Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 21:20, курсовая работа
В данной работе рассматриваются государственные страховые фонды. Целью исследования является изучение системы государственных страховых фондов. В первой главе рассматриваются теоретические основы государственного социального страхования. Во второй главе работы анализируется состояние государственных страховых фондов. В третьей главе рассматриваются пути совершенствования и оптимизации государственных страховых фондов в РФ.
Источник: http://www.minfin.ru
В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе) [7, с. 12].
С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составит 2 562 рубля.
Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии повышена на 17,5%. А 1 августа 2009 года будет проведена ещё одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.
Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, а ее получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641 рубля. Размер социальной пенсии к концу года достигнет величины прожиточного минимума – это затронет 2,5 млн. россиян.
Добавим, что, согласно принятому в 2009 году бюджету ПФ, прогнозируемые доходы Фонда составят в 2009 году 3 трлн 217,49 млрд рублей, в 2010 году — 4 трлн 102,25 млрд рублей, а в 2011 году — 4 трлн 757,46 млрд рублей. Расходы Фонда запланированы в 2009 году на уровне 2 трлн 911,10 млрд рублей, в 2010 году — 3 трлн 721,39 млрд рублей, а в 2011 году — 4 трлн 268,25 млрд рублей [5, с. 9].
Исходя из этого, средний размер трудовой пенсии составит на конец 2009 года 5 тыс. 859 рублей, 2010 года — 6 тыс. 574 рублей, а 2011 года — 7 тыс. 449 рублей. При этом прожиточный минимум пенсионера запланирован в размере 4 тыс. 135 рублей в 2009 году, 4 тыс. 552 рублей в 2010 году и 4 тыс. 989 рублей в 2011 году.
Рис. 1 Структура доходов и расходов бюджета ПФ РФ
Подведем итог анализа реализации социального страхования РФ. Принятый ФЗ «О бюджете Федерального Пенсионного фонда на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в полной мере не решает поставленных пенсионной реформой задач. В соответствии с основными принципами бюджетной стратегии, бюджет составлен ПФ на трехлетний период в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию. Проект подготовлен в условиях отсутствия практического опыта разработки и использования бюджетных прогнозов, а также при отсутствии количественных критериев устойчивости бюджета и оценки рисков для бюджета ПФР.
2.2 Анализ формирования и расходование средств социального фонда РФ
На 2009 год, прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 445133616,5 тыс. рублей (123,9 % к 2008 году), в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 70 568 364,0 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 000,0 тыс. рублей. Общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 447 188 618,9 тыс. рублей.
Источник финансирования дефицита бюджета Фонда в 2009 году - изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета Фонда в течение 2008 года по состоянию на 1 января 2009 года [3, с. 5].
Прогнозируемые общие объемы доходов бюджета Фонда на 2009 год по обязательному социальному страхованию в сумме 309 597 708,6 тыс. рублей (в том числе 18 820 169,1 тыс. рублей - средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда) и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 66 787 713,0 тыс. рублей.
Прогнозируемые объемы доходов бюджета Фонда на 2010 год в сумме 520578769,1 тыс. рублей (116,9 % к 2009 году), из них по обязательному социальному страхованию в сумме 371 599 043,5 тыс. рублей (71,4 % от общей суммы доходов). В том числе 34 529 491,1 тыс. рублей - средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 75 640 006,0 тыс. рублей (14,5 %) и из бюджета ФОМС - 18500000,0 тыс. рублей (3,6 процента);
На 2011 год в сумме 591387924,3 тыс. рублей (113,6 % к 2010 году), из них: по обязательному социальному страхованию в сумме 426 731 219,2 тыс. рублей (в том числе 53 296 595,5 тыс. рублей - средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда) и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 84 508 977,0 тыс. рублей. %) и из бюджета ФОМС - 19250000 тыс. рублей (3,3 процента).
Таблица 2
| 2009 | 2010 | 2011 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Доходы | 445133616.5 | 520578769.1 | 591387924 |
Расходы | 447188618.9 | 506313991.5 | 572307731 |
Источник: http://www.minfin.ru
Параметры общего объема расходов бюджета Фонда предусмотрены:
- на 2009 год в сумме 447188618,9 тыс. рублей (138,1 % к 2008 году), в том числе: по обязательному социальному страхованию - 321512100,3 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 56928323,7 тыс. рублей;
- на 2010 год в сумме 506313991,5 тыс. рублей (113,2 % к 2009 году), в том числе: по обязательному социальному страхованию - 371599043,5 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 61375228,4 тыс. рублей;
- на 2011 год в сумме 572307730,7 тыс. рублей (113,0 % к 2010 году), в том числе: по обязательному социальному страхованию - 426731219,2 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 65428783,4 тыс. рублей.
Рис.2 Структура доходов и расходов ФСС РФ
Подведем итог анализа формирования и расходование средств социального фонда РФ.
Бюджет Фонда на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов является напряженным. Сбалансированность доходов и расходов бюджета ФСС произведена с учетом финансирования его дефицита за счет средств федерального бюджета, а также за счет внутренних источников Фонда.
В соответствии с основными характеристиками бюджета ФСС в 2009 году прогнозируется предельный объем дефицита в сумме 2055002,4 тыс. рублей, а в 2010 и 2011 годах прогнозируется профицит бюджета, соответственно, в суммах 14264777,6 тыс. рублей и 19080193,6 тыс. рублей. Профицит бюджета предусматривается за счет обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболев
2.3 Анализ медицинского обеспечения РФ
Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог в части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Проект бюджета Фонда на 2009-2011 годы сбалансирован по доходам и расходам и составляет соответственно на 2009 год - 119,3 млрд. рублей; 2010 год - 137,9 млрд. рублей; 2011 год - 157,9 млрд. рублей. Поступления единого социального налога в бюджет Фонда в 2009-2011 годах составят соответственно 109,4 млрд. рублей, 127,6 млрд. рублей, 147,0 млрд. рублей, или 91,7%, 92,5% и 93% в общей сумме доходов Фонда на 2009-2011 годы.
В доходной части бюджета Фонда на 2009-2011 годы также предусмотрены средства из федерального бюджета в объемах соответственно в 2009 году - 8,7 млрд. рублей, в 2010 году - 8,9 млрд. рублей, в 2011 году - 9,2 млрд. рублей, или 7,3%, 6,5% и 5,8% в общей сумме доходов Фонда на 2009-2011 годы, которые будут направлены на осуществление целевых расходов, в том числе:
- на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей);
- на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;
- на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей - сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [4, с. 12].
С 2009 года произошло значительное снижение доли средств федерального бюджета в доходах бюджета Фонда на 2009-2011 годы по сравнению с 2006-2008 годами, что связано с переносом из бюджета ФОМС в федеральный бюджет расходов на финансовое обеспечение денежных выплат медицинским работникам первичного звена, на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами в связи с изменением механизма их предоставления субъектам Российской Федерации с 2009 года, а также завершением в 2008 году финансирования пилотного проекта, проводимого в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.
Таблица 3
Доходы и расходы ФОМС РФ
| 2009 | 2010 | 2011 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Доходы | 119313242 | 137958769 | 157923335 |
Расходы | 119313242 | 137958769 | 157923335 |
Источник: http://www.minfin.ru
Основную часть расходов бюджета Фонда в 2009-2011 годах составят расходы, осуществляемые за счет собственных доходов по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС и расходы за счет средств федерального бюджета, направленные на реализацию мероприятий, осуществляемых в рамках национального проекта в сфере здравоохранения. Объемы финансирования по указанным направлениям расходов в 2009-2011 годах существенно увеличены.
Так, общий объем средств, направляемый на финансовое обеспечение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС в 2009 году составит 93,0 млрд. рублей, в том числе дотации на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС - 83,7 млрд. рублей, нормированный страховой запас - 9,3 млрд. рублей, на 2010-2011 годы на указанные цели зарезервированы средства в размере соответственно 110,0 млрд. рублей и 128,8 млрд. рублей, что превышает объем средств, предусмотренных на 2008 год соответственно на 31,2%, 55% и 84,6%.
На 2009-2011 годы также увеличены объемы межбюджетных трансфертов, направляемых Фондом за счет собственных доходов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в 2009 году в сумме 17,0 млрд. рублей, в 2010 году - 18,5 млрд. рублей, в 2011 году - 19,3 млрд. рублей.
Рис.3 Структура доходов и расходов ФОМС РФ
Остатки средств федерального бюджета, образовавшиеся в бюджете Фонда по состоянию на 1 января 2009 года будут использованы в 2009 году на завершение расчетов и в качестве дополнительных ассигнований по соответствующим статьям расходов, остатки средств на счетах по учету средств обязательного медицинского страхования будут направлены на увеличение нормированного страхового запаса Фонда, используемого на увеличение дотаций на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС.
Подведем итог анализа медицинского обеспечения РФ.
При рассмотрении ФЗ «О бюджете Федерального ФОМС на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» видим что, в целом позволяет ФОМС выполнять возложенные на него социальные функции, но в то же время содержит ряд недостатков, которые могут повлиять на эффективность реализации поставленных перед ФОМС задач. Средства, передаваемые из бюджета ФОМС в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, не обеспечивают покрытия дефицита территориальных программ.
Проанализировав источники формирования государственных страховых фондов РФ, подведем итог.
Информация о работе Государственные страховые фонды цели их создания и особенности использования