принцип гласности означает требование публиковать данные о доходах и расходах бюджета в печати для ознакомления общественности с составом и структурой бюджета, размерами дефицита и способами его покрытия (сокращение расходов, увеличение доходов, займы, эмиссия денег).
Условиями нормального и эффективного функционирования низовых - местных бюджетов являются самостоятельность и сбалансированность.
Самостоятельность бюджетов обеспечивают собственные и закрепленные законом источники доходов всех звеньев бюджетной системы и право использовать бюджетные средства по усмотрению соответствующего органа власти в пределах полномочий, определенных законами страны.
Сбалансированность бюджетов всех уровней может являться необходимым требованием бюджетно-финансовой политики. При рассмотрении и утверждении бюджетов соответствующими органами власти и управления могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджетов.
Законом установлено, что покрытие бюджетного дефицита за счет эмиссии денежных средств не допускается. Основными формами покрытия дефицита бюджета является:
1. выпуск государственных займов;
2. использование кредитных
С целью уменьшения дефицита или его
устранения используется секвестр
- пропорциональное снижение государственных
расходов на определенный процент
по всем статьям (кроме защищенных) в течение
оставшегося времени текущего финансового
года. Состав защищенных статей
определяется Парламентом республики
и местными органами власти.
Заключение
Решение проблем бюджетных расходов в условиях переходного периода связано, прежде всего, с последовательным сокращением прямого участия государства в сфере производства. Передача соответствующих функций частному сектору позволит существенно сократить текущие расходы бюджета, а также создаст предпосылки для увеличения будущих доходов в результате повышения эффективности работы приватизированных хозяйственных объектов.
Важным инструментом стабилизации становится проведение политики жесткого ограничения бюджетных расходов и повышения эффективности использования государственных средств. Для этого необходимо перейти к системе бюджетного планирования, в рамках которой каждой группе (программе) государственных расходов будет выделяться определенная часть в виде квоты расходов в процентах от ВВП. Задачей Министерства Финансов и его бюджетных органов в такой системе становится поиск наиболее эффективных вариантов использования выделенных ассигнований.
В целях постоянного контроля за
размерами бюджетного дефицита,
источниками его финансирования и видами
финансируемых за счет бюджетного
дефицита расходов целесообразно
бюджет разделить на
регулярный и чрезвычайный.
Регулярный охватывал бы, в
основном, текущие расходы,
финансируемые за счет стабильных текущих
доходов, а чрезвычайный включал бы
инвестиционные расходы, финансирование
которых допускается за
счет государственной задолженности.
Важным условием решения
проблемы эффективного управления
бюджетным дефицитом должно
стать разделение кредитной и бюджетной
системы страны и соответствующее
изменение функций Министерства Финансов
и Национального Банка, направленное
на исключение возможностей автоматического
кредитования государственных
расходов. В случае же нехватки
бюджетных средств могут допускаться
краткосрочные кассовые кредиты для финансирования
сезонного колебания доходов.
Список
используемой литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации, М.2010
2. Конституция Российской Федерации
3. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой.-М.: Финансы и статистика.
4.
Финансы/ Под ред. В.М.
5.
Бюджетная система РФ: Учебник
для вузов/ Под ред. В.М.
6. Бюджетная система России / Под.ред. Г.Б. Полякова – М.: 2002.
7. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2002 год и на среднесрочную перспективу»// Российская газета, 3 июня 2004 г., с.3.
8. Андреева А. Современные
9. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы- СПб., 2001.
10. Вавилов В.Я. Государственный долг- М.: 2004
11. Голдина А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации- М., 2003.
12. Лавров А., Литвак Дж., Сазерленд Д.. Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок». // Вопросы экономики, 2001, № 4, С.32-51.
15. Мищенко В.В., Капустян Л.А., Милых Т.Г. Государственное и муниципальное управление- М., 2002.
16. Мокрый В.С. Проблемы реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления. //Финансы, 2001.
17. Николаева С.А. Доходы и расходы организации: практика, теория, перспективы. - М., 2005.
18. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2009 год- М., 2008.
19. Христенко В.Б. Развитие бюджетного федерализма в России: от разделения денег к разделению полномочий. // Регионология, 2007.
20. Шевелев Р.П. Бюджетирование - М.: 2005.
21. Яковлева Н.В. Государственный бюджет- СПб.:2004.
22. www.minfin.ru Официальный сайт Министерства Финансов РФ.
23.
О федеральном бюджете на 2010 год// http://www.minfin.ru/budjet/
Информация о работе Государственный бюджет, его доходы и расходы