Государственные внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Внебюджетные фонды создаются федеральным и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению – на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально-технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др.

Содержание

1. Внебюджетные фонды: их сущность и назначение
2. Пенсионный фонд РФ
3. Фонд социального страхования РФ
4. Фонды обязательного медицинского страхования
5. Государственный фонд занятости населения РФ
6. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 26.49 Кб (Скачать)

 
 

Курсовая  работа

по  дисциплине

“Финансы  и кредит”    
 
 

на тему

“Государственные  внебюджетные фонды”                                                                                       
 
 
 
 

Выполнил  студент                                                                                 

Группы ЗФ-86                                                                                 

Микуленко Л.В.                                                                                   

Преподаватель                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2002 г.                                            
 
 

Содержание:  

    1.     Внебюджетные фонды: их сущность и назначение

    2.     Пенсионный фонд РФ

    3.     Фонд социального страхования РФ

    4.     Фонды обязательного медицинского страхования

    5.     Государственный фонд занятости населения РФ

    6.     Список используемой литературы.    
     
     

1. Внебюджетные фонды:  их сущность и  назначение.     

     Внебюджетные  фонды создаются федеральным  и региональными органами государственной  власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению – на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально-технической  базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные  и местные внебюджетные фонды  являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных  финансов.

     Внебюджетные  фонды – это своеобразная форма  аккумуляции перераспределения  денежных средств, используемых, во-первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения и, во-вторых, для дополнительного  финансирования территориальных нужд, осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. Внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России на федеральном уровне, по решению  законодательных органов власти субъектов РФ – на региональном уровне и по решению органов местного самоуправления – на муниципальном  уровне. Порядок формирования внебюджетных фондов и контроль за использованием средств в них на местном уровнях регулируется Законом РФ  «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» (от 15 апреля 1993 г.)

     Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в  три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого  назначения. В третью входят различные  внебюджетные фонды территориального назначения.

Государственные внебюджетные фонды  первой группы.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, устанавливаемых  законом (ст.29). Каждый имеет право: на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41,п. 1), на защиту от безработицы (ст.37 п.3).

     Финансовой  основной реализации конституционных  гарантий и прав российских граждан  являются государственные внебюджетные фонды социального страхования. Основные принципы их функционирования:  

всеобщность – охватывает всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;

необлагаемость налогом;

общедоступность, многообразие видов социального  обеспечения;

гласность, демократический характер.

     В первую группу входит также Республиканский  фонд социальной поддержки населения, созданный Указом Президента РФ от 26.12.91. В отличие от предыдущих четырёх  фондов, формируемых в основном за счёт обязательных страховых взносов  работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счёт добровольных и иных поступлений.

     Доходы  внебюджетных фондов социального страхования  формируются за счёт постоянного  источника – обязательных страховых  взносов работодателей, а в Пенсионный фонд – ещё и взносов работников.  Тарифы устанавливаются Федеральным собранием РФ и отличаются большей стабильностью по сравнению с налогами.

     Сроки уплаты страховых взносов, как правило, один раз в месяц.

     Плательщики обязаны зарегистрироваться в территориальном  органе каждого фонда. Вновь созданные  предприятия регистрируются в качестве плательщиков в 30-дневный срок со дня  учреждения. Не являются плательщиками  страховых взносов:    воинские формирования РФ – по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и Федеральной службы налоговой полиции; общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.

     Не  являются плательщиками отдельных  страховых взносов:

В ПФ –  общественные организации, созданные  для осуществления уставных целей  учредителей; в ГФЗН – общественные организации инвалидов, религиозные  объединения и находящиеся в  их собственности предприятия, созданные  для осуществления уставных целей  учредителей.

     Каждый  из государственных внебюджетных фондов является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением. Средства расходуются  на уставную деятельность, обусловленную  социальным назначением фонда. Кроме  того, как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать  на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

     Внебюджетные  фонды межотраслевого и отраслевого  назначения создаются на федеральном  уровне для финансирования затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы (НИОКР), стабилизацию и развитие хозяйственной отрасли, социальное и материально-техническое обеспечение  отдельных ведомств. В 1994 г. насчитывалось 30 межотраслевых и отраслевых внебюджетных фондов, в том числе 1 межотраслевой  – Российский фонд технологического развития. Доходы этих фондов формировались  за счёт специальных отчислений от себестоимости продукции. Самым  крупным считался Фонд стабилизации и развития РАО «Газпром», в котором  аккумулировались 10 трлн. Из 16 трлн.руб., собранных остальными 29 внебюджетными фондами.

     Территориальные внебюджетные фонды отличаются названиями, определяющими их целевую направленность, но суть их одна: 1) аккумулировать некоторые  неналоговые доходы на специальных  счетах, открываемых органом исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления в банковских учреждениях; 2) расходовать средства по своему усмотрению в соответствии с положением о  данном фонде.

     Наиболее  распространены территориальные фонды  социальной поддержки населения, функционирующие  под руководством соответствующих  органов исполнительной власти и  органов социальной защиты населения, а также фонды развития жилищного  строительства.

     Решение об образовании фонда принимают  законодательные органы власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления. В  Положении о фонде определяется порядок формирования и расходования  фонда, механизм контроля за целевым использованием средств.

     Следует сказать о внебюджетном валютном фонде, создаваемом субъектом РФ и используемом в целях социального  и производственного развития региона  на финансирование текущих расходов и капитальных вложений. Самым  значительным по объёму аккумулируемых средств является валютный фонд правительства  г. Москвы, расходуемый в основном на финансирование строительства особых объектов.    
 
 

     2. Пенсионный фонд  РФ.   
 

     Пенсионный  фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения  денежных средств, используемых главным  образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного  населения в виде трудовых, военных  и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий  на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.

     Пенсионная  система функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений – работающих граждан  с нетрудоспособной частью населения. Под воздействием демографического фактора (постарение населения) и других факторов, нагрузка на работающих возрастает: если в 1992 г. на 100 занятых в экономике  приходилось 450 пенсионеров, состоящих  на учёте в органах соцальной защиты, то в 1995 г. этот показатель увеличился на 13% и составил 554 пенсионера. В отдельных регионах это соотношение уравнялось, а в северных, наоборот, “нагрузка пенсионеров” на работающих снижается из-за миграции в центральные и южные регионы России.

     Источниками формирования средств Пенсионного  фонда являются обязательные страховые  взносы работодателей и работающих граждан, ассигнования из федерального бюджета, а также займы, привлекаемые для покрытия временных затруднений. Кроме того, при эффективной организации  финансового менеджмента Пенсионный фонд, капитализируя временно свободные  средства в государственные ценные бумаги или помещая их на депозитные вклады в банках, может иметь определённый доход.

     Пенсионный  фонд РФ осуществляет 2 основные функции:

     Сбор  страховых взносов от 3,5 млн плательщиков ( по данным на середину 1995г.) и финансирование выплат назначенных пенсий всему контингенту пенсионеров (своевременно и в полном объёме).

     Начисление  страховых взносов производится работодателем по отношению  к выплатам, начисленным работнику, независимо от источников их финансирования.  Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд, определяются федеральным правительством.

     Общее руководство Пенсионным фондом осуществляется Правлением, оперативное управление – исполнительной дирекцией. Органами оперативного управления в субъектах  федерации являются отделения РФ, а в городах и районах –  уполномоченные отделения.

     В большинстве субъектов РФ назначение и выплата пенсий производятся органами социальной защиты населения, которые  средства ПФ доводят до пенсионеров  через отделения федеральной  почтовой связи или путём перевода на счетах пенсионеров, открытых в основном в филиалах Сбербанка РФ. В семи субъектах РФ в порядке эксперимента организована единая пенсионная служба, где и назначение и выплата  пенсий проводятся отделениями Пенсионного  фонда.

     Аккумуляция и перераспределение средств  ПФ проходит по следующему маршруту: страховые  взносы собираются на счетах отделений, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. На федеральном  уровне Правление ПФ и его исполнительная дирекция прогнозирует и устанавливает  объёмы перераспределение средств  между регионами для сбалансированности доходов и расходов с учётом обеспечения неснижаемого остатка на счетах и оптимизации сумм в пути.      
 
 
 
 

     3. Фонд социального  страхования РФ.  

     Вторым  по объёму аккумулируемых средств государственным  внебюджетным фондом является Фонд социального  страхования РФ. Этот фонд предназначен для обеспечения целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций, которые можно объединить в 2 группы:

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды