Государственные и Муниципальные финансы в финансовой системе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства. Данная цель подразделяется на следующие задачи:
- рассмотрение структуры финансовой системы государства, сущности государственных и муниципальных финансов,
- определении их места и роли в финансовой системе государства;
- анализ места государственных и муниципальных финансов как составляющих финансовой системы государства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...6
1 Государственные и муниципальные финансы
1.1 Финансовая система государства и ее структура. Понятие и сущность государственных и муниципальных финансов………………………………..9
1.2 Место и значение государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства……………………………………………….11
2 Анализ места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе Российской Федерации………………………………………………..19
3 Тенденции развития государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации………………………………………………………….24
Заключение.............................................................................................................28
Список использованной литературы……………………………….………….29

Работа содержит 1 файл

курсовая для макса.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра.

1.2.2 Государственные внебюджетные фонды

В современном экономическом словаре даются следующие определения внебюджетных фондов:

1) денежные средства государства, не включаемые в государственный бюджет и используемые по определенному целевому назначению (например, государственный пенсионный фонд, государственный фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования);

2) средства организаций, учреждений, муниципальных органов, не входящие в доходные и расходные статьи бюджетов, финансируемые из других, внебюджетных источников.

1.2.3 Государственный кредит

Следует учесть, что на всех уровнях управления финансами присутствует кредит. Государственный кредит – это кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом формируется государственный долг.

При государственном кредите государство выступает не только заемщиком, но и кредитором. Правительство может предоставлять кредиты резидентам (в основном виде краткосрочной бюджетной ссуды). Предприятиям агропромышленного комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностям) предоставляются товарный и льготный кредиты. Государственный кредит может выступать также в форме гарантированных обязательств федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами.

Бюджетное устройство нашей страны обеспечивает непрерывную взаимосвязь бюджетов всех уровней (федеративный, субъектов Федерации и местных) (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Взаимосвязи в бюджетной системе РФ

 

Государственная бюджетная система РФ (далее по тексту - ГБС РФ, Бюджетная система субъектов РФ – БСС РФ) состоит из 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, а также около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Бюджет субъектов РФ является неотъемлемой структурной частью государственного бюджета (рисунок 4) [3]

Государственный бюджет

Федеральный бюджет

Расходная часть

Доходная часть

Бюджеты субъектов Российской Федерации

Расходная часть

Доходная часть

Местные бюджеты

Расходная часть

Доходная часть

 

Рисунок 4 – Структурная часть государственного бюджета

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. Государственный внебюджетный Фонд — централизованный фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования.

 

 

 

2 Анализ  места государственных и муниципальных финансов  в финансовой системе Российской Федерации

В первом разделе была дана качественная характеристика государственных и муниципальных финансов. Для более полного раскрытия места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства необходимо дать им количественную оценку в формировании финансовой системы Российской Федерации.

На основе статистических данных Министерства Финансов РФ, составим таблицу соотношений Валового Внутреннего Продукта и суммарных средств в звеньях Финансовой системы РФ в динамике 2006-2010гг  [5, 10, 11].

Таблица 1 – Динамика исполнения федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов в 2006-2010гг. в млрд. руб.

Доходы

2006

2007

2008

2009

2010

ВВП

26917,2

33247,5

41428,6

39100,7

20732,7

Федеральный бюджет

6278,9

7781,1

9275,9

7336,8

4658,4

Внебюджетные фонды, в т.ч.

 

 

 

 

 

Пенсионный Фонд РФ

1566,4

1914,1

2621,1

3283

4680

Фонд социального страхования

218,9

295,4

360,5

415

425,5

Фонд обязательного медицинского страхования

125,5

157,8

162,6

119,1

105,9

Всего по внебюджетным фондам

1910,8

2367,3

3144,2

3817,1

5211,4

Проследим динамику звеньев финансовой системы на диаграмме, представленной на рисунке 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 – Динамика основных звеньев финансовой системы в млрд. руб.

Как видно из графика, в 2008 году ВВП был максимален, максимальным было и исполнение бюджетов: как федерального, так и внебюджетных фондов.

Чтобы определить место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе РФ, проследим динамику соотношения каждого из звеньев финансовой системы к ВВП в процентах. Для этого придется построить несколько графиков для наглядности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6 - Динамика исполнения федерального бюджета РФ в 2006-2010 гг. в процентах к ВВП (млрд. руб.)

 

По рисунку видно, что за весь период доля федерального бюджета к ВВП велика и варьируется от 18.8% до 23.4%, а это 1/5 от всего ВВП.

 

Рисунок 7 - Динамика исполнения бюджета внебюджетных фондов РФ в 2006-2010 гг. в процентах к ВВП (млрд. руб.)

Итак, согласно рисунку 7, мы видим что доля внебюджетных фондов увеличивается с отметки 7,1%, а в 2010г. и составляет 25.1%, а это 1/4 от всего ВВП.

Проанализируем какую долю в процентном соотношении занимают государственные и муниципальные финансы в финансовой системе государства, например в 2008 году.

Таблица 2 – Показатели финансовых звеньев РФ в 2010г (млрд. руб.)

Федеральный бюджет

9275,9

Финансы хозяйствующих субъектов

3845,9

Финансы страхования

300,2

Всего по внебюджетным фондам

3144,2

 

Наглядно это видно на круговой диаграмме, представленной на рисунке 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8 – Место государственных и муниципальных финансов РФ в % соотношении в 2010г

В соответствии с диаграммой, доля государственных и муниципальных финансов составляет  76% в 2010 г (федеральный бюджет+бюджет внебюджетных фондов),  а это почти 3/4 части финансового потока РФ. Доля финансов хозяйствующих субъектов – 24%, доля финансов страхования – 2%, что говорит о значительном месте государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Тенденции развития государственных и муниципальных финансов в РФ

В теоретическом и аналитическом  разделах данной курсовой работы были рассмотрены государственные и муниципальные финансы в составе финансовой системы РФ, которая состоит из трех основных звеньев:

1)государственные и муниципальные финансы;

2) финансы фонда страхования;

3) финансы хозяйствующих субъектов.

На основании проделанной работы можно сделать некоторые выводы относительно места и роли государственных и муниципальных финансов в финансовой системе РФ, но, однозначную оценку дать всё же нельзя.

Радикальные преобразования, происходящие в экономике и социальной сфере России, делают чрезвычайно актуальной задачу целенаправленного использования финансов в интересах развития страны, ее регионов и муниципальных образований. Решение данной задачи требует нахождения реальных путей усиления воздействия финансов на общественное производство, получения с их помощью высоких экономических и социально значимых результатов.

В этой связи требуют серьезного анализа проводимые органами государственной власти РФ реформы в области социальной защиты и социального обеспечения граждан.

Государственная социальная политика является неотъемлемым атрибутом современной рыночной экономики. Социальная стабильность выступает необходимым условием экономического развития; государство может сглаживать те негативные социальные последствия, которые присущи рынку, в целях предотвращения социальных конфликтов и напряженности в обществе.

Для развития местного самоуправления необходима реализация заложенных в новом законодательстве об общих принципах организации местного самоуправления в России мер, направленных на переход к новой структуре и полномочиям муниципальных образований. Одновременно в рамках системы федерального мониторинга Правительство РФ будет оперативно реагировать на текущие проблемы реформы и, в случае необходимости, принимать меры, направленные на поддержку успешной реализации реформы и повышение ее эффективности.

Мониторинг должен осуществляться по следующим направлениям:

- формирование органов местного самоуправления;

- создания правовых основ для регулирования системы межбюджетных отношений в субъектах РФ в новых условиях;

- делегирование отдельных государственных полномочий на муниципальный уровень;

- установление единых и дифференцированных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты;

- утверждение порядка ведения реестра расходных обязательств в субъектах РФ;

- разграничение имущества в соответствии с новыми предметами ведения и полномочиями;

- нормативно-правовое обеспечение бюджетного процесса муниципалитета;

- обеспечение муниципального финансового контроля;

- методическое и кадровое обеспечение органов местного самоуправления.

В целях расширения самостоятельности и повышения ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере бюджетного планирования и управления необходимо уточнить состав бюджетной классификации, перейдя к законодательному утверждению единых для всех бюджетов бюджетной системы РФ групп и подгрупп классификации доходов бюджетов и источников финансирования дефицита бюджетов, разделов и подразделов классификации расходов, групп и статей операций сектора государственного управления, а также установить предельный срок внесения изменений в бюджетную классификацию.

При этом для обеспечения единства бюджетного учета и отчетности Министерству финансов РФ следует предоставить право утверждать единый для всех бюджетов бюджетной системы РФ перечень статей и подстатей доходов бюджетов и операций сектора государственного управления, а также перечень и коды целевых статей и видов расходов, в том числе финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется за счет межбюджетных трансфертов.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны иметь право самостоятельно в рамках единой методологии детализировать бюджетную классификацию в соответствии со спецификой и потребностями каждого бюджета.

Необходимо установить строгий порядок внесения изменений в принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов, предусмотрев исчерпывающий перечень обстоятельств, при наступлении которых подходы к распределению этих средств могут быть уточнены, как, например, изменение налогового законодательства и разграничение полномочий.

Следует сконцентрировать средства финансовой помощи, направляемые на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, включая инвестиционную, в специально создаваемом Федеральном фонде со финансирования расходов. Единые принципы распределения средств Фонда позволят повысить прозрачность межбюджетных трансфертов и их обоснованность.

Информация о работе Государственные и Муниципальные финансы в финансовой системе РФ