Государственный бюджет, его доходы и расходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

В самом общем виде государственный бюджет можно определить как финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год). Кроме того, государственный бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов.
Основная цель курсовой работы – исследование государственного бюджета, его доходы и расходы, и государственного долга.
Объектом исследования является государственный бюджет, его содержание и значение.

Работа содержит 1 файл

бюджет и б.с..doc

— 207.50 Кб (Скачать)

         Источники покрытия бюджетного  дефицита хорошо известны.

         В экономических системах с фиксированным количеством денег в  обращении правительство  располагает  лишь  двумя  традиционными  способами   покрытия дефицита бюджета – это государственные  займы  и  усиление  налогообложения.

       Для экономических систем с нефиксированным количеством денег есть  и  третий способ – это печатанье денег.

       Несомненно,   бюджетный   дефицит   относится   к   так    называемым «отрицательным»   экономическим   категориям   типа    инфляции,    кризиса, безработицы,  банкротства,  однако  они  являются  неотъемлемыми  элементами экономической системы.    Более того, без них экономическая система  утрачивает способность к самодвижению  и  поступательному  развитию.  Следует  отметить что, бездефицитность бюджета вовсе  не  означает  здоровье  экономики.  Надо четко  представлять  какие  процессы  протекают  внутри   самой   финансовой системы,  какие  изменения  воспроизводственного  цикла   отражает   дефицит бюджета. 

        2.2 Разные теоретические подходы  к проблеме бюджетного дефицита  и бюджетной политики.

         В экономической теории различают  несколько концептуальных  подходов  к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики.

       Первая  концепция базируется на том, что  бюджет  должен  быть  ежегодно сбалансирован.  До  недавнего  времени  ежегодно  сбалансированный   бюджет считался  целью   финансовой   политики.  

       Однако   при   более   тщательном рассмотрении  этой  проблемы  становится  очевидным,  что  такое   состояние бюджета  в  основном  исключает  или  уменьшает   в   значительной   степени эффективность    фискальной    политики    государства,     антициклическую, стабилизирующую направленность.  Рассмотрим  следующую  логическую  цепочку, допустим, что экономика  сталкивается  с  длительным  периодом  безработицы.

       Доходы  населения падают. При  таких  обстоятельствах  налоговые  поступления автоматически  сокращаются.  Стремясь  непременно   сбалансировать   бюджет, правительство  должно:  либо  повысит   ставки   налогов,   либо   сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух  мер.  Однако следствие всех этих мероприятий будет  еще  большее  сокращение  совокупного спроса.

       Рассмотрим  другой  пример,  показывающий  как   стремление   ежегодно балансировать бюджет, может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции  при повышении   денежных   доходов    автоматически   увеличиваются    налоговые поступления.  Для  предотвращения  предстоящего   превышения   доходов   над расходами правительство должно принять следующие меры: либо  снизить  ставки налогов,  либо  увеличить  правительственные  расходы,   либо   использовать сочетание этих двух мер. Следствием этих мер будет усиление инфляции.

       Вторая  концепция  базируется  на  том,   что   бюджет   должен   быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно.  Данная  концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое  воздействие  и одновременно стремиться сбалансировать бюджет. Логическое  обоснование  этой концепции бюджетной политики просто,  разумно  и  привлекательно.  Для  того, чтобы  противостоять  стаду,  правительство  снижает  налоги  и  увеличивает расходы, то есть сознательно  вызывает дефицит бюджета. В ходе  последующего инфляционного   подъема   правительство   повышает    налоги    и    снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо  бюджета   может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего  в  период  спада.  Таким образом,  правительство  проводит  позитивную  антициклическую  политику   и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за  период  в несколько лет.

         Особая проблема, возникающая в  данной концепции   -  это   то,  спады  и подъемы  в  экономическом  цикле  могут  быть  неодинаковыми  по  глубине  и продолжительности.          Например, длительный  и  глубокий  спад  может смениться коротким периодом подъема. Появление большего  дефицита  в  период  спада  в этом случае не покроется  небольшим  положительным  сальдо  бюджета  периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

         Третья концепция связана с идеей так называемых   функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией, целью  государственных  финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не  бюджета,  при  этом достижения макроэкономической стабильности  экономики  может  сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым  бюджетным  дефицитом.

       Таким образом,  сбалансированность  бюджета  является  по  данной  концепции второстепенной проблемой, так как:

       1.  Налоговая  система  такова,   что   налоговые   поступления   в   бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и  процветания,   а макроэкономическая    сбалансированность    стимулирует    этот     рост следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.

       2. При определенных правах правительства  в установлении налогов  и   создания денег способность его финансировать дефицит бюджета почти безгранична.

       3.  Считается,  что  проблемы,  порожденные   значительным   государственным долгом, не столь обременительны для  нормальной  экономики.  Можно  смело утверждать,  что богатая нация имеет большую возможность   выдержать относительно безболезненно бюджетный  дефицит  значительных  размеров  по сравнению с бедной нацией.

         Вторая  и  третья  концепции  лежат  в  основе  финансовой   политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся  на  потенциал  денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:

        - наличие  четкой  программы  финансовых  мероприятий  в  рамках  денежного потенциала страны;

        -  контроль  за  развитием  бюджетного  дефицита  и  поиск  источников  его покрытия;

        -  выделение  бюджетных  средств  на   мероприятия,   дающие   значительный экономический эффект.

         Овладение  этой  политикой   позволяет  обществу  находить  оптимальную величину бюджетного дефицита. Однако  при  всей  привлекательности  политики бюджетного дефицита, крупный дефицит приводит к  значительным  отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран. 

         2.3 Государственный долг.

       Нарастание  бюджетного дефицита  в  экономики  приводит  к  появлению  и росту государственного долга.

       Государственный долг – это сумма накопленных  в стране  за  определенный период  бюджетных  дефицитов  за  вычетом  имеющихся   за   это   же   время положительных   сальдо   бюджета.    Различают    внешний    и    внутренний государственный долг.

        Внешний  государственный   долг,  т.е.  долг  иностранным   государствам, организациям и лицам ложится на страну наибольшим бременем, так  как  страна должна отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать  определенные  услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Надо помнить  и  то,  что  кредитор обычно   ставит   определенные   условия,   после   выполнения   которых   и предоставляется кредит.

       Внутренний долг государства, т.е.  долг  своему  населению,  приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны.  Утечки  товаров  и услуг  обычно  не  происходит,  но  возникают   определенные   изменения   в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.

         Бюджетный дефицит и  государственный   долг  тесно  связаны.  Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, насколько опасен тот или иной размер  дефицита  бюджета  невозможно без анализа величины государственного долга.  Необходимо  так  же  с  другой стороны, для  оценки  величины  государственного  долга  исследование  роста бюджетного дефицита.

       Существует  много различных мнений в отношении  к бюджетному  дефициту  и государственному  долгу.  Кейнсианцы,  например,   рискнули   заявить,   что увеличение  государственных  расходов,  приводящие  к  дефициту  бюджета,  в период спада производства может привести  к  стабилизации  экономики.  Но  и сейчас многие экономисты считают  рост  государственного  дефицита  и  долга недопустимым при любых условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава III. Современное состояние государственного бюджета  

       3.1 Состав доходов и расходов  государственного бюджета

      Функционирование  бюджета,  связанное  с  формированием  и  использованием централизованного   фонда   денежных   средств    государства,    происходит посредством особых экономических форм -  доходов  и  расходов  бюджета.  Они выражают  отдельные  этапы   стоимостного   распределения.   Обе   категории объективны,  как  и  сам  бюджет,   и   имеют   специфическое   общественное назначение:   доходы   обеспечивают   государство   необходимыми   денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в  соответствии  с общегосударственными потребностями.

      Состав  и  структура  доходов   и   расходов   зависят   от   направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государства,  осуществляемой  в конкретных  социально-экономических  и  исторических  условиях.   При   этом государство использует приемлемые в определенных  условиях  формы  и  методы формирования доходов и осуществления расходов.

         Структура  государственного  бюджета   строится   на   основе   бюджетной классификации и включает семь частей:

         1. Доходы.

         2. Полученные официальные трансферты (гранты).

         3. Погашение кредитов, выданных из бюджета.

         4. Расходы.

         5. Кредитование.

         6. Дефицита (профицита) бюджета.

         7. Финансирование (дефицита (использование профицита) бюджета).

         В свою очередь доходы подразделяются на:

           - налоговые поступления;

           - неналоговые поступления;

           - доходы от операции с капиталом.

       Эти три основные категории бюджетных  поступлений  дополняются  частью  (и одновременно  категорией)  полученные  официальные   трансферты,   то   есть средств, полученных как от нижестоящих органов  государственного  управления (текущие и капитальные), субвенции и бюджетные изъятия, так и средств из-за границы на безвозвратной основе (гранты).

         Категория погашение  кредитов,  выданных  из  бюджета  представляет  собой поступления  денежных  средств  со  стороны  государственных   хозяйствующих субъектов по бюджетным кредитам  (предоставленным  на  возвратной  основе  - кредитования в предыдущие периоды (годы).

         Во второй части - расходы отражаются  расходы  по  основным  функциональным группам: государственные  услуги  общего  характера;  оборона;  общественный порядок   и   безопасность;   образование;    здравоохранение;    социальное обеспечение и социальная помощь; жилищно-коммунальное  хозяйство;  культура; спорт и информационное  пространство;  отрасли  экономики:  прочие  расходы; обслуживание долга; официальные трансферты нижестоящим бюджетам.

         Расходы   по   обслуживанию   государственного   долга   проводятся    по функциональной группе – «обслуживание долга»  с  выделением  государственных учреждений  администраторов  бюджетных  программ   -   аппарата   акимов   и

       Министерства  финансов по подпрограммам - выплата вознаграждений  (интересов) по займам и выплаты комиссионных за размещение займов. Средства, предназначенные для кредитования других  экономических  единиц, подлежащие в последующем возврату в бюджет в виде погашений, показываются  в соответствующей части - кредитовании, являющейся  функциональной группой.

Информация о работе Государственный бюджет, его доходы и расходы