Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 21:20, курсовая работа
В данной работе рассматриваются государственные страховые фонды. Целью исследования является изучение системы государственных страховых фондов. В первой главе рассматриваются теоретические основы государственного социального страхования. Во второй главе работы анализируется состояние государственных страховых фондов. В третьей главе рассматриваются пути совершенствования и оптимизации государственных страховых фондов в РФ.
Аннотация
Государственные страховые фонды, цели их создания и особенности использования
В данной работе рассматриваются государственные страховые фонды. Целью исследования является изучение системы государственных страховых фондов. В первой главе рассматриваются теоретические основы государственного социального страхования. Во второй главе работы анализируется состояние государственных страховых фондов. В третьей главе рассматриваются пути совершенствования и оптимизации государственных страховых фондов в РФ. Тема «Государственные страховые фонды, цели их создания и особенности использования» актуальна в настоящее время, так как сегодня социальное обеспечение населения имеет значимое место в политике государства. Спецификой социального страхования является страхование граждан от возможного изменения их материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Социальное страхование является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Рассмотрев и проанализировав работу государственных страховых фондов, видно их несовершенство и нестабильность, что вызывает массу нареканий со стороны налогоплательщиков. Потому что, в любом случае ждёшь какой-то хорошей отдачи от государства, хочешь почувствовать, что оно заинтересовано в жизни граждан.
Введение
Современная рыночная экономика создала адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Обеспечение устойчивости, всемерное укрепление и дальнейшее развитие этой системы тесно взаимосвязаны с задачами государственного строительства РФ.
Переход России к рыночной экономике предполагает преобразование старой системы социального обеспечения на принципах, соответствующих рыночной экономике.
Становления новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдения принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
Следует отметить, что современное состояние действующей системы социального страхования в РФ неразрывно связано с общим кризисом экономики РФ, еще более усугубившимся в условиях нынешней финансово-экономической ситуации. Главными причинами кризиса являются непоследовательная государственная экономическая политика, основанная на продуманных решениях и экспериментах, отсутствие четких ориентиров государственного развития, разрушение экономического потенциала страны. Все эти факторы непосредственно влияют на развитие социального страхования, а также на размеры предоставляемых социальных выплат и гарантий.
Тема «Государственные страховые фонды, цели их создания и особенности использования» актуальна в настоящее время, так как сегодня социальное обеспечение населения имеет значимое место в политике государства. Конституция РФ гарантирует гражданам право на труд, социальное обеспечение, государственные пенсии и пособия, медицинскую помощь.
Цель работы - рассмотреть систему государственных страховых фондов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические основы государственного социального страхования, определить виды и особенности социального страхования
- проанализировать источники формирования государственных страховых фондов, на примере ПФ, ФСС и ФОМС РФ.
Объект исследования - государственные страховые фонды. Предмет исследования – деятельность страховых фондов.
При написании курсовой работы использовались такие методы исследования, как анализ, синтез, индукция и дедукция, экономически-математические, логические методы.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы государственного социального страхования.
Во второй главе работы рассматривается и анализируется состояние государственных страховых фондов, на примере ПФ, ФСС и ФОМС РФ.
В заключении приводятся выводы и предложения по данной тематике.
1. Теоретические основы государственного социального страхования
1.1 Социальное страхование как форма защиты населения
Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» [6, с. 8].
Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим, правовым и социальным государством. Это означает, что социальные права граждан являются наивысшей ценностью и государство обязано защищать эти права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей».
Государственное социальное страхование - государственная система материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.
И система социального обеспечения, и система социального страхования все более активно используются как высокоэффективные механизмы социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум. Формирование идей, доктрин, а впоследствии и механизмов социальной защиты, основанных на принципах социальной справедливости, позволяет странам Запада распространять материальную поддержку на широкий круг лиц, исходя скорее из их потребностей, нужд, чем из приобретенных ими прав на пособие.
Нужда при этом интерпретируется достаточно широко и связывается с уровнем доходов нуждающегося в прошлом (при установлении уровня пособий по старости, инвалидности и безработице), или исходя из некоторых общепринятых прав на социальную помощь (медицинское обслуживание, образование) [13, с. 29].
Постепенно системы социального страхования и обеспечения расширили свою деятельность, перестав ограничиваться лишь теми, кто имеет полную занятость в государственном или частном секторах. Системы стали охватывать другие социальные группы (практически всех трудящихся и граждан) - трудящихся, работающих неполное рабочее время, а также не имеющих постоянного места работы, работающих самостоятельно. Такой подход позволил развитым странам обратить внимание на нужды и других категорий населения, например, безработной молодежи, не имеющей дохода, а также предоставить материальную помощь родителям-одиночкам; охватить медицинским обслуживанием лиц, не пользующихся системами медицинского страхования; дать возможность досрочного выхода на пенсию безработным трудящимся пожилого возраста и предоставлять медицинское обслуживание более продолжительное время по сравнению с тем, которое предусмотрено в рамках системы, основывающейся на взносах.
Расширение сферы применения систем социального страхования и обеспечения выходит за рамки прямой зависимости между взносами и пособиями и подводит общество к пониманию того, что оно должно нести ответственность за своих неимущих членов, по разным причинам испытывающих нужду. Эта ответственность измеряется скорее реальными нуждами, чем приобретенными правами.
При всех недостатках, присущих системам социального страхования в западных странах, необходимо отметить, что принципы, концепция этих систем в большой мере соответствуют целям и задачам, поставленным в декларациях о правах человека. Развитые страны, в которых внедрены такие системы, сегодня, приближаются к критериям, сформулированным в конвенциях и рекомендациях Международной Организации Труда, Всемирной Организации Здравоохранения и МАСО [18, с. 12].
Как показывает опыт развитых стран, наличие сбалансированных систем социального страхования и социального обеспечения как базовых элементов социальной защиты трудящихся и всего населения расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста, является необходимым условием проведения реформ, а также содействует политической и экономической стабилизации общества.
Понятие социальной защиты, ее составляющих, было дано еще в 1952 г. в Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения, принятой Международной Организацией Труда (МОТ). Конвенция установила 9 видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособие по безработице, по производственному травматизму, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, по беременности и родам, по болезни, семейные пособия и пенсия по старости.
Рассмотрев социальное страхование как форму защиты населения, можно подвести итог.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей».
1.2 Особенности социального страхования
Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.
Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
В России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами: пенсионным; обязательного медицинского страхования; социального страхования; занятости (до 2001 г.).
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
Государственное обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам [11, с. 85].
Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан в следствии признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Информация о работе Государственные страховые фонды цели их создания и особенности использования