Государственные внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 11:43, реферат

Описание работы

Целью работы будет показать формирование и работу внебюджетных фондов. Для этого необходимо будет решить следующие задачи: проанализировать механизм функционирования, задачи и функции данных фондов, описать перспективу состояние внебюджетных фондов на сегодняшний момент. На сегодняшний день тема внебюджетных фондов актуальна, так как развитие и совершенствование рыночной экономики изменило содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и значение внебюджетных фондов 4
1.1 Пенсионный фонд РФ 4
1.2. Фонд социального страхования 8
1.3. Фонд обязательного медицинского страхования 10
2. Современное состояние внебюджетных фондов 13
Заключение 17

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

     В настоящий момент в России введено (с 01.01.2002г.) обязательное страхование  граждан от несчастных случаев на производстве. Страховые взносы в  этом случае начисляются на заработную плату по соответствующим тарифам. Тарифные ставки у каждого предприятия разные. Соответственно, они тем выше, чем выше степень риска работы на данном предприятии.

     ФСС формируется за счет:

    • страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов);
    • доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
    • добровольных взносов физических и юридических лиц;
    • ассигнований из бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с доставлением льгот и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;

     В соответствии с Законом « О  бюджете Фонда социального страхования  Российской Федерации на 2008 год и  на плановый период 2009 и 2010 годов» (183-ФЗ, 21.07.2007) прогнозируемые доходы Фонда  на 2010 год по обязательному социальному  страхованию составят 288 449 082,9 тыс. рублей и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 55 823 102,8 тыс. рублей.

1.3. Фонд обязательного  медицинского страхования

     ФОМС  создан в соответствии с Законом  РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

     Фонды обязательного медицинского страхования  являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и предназначены для  аккумулирования средств на обязательное медицинское страхование. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

       Основными задачами Федерального  и территориальных  фондов  в системе обязательного медицинского  страхования являются:

    • обеспечение реализации Закона РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан РФ";
    • обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;
    • достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;
    • участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;
    • обеспечение ее финансовой устойчивости.

     В соответствии с нормативными документами  для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов  независимо от форм собственности страховой  тариф взносов на обязательное медицинское  страхование установлен в размере 3,1 % по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в следующем соотношении:

     - в федеральный фонд обязательного  медицинского страхования - в  размере 1,1%;

     - в территориальные фонды обязательного  медицинского страхования  - 2%. 

     Финансовые  средства федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет некоторых  общих  и ряда собственных источников для каждого фонда. Важнейшие  из них:

  • часть страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;
  • взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
  • ассигнования из федерального бюджета на выполнение программ обязательного медицинского страхования;
  • добровольные взносы;
  • доходы от использования временно свободных финансовых средств;
  • нормированные страховые запасы финансовых средств федерального и территориальных фондов;
  • средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

     Доходы  бюджета Фонда на 2010 год установлены  в размере 105,85 млрд. рублей, расходы  — 110,85 млрд. рублей. Бюджет Фонда утверждается с дефицитом в размере 5 млрд. рублей, источником финансирования которого определены остатки средств бюджета по состоянию на 1 января 2010 года. 

     Таким образом, выделяют 3 внебюджетных фонда: ПФ РФ, ФСС и ФОМС. Они выделены из бюджета и не зависят от него, однако их функционирование находится в ведении государственных органов власти. ПФ РФ финансирует программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров и детей и контролируется Счетной палатой РФ. Управление ФСС РФ осуществляется Правительством РФ. ФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением и предназначен для аккумулирования средств на обязательное медицинское страхование.

2. Современное состояние  внебюджетных фондов

      17 июля 2009 года Госдума приняла в третьем чтении два закона, которые серьезно изменяют налоговое законодательство и законодательство о социальном страховании. Первый закон называется «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» ( от 24.07.2009, № 212-ФЗ) , второй закон « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»».

      Основная  цель вносимых в законодательство изменений  — замена единого социального  налога (ЕСН) на страховые взносы в  ПФ РФ, ФСС и ФОМС, т.е. на самом  деле возврат к тому, что было до принятия главы 24 Налогового кодекса. Она была исключена из НК 1 января 2010 года.[4]

      Закон, вносящий изменения в отдельные  законодательные акты затрагивает  несколько десятков нормативных  документов. Некоторые изменения  весьма значительны. Так, в частности, почти полностью переписан закон «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному медицинскому страхованию», он даже сменил название и теперь называется «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

      Ставки  для работодателей в 2010 году остаются на уровне 2009 года: в ПФ 20%, в ФСС 2,9 %, в ФФОМС 1,1 %, в ТФОМС  2 %. При этом изменился размер взносов в ПФ на страховую и накопительную часть: для лиц 1966 года рождения и старше на финансирование страховой части трудовой пенсии 20%, для лиц 1967 года рождения и младше на финансирование страховой части 14%, на финансирование накопительной части 6%.

      Отменена регрессивная шкала расчета взносов (чем выше сумма налогооблагаемых выплат и вознаграждений, тем ниже ставка). Однако при этом с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающих 415000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Предельная величина базы для страховых взносов будет ежегодно индексироваться с 2011 года.

      Перечень  пособий, которые оплачиваются за счет ФСС РФ, сокращен. В него вошли  следующие пособия для неработающих граждан:

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • социальное пособие на погребение.

      Отменено  ограничение пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Пособие исчисляется  в размере 100% от фактического заработка  застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование. Максимальный размер пособий будет соответствовать максимальной заработной плате, при которой осуществляются отчисления на социальное страхование. В 2010 году эта сумма составляет 34583 рубля.

      Для улучшения материального положения  пенсионеров введен механизм валоризации (повышения) денежной оценки пенсионных прав пенсионеров, вышедших на трудовую пенсию в годы существования СССР. Трудовые пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца повышены путем увеличения доли расчетного капитала на 10% и сверх того на 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

      Однако  в будущем году решение о повышении  страховых взносов может быть пересмотрено. К этому призывают Минфин и Минэкономразвития. Как уже сказано выше в этом году ставка осталась прежней — 26%, но с будущего года она должна вырасти до 34%. Это объяснялось необходимостью снижать дефицит бюджетных фондов, прежде всего ПФ. В его доходах доля бюджетных трансфертов превышает 50%. Без помощи бюджета дефицитными были бы и другие фонды — обязательного медицинского, а также социального страхования. Тем не менее чиновники экономического блока правительства призывают скорректировать налоговую реформу. Они считают, что повышение ставки станет серьезной нагрузкой на бизнес, но не решит проблемы внебюджетных фондов. Исследования Института Гайдара показали, что непосредственный фискальный эффект от повышения страховых взносов составит 1,8% ВВП.  Однако экономисты предупреждают, что на самом деле он будет существенно ниже.  Многое зависит от того, как распределиться нагрузка  между работником и работодателем. Если она полностью ляжет на работодателя, то упадут поступления от налога на прибыль; если на работника (ему срежут зарплату) — то поступления от страховых взносов и НДФЛ.  Из-за влияния на другие налоги, эффект от повышения взносов снижается до 1,17 — 1,44%  ВВП. Платить повышенные взносы придется и самому государству — это съест еще 0,4% ВВП. Таким образом, эффект от повышения взносов едва превысит 0,5% ВВП.[3]

     В 2010 году отчетными периодами для  предоставления персонифицированного отчета признаются полугодие и календарный  год. По итогам отчетных периодов отчетность нужно подать:

  • за полугодие — не позднее 1.08.2010
  • за год — не позднее 1.02.2011

(ч.5 ст.15, ч.2 ст.16 ФЗ № 212-ФЗ) 

Таким образом, с 1 января 2010 года ЕСН был заменен на страховые взносы в ПФ РФ, ФСС и ФОМС. Ставки в 2010 году остались на уровне 2009 года: в ПФ 20%, в ФСС 2,9%, в ФФОМС 1,1%, в ТФОМС 2%; но с будущего года она должна вырасти до 34%. Это объясняется необходимостью снижать дефицит бюджетных фондов. Однако Минфин и Минэкономразвития призывают скорректировать реформу, т.к. исследования показали, что эффект от повышения вносов ни к чему не приведет.  

Заключение

     Внебюджетные  фонды государства предназначены  для перераспределения и использования  финансовых ресурсов государства для  обеспечения потребностей общества, не включенных в бюджет.

     На  данный момент бюджетные фонды находятся в дефиците. Особенно дефицитен ПФ: несмотря на увеличение поступлений на 46,8% в I полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, в его доходах доля бюджетных трансфертов превышает 50%.  Без помощи бюджета дефицитными были бы и другие фонды (например, бюджет ФОМС на 2010 год утверждается с дефицитом в 5 млрд. рублей, источником финансирования которого утверждены остатки средств бюджета по состоянию на 1 января 2010 года). Именно из-за этого с 1 января 2010 года  ЕСН был заменен на страховые взносы во внебюджетные фонды, ставки которых с каждым годом будут расти. И только после внесения изменений в законодательство, экономисты просчитали, что повышение ставок не изменит ситуацию, т.к. за счет увеличения страховых взносов будут уменьшаться поступления от других налогов.

     Безусловно, система социальных внебюджетных фондов России требует реформирования, совершенствования  сбора и распределения страховых  взносов с целью более полного  удовлетворения потребностей  граждан  и государства в целом. Совершенствование этой системы приведет к благополучной ситуации внутри страны и росту престижа страны на мировой арене. Помимо точно просчитанных и экономически обоснованных методов решения проблем, необходимо внедрять и рационализаторские идеи, которые будут также не менее грамотно просчитаны, желательно на несколько годов вперед.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды