Государственные внебюджетные фонды: сущность, функции, роль и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:04, реферат

Описание работы

Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности. Они имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Работа содержит 1 файл

Государственные внебюджетные фонды.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Введение

Государственные внебюджетные фонды: сущность, функции, роль и задачи.

     Государственные федеральные внебюджетные фонды  относятся к федеральной собственности. Они имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

     Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

     Государственные социальные внебюджетные фонды включают:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;
  • Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

     К экономическим внебюджетным фондам относятся Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью и др.

     Существуют  также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства (например, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.)

     С помощью внебюджетных фондов государство  и муниципальное образование  решают важнейшие социальные задачи:

  • социальную защиту населения;
  • повышение жизненного уровня населения;
  • сохранение и улучшение здоровья населения;
  • социальную ориентацию безработного населения.
  • оказание социальных услуг населению.

     Доходы  и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти. Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

     Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся  на рассмотрение и утверждение Государственной думы и Совета Федерации и принимаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете.

     Бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение законодательных или представительных органов власти субъектов РФ и принимаются в форме законов субъектов РФ одновременно с принятием законов о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.

     Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются:

  • обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами;
  • добровольные взносы юридических и физических лиц;
  • прочие доходы.

     Отчет об исполнении бюджета  федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.

     Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному или представительному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

     Контроль  за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

     От  уплаты страховых взносов в государственные  социальные внебюджетные фонды освобождаются:

     1) организации в части выплат, начисленных  по всем основаниям независимо  от источников финансирования, в пользу работников, являющихся инвалидами I , II и III групп и получающих пенсии по инвалидности;

     2) общероссийские общественные организации  инвалидов, среди членов которых  инвалиды и их законные представители  составляют не менее 80%, и т.д.

     3) индивидуальные предприниматели,  в том числе иностранные граждане; лица без гражданства, проживающие  на территории РФ; частные детективы,  занимающиеся частной практикой;  нотариусы, адвокаты, являющиеся  инвалидами I , II и III групп и получающие пенсии по инвалидности.  
 

     Пенсионный  фонд РФ

     Формирование  Пенсионного фонда  РФ

     Пенсионный  фонд РФ — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения  граждан РФ.

     К функциям Пенсионного фонда РФ относятся:

  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • контроль за своевременным и полным поступлением у страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда; и т.д.

     Доходы  бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховых взносов других категорий работающих граждан;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • доходов от капитализации средств фонда; и д.р. поступлений

     Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:

  • выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;
  • выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
  • оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;и т.д.

     Рассмотрим  действующий порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ.

     Плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ являются:

     1) работодатели — юридические лица, в том числе иностранные; 

     2) граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью и народными художественными промыслами;

     3) крестьянские, фермерские хозяйства;

     4) граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории РФ, индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору ;

     5) граждане, работающие по трудовым договорам, получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, по авторским договорам.  

     Индивидуально-персонифицированный  учет

      Введение  индивидуально-персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования обусловлено следующими факторами:

  • созданием условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
  • обеспечением достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;
  • развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; и т.д.

     Индивидуальный  учет в системе государственного пенсионного страхования строится на следующих принципах:

  • единства государственного пенсионного страхования в РФ;
  • всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах;
  • соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов; и т.д.
  • На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные. и т.д.

     Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает страховое  свидетельство по месту работы. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не являются субъектами государственного пенсионного страхования, кроме несовершеннолетних, получающих пенсию по случаю потери кормильца.

     Сведения  о застрахованных лицах представляются плательщиками страховых взносов  в Пенсионный фонд РФ. Работодатели представляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудовому договору, за которых они уплачивают страховые взносы. Сведения передаются в те органы фонда, в которых эти работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в фонд, сами представляют сведения о себе в органы фонда по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов Государственного пенсионного страхования.  

     Негосударственное пенсионное обеспечение

     Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме  дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

     Дополнительная  профессиональная пенсионная система  должна отвечать следующим требованиям:

     1) обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм и т.д.;

     2) иметь как установленные выплаты, так и установленные взносы;

     3) финансироваться как за счет  взносов работодателя, так с участием  работников и т.д.;

     Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — некоммерческая организация социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками в пользу участников фонда.

     Вкладчики НПФ имеют право: 1) требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме; 2) представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия фонда и т.д.;

     Вкладчики НПФ вносят взносы только денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором.

     НПФ обязан:

     1) осуществлять учет своих обязательств  перед вкладчиками и участниками  в форме ведения пенсионных  счетов и учет пенсионных резервов;

     2) выплачивать участникам негосударственные  пенсии в соответствии с условиями  пенсионных договоров; 

     3) не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков или участников и т.д.  

Реформирование  пенсионной системы

     Реформирование  пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалидности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды: сущность, функции, роль и задачи