Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства. Данная цель подразделяется на следующие задачи:
- рассмотрение структуры финансовой системы государства, сущности государственных и муниципальных финансов,
- определении их места и роли в финансовой системе государства;
- анализ места государственных и муниципальных финансов как составляющих финансовой системы государства;
Введение…………………………………………………………………………...6
1 Государственные и муниципальные финансы
1.1 Финансовая система государства и ее структура. Понятие и сущность государственных и муниципальных финансов………………………………..9
1.2 Место и значение государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства……………………………………………….11
2 Анализ места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе Российской Федерации………………………………………………..19
3 Тенденции развития государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации………………………………………………………….24
Заключение.............................................................................................................28
Список использованной литературы……………………………….………….29
Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра.
1.2.2 Государственные внебюджетные фонды
В современном экономическом словаре даются следующие определения внебюджетных фондов:
1) денежные средства государства, не включаемые в государственный бюджет и используемые по определенному целевому назначению (например, государственный пенсионный фонд, государственный фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования);
2) средства организаций, учреждений, муниципальных органов, не входящие в доходные и расходные статьи бюджетов, финансируемые из других, внебюджетных источников.
1.2.3 Государственный кредит
Следует учесть, что на всех уровнях управления финансами присутствует кредит. Государственный кредит – это кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом формируется государственный долг.
При государственном кредите государство выступает не только заемщиком, но и кредитором. Правительство может предоставлять кредиты резидентам (в основном виде краткосрочной бюджетной ссуды). Предприятиям агропромышленного комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностям) предоставляются товарный и льготный кредиты. Государственный кредит может выступать также в форме гарантированных обязательств федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами.
Бюджетное устройство нашей страны обеспечивает непрерывную взаимосвязь бюджетов всех уровней (федеративный, субъектов Федерации и местных) (рисунок 3).
Рисунок 3 – Взаимосвязи в бюджетной системе РФ
Государственная бюджетная система РФ (далее по тексту - ГБС РФ, Бюджетная система субъектов РФ – БСС РФ) состоит из 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, а также около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).
Бюджет субъектов РФ является неотъемлемой структурной частью государственного бюджета (рисунок 4) [3]
Государственный бюджет
Федеральный бюджет | |||
Расходная часть | Доходная часть | ||
Бюджеты субъектов Российской Федерации | |||
Расходная часть | Доходная часть | ||
Местные бюджеты | |||
Расходная часть | Доходная часть |
Рисунок 4 – Структурная часть государственного бюджета
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. Государственный внебюджетный Фонд — централизованный фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования.
2 Анализ места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе Российской Федерации
В первом разделе была дана качественная характеристика государственных и муниципальных финансов. Для более полного раскрытия места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства необходимо дать им количественную оценку в формировании финансовой системы Российской Федерации.
На основе статистических данных Министерства Финансов РФ, составим таблицу соотношений Валового Внутреннего Продукта и суммарных средств в звеньях Финансовой системы РФ в динамике 2006-2010гг [5, 10, 11].
Таблица 1 – Динамика исполнения федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов в 2006-2010гг. в млрд. руб.
Доходы | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
ВВП | 26917,2 | 33247,5 | 41428,6 | 39100,7 | 20732,7 |
Федеральный бюджет | 6278,9 | 7781,1 | 9275,9 | 7336,8 | 4658,4 |
Внебюджетные фонды, в т.ч. |
|
|
|
|
|
Пенсионный Фонд РФ | 1566,4 | 1914,1 | 2621,1 | 3283 | 4680 |
Фонд социального страхования | 218,9 | 295,4 | 360,5 | 415 | 425,5 |
Фонд обязательного медицинского страхования | 125,5 | 157,8 | 162,6 | 119,1 | 105,9 |
Всего по внебюджетным фондам | 1910,8 | 2367,3 | 3144,2 | 3817,1 | 5211,4 |
Проследим динамику звеньев финансовой системы на диаграмме, представленной на рисунке 5.
Рисунок 5 – Динамика основных звеньев финансовой системы в млрд. руб.
Как видно из графика, в 2008 году ВВП был максимален, максимальным было и исполнение бюджетов: как федерального, так и внебюджетных фондов.
Чтобы определить место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе РФ, проследим динамику соотношения каждого из звеньев финансовой системы к ВВП в процентах. Для этого придется построить несколько графиков для наглядности.
Рисунок 6 - Динамика исполнения федерального бюджета РФ в 2006-2010 гг. в процентах к ВВП (млрд. руб.)
По рисунку видно, что за весь период доля федерального бюджета к ВВП велика и варьируется от 18.8% до 23.4%, а это 1/5 от всего ВВП.
Рисунок 7 - Динамика исполнения бюджета внебюджетных фондов РФ в 2006-2010 гг. в процентах к ВВП (млрд. руб.)
Итак, согласно рисунку 7, мы видим что доля внебюджетных фондов увеличивается с отметки 7,1%, а в 2010г. и составляет 25.1%, а это 1/4 от всего ВВП.
Проанализируем какую долю в процентном соотношении занимают государственные и муниципальные финансы в финансовой системе государства, например в 2008 году.
Таблица 2 – Показатели финансовых звеньев РФ в 2010г (млрд. руб.)
Федеральный бюджет | 9275,9 |
Финансы хозяйствующих субъектов | 3845,9 |
Финансы страхования | 300,2 |
Всего по внебюджетным фондам | 3144,2 |
Наглядно это видно на круговой диаграмме, представленной на рисунке 8.
Рисунок 8 – Место государственных и муниципальных финансов РФ в % соотношении в 2010г
В соответствии с диаграммой, доля государственных и муниципальных финансов составляет 76% в 2010 г (федеральный бюджет+бюджет внебюджетных фондов), а это почти 3/4 части финансового потока РФ. Доля финансов хозяйствующих субъектов – 24%, доля финансов страхования – 2%, что говорит о значительном месте государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства.
3 Тенденции развития государственных и муниципальных финансов в РФ
В теоретическом и аналитическом разделах данной курсовой работы были рассмотрены государственные и муниципальные финансы в составе финансовой системы РФ, которая состоит из трех основных звеньев:
1)государственные и муниципальные финансы;
2) финансы фонда страхования;
3) финансы хозяйствующих субъектов.
На основании проделанной работы можно сделать некоторые выводы относительно места и роли государственных и муниципальных финансов в финансовой системе РФ, но, однозначную оценку дать всё же нельзя.
Радикальные преобразования, происходящие в экономике и социальной сфере России, делают чрезвычайно актуальной задачу целенаправленного использования финансов в интересах развития страны, ее регионов и муниципальных образований. Решение данной задачи требует нахождения реальных путей усиления воздействия финансов на общественное производство, получения с их помощью высоких экономических и социально значимых результатов.
В этой связи требуют серьезного анализа проводимые органами государственной власти РФ реформы в области социальной защиты и социального обеспечения граждан.
Государственная социальная политика является неотъемлемым атрибутом современной рыночной экономики. Социальная стабильность выступает необходимым условием экономического развития; государство может сглаживать те негативные социальные последствия, которые присущи рынку, в целях предотвращения социальных конфликтов и напряженности в обществе.
Для развития местного самоуправления необходима реализация заложенных в новом законодательстве об общих принципах организации местного самоуправления в России мер, направленных на переход к новой структуре и полномочиям муниципальных образований. Одновременно в рамках системы федерального мониторинга Правительство РФ будет оперативно реагировать на текущие проблемы реформы и, в случае необходимости, принимать меры, направленные на поддержку успешной реализации реформы и повышение ее эффективности.
Мониторинг должен осуществляться по следующим направлениям:
- формирование органов местного самоуправления;
- создания правовых основ для регулирования системы межбюджетных отношений в субъектах РФ в новых условиях;
- делегирование отдельных государственных полномочий на муниципальный уровень;
- установление единых и дифференцированных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты;
- утверждение порядка ведения реестра расходных обязательств в субъектах РФ;
- разграничение имущества в соответствии с новыми предметами ведения и полномочиями;
- нормативно-правовое обеспечение бюджетного процесса муниципалитета;
- обеспечение муниципального финансового контроля;
- методическое и кадровое обеспечение органов местного самоуправления.
В целях расширения самостоятельности и повышения ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере бюджетного планирования и управления необходимо уточнить состав бюджетной классификации, перейдя к законодательному утверждению единых для всех бюджетов бюджетной системы РФ групп и подгрупп классификации доходов бюджетов и источников финансирования дефицита бюджетов, разделов и подразделов классификации расходов, групп и статей операций сектора государственного управления, а также установить предельный срок внесения изменений в бюджетную классификацию.
При этом для обеспечения единства бюджетного учета и отчетности Министерству финансов РФ следует предоставить право утверждать единый для всех бюджетов бюджетной системы РФ перечень статей и подстатей доходов бюджетов и операций сектора государственного управления, а также перечень и коды целевых статей и видов расходов, в том числе финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется за счет межбюджетных трансфертов.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны иметь право самостоятельно в рамках единой методологии детализировать бюджетную классификацию в соответствии со спецификой и потребностями каждого бюджета.
Необходимо установить строгий порядок внесения изменений в принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов, предусмотрев исчерпывающий перечень обстоятельств, при наступлении которых подходы к распределению этих средств могут быть уточнены, как, например, изменение налогового законодательства и разграничение полномочий.
Следует сконцентрировать средства финансовой помощи, направляемые на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, включая инвестиционную, в специально создаваемом Федеральном фонде со финансирования расходов. Единые принципы распределения средств Фонда позволят повысить прозрачность межбюджетных трансфертов и их обоснованность.
Информация о работе Государственные и Муниципальные финансы в финансовой системе РФ