Государственные и муниципальные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:07, контрольная работа

Описание работы

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Работа содержит 1 файл

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

     8. Принцип гласности

     Принцип гласности означает:

     1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

     2) обязательную открытость для  общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

     Секретные статьи могут утверждаться только в  составе федерального бюджета.

     9. Принцип достоверности бюджета

     Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

             

     Наличие точных макроэкономических и бюджетных  прогнозов является одним из важнейших  условий эффективной государственной  экономической политики. Нереалистичные прогнозы вносят значительную неопределенность в процессы бюджетного финансирования и эффективность бюджетных расходов.

     Оптимистичные проектировки бюджетных доходов могут приводить к кризисам бюджетного финансирования и хаотичному секвестированию расходов.

     Заниженные  прогнозы инфляции приводят к значительному  отставанию запланированных в бюджете расходов от реальных потребностей, что в свою очередь порождает цепочку неплатежей и введение в оборот различного рода денежных суррогатов.

     10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

     Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 

     Вопрос 3. Чем отличаются понятия доходы бюджета и доходы государства?

     Доходы  бюджета — денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской 
Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской 
Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

     В юридической литературе под государственными доходами традиционно понимается часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также функционирования государственных органов. Вместе с тем понятие «государственный доход» можно рассматривать как централизованные денежные поступления в государственный бюджет, осуществляемые на основании бюджетного законодательства соответствующего государства (в нашем случае Российской Федерации), а также прибыль государственных предприятий и учреждений, коммерческих организаций, в которых государство в лице органов государственной власти имеет право на долю в уставном (складочном) капитале (например, ОАО «Газпром», ОАО «Россельхозбанк»).

     В рамках исследования основных бюджетно-правовых категорий невольно возникает вопрос о соотношении названных категорий «доходы государства  доходы бюджета  казна». Н. И. Химичева обращает внимание на два подхода к рассмотрению содержания государственных доходов: в широком и узком значениях. В широком смысле это государственные доходы бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов, а также доходы государственных предприятий, остающиеся в их распоряжении. Узкое значение состава государственных доходов включает доходы государственных внебюджетных фондов, то есть казну государства3. Позиция С. Д. Цыпкина несколько иная. Он считает, что совокупность правовых норм в сфере государственных доходов является институтом бюджетного права, но в то же время отделяет доходы государственного бюджета. М. И. Пискотин, определяя предмет бюджетного права, пришел к выводу, что «в широком смысле бюджетное право охватывает все нормы и институты, регулирующие государственные доходы…». Вместе с тем сравнительно-правовой анализ показал, что большинство ученых-правоведов не отождествляет «государственные доходы» и «доходы государственного бюджета», считая их соотносимыми понятиями, имеющими полное право на самостоятельное существование в системе финансового права. Мне более близок широкий подход к трактовке понятия «государственные доходы», который включает в себя все виды денежных поступлений в собственность государства вне зависимости от способа их аккумулирования. Соответственно государственные доходы — категория, включающая в себя доходы государственной казны и государственных унитарных предприятий, а доходы государственной казны объединяют доходы государственного бюджета и иные доходы от незакрепленного государственного имущества. И, отвечая на ранее поставленный вопрос: «Являются ли тождественными понятия “доходы государства  доходы бюджета  казна”», можно сказать, что каждая последующая категория включается в предыдущую, являясь ее составной частью. 

     Вопрос 4. Каковы основные функции Счетной  палаты РФ?

     Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. С этой целью Счетная палата РФ обеспечивает:

     • организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

     • проведение комплексных ревизий  и тематических проверок по отдельным  разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

     • экспертизу проектов федерального бюджета, законов и других нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и других документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ;

     • анализ и исследование нарушений  и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

     • подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную  Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;

     • подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов  государственной власти РФ.

     Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются:

     1) на государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды;

     2) на органы местного самоуправления, предприятия, организации, финансово-кредитные  организации, их объединении,  если они получают, перечисляют,  используют средства из федерального  бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и другие льготы и преимущества.

     На  деятельность негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и других льгот и преимуществ.

     В процессе исполнения федерального бюджета  Счетная палата РФ контролирует полноту  и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. Счетная палата РФ ежеквартально представляет Федеральному Собранию РФ оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал.

     Счетная палата осуществляет контроль за:

     1) управлением и обслуживанием  государственного внутреннего и  внешнего долга РФ;

     2) законностью, рациональностью и  эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и международных финансовых организаций;

     3) эффективностью размещения централизованных  финансовых ресурсов, выдаваемых  на возвратной основе;

     4) предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

     Счетная палата РФ контролирует формирование и эффективность использования  средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ.

     Счетная палата РФ осуществляет контроль за поступлениями  в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения государственным имуществом и управления объектами федеральной  собственности.

     Счетная палата РФ осуществляет контроль за:

     1) деятельностью Центрального банка  РФ, его структурных подразделений,  других кредитно-финансовых организаций  и части обслуживания ими федерального  бюджета; 

     2) деятельностью Центрального банка  РФ по обслуживанию государственного  долга РФ.

     Счетная палата РФ проводит экспертизу и дает заключения по:

     • проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего  и внешнего долга и дефицита;

     • вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ;

     • проектам законодательных и других нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной  Думы;

     • проектам международных договоров  РФ, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;

     • проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

     По  другим вопросам, входящим в компетенцию  Счетной палаты РФ, она осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:

     • запросов Президента РФ;

     • поручений Совета Федерации или  Государственной Думы, оформленных  соответствующими постановлениями;

     • запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной  Думы;

     • запросов депутатов и членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;

     • запросов Правительства РФ;

     • запросов органов государственной  власти субъектов РФ.

     Счетная палата РФ анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия  выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. На основе полученных данных она разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы РФ и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

     По  результатам проведенных контрольных  мероприятий Счетная палата РФ направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления  для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства.

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы