Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:20, реферат
Главным средством перераспределения ВВП служат государственные финансы. Финансы — это категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств (денег). Говорят о финансах фирмы, местных и государственных финансах и т.д. Возникающие по поводу финансовых ресурсов отношения называются финансовыми, они выражают связи между экономическими агентами в денежной форме. Существующая в стране совокупность финансовых отношений называется финансовой системой, а политика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач называется финансовой.
Финансовая политика тесно связана с денежно-кредитной, то же можно сказать о финансовой, денежной и кредитной системах. Поэтому для объединения этих трех близких категорий употребляют термины, в которые входит словосочетание «финансово-кредитный», например финансово-кредитные от-ношения. Иногда говорят о финансовой или финансово-экономической системе, политике и т.д., подразумевая финансово-кредитную.
займы на рынке ссудных
капиталов способствуют
учетной ставки.
7.Государственный долг
Задолженность правительственных
органов накапливается и
сударственный долг. Его приходится выучивать с процентами. Говорят, что
сегодняшние государ-ственные займы — это завтрашние налоги. Некоторые
налогоплательщики являются
владельцами государственных
получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые
частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих
бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать
государственные займы. Постоянно нуждаясь в сред-ствах, правительства
прибегают к все новым займам; покрывая-старые долги, они делают еще большие
новые.
Государственный долг растет в разных странах разными тем-пами. Превышение
государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для
стабильности экономики особенно для устойчивого денежного обращения.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на
краткосрочный (до одного года), средне-срочный (от одного года до пяти лет) и
долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги
По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами.
Такую задолженность можно пролон-гировать, но это связано с выплатой
процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать
кратко-срочную и
долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату ос-новной суммы и
ограничиваясь ежегодной выплатой процентов В ряде стран существуют
специальные управления государст-венного долга при министерстве финансов,
которые осущест-вляют погашение и консолидацию старьй долгов и привлечение
новых заемных средств.
8.Проблема внешнего долга
Предметом особого внимания являете внешний долг. Если платежи по нему со-
ставляют значительную часть поступленя от внешнеэкономической деятельности
страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится
труд-но. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты требуя
залогов или особых поручительств.
Обычно правительства стран-должников принимают все воз-можные меры, чтобы не
попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к
зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей 1.
Традиционный путь — выплата долгов за счет золотева-лютных резервов; для
закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти
резервы исчерпаны или очень ограничены.
2. Консолидация внешнего
долга, которая возможна
кредиторов. Кредиторы создают специальные организации — клубы, где
вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в
состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.
Наиболее известные — Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и
Парижский клуб. объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба
неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об
отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.
3. Сокращение размеров
внешнего долга путем
долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В
счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике
недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов
превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является
участие хозяйствен-ньк субъектов
страны-кредитора в
государственной
заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или
банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для
приобретения собственности.
Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной
экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов,
вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает
бремя внешнего долга, делает
возможным получение новых
и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и
реинвестиций в приобретенные
таким путем хозяйственные
4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным
банкам — региональным. Всемирному банку. Такие банки, как правило,
предоставляют льготные Кредиты
для преодоления кризисной
обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к ГЭП, в частности к
эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции^ гаедению до минимума
дефицита государственного бюджета. К таким кредитам в 90-х гг. часто
обращаются постсоциали
В истории XX в. встречались и другие примеры регулиро-^ния внешней
задолженности. Так, и после Первой, и после второй мировой войны Великобритания
и Франция оплатили часть внешней задолженности своими иностранными активами
Некоторые развивающиеся страны, чтобы смягчить кредиторов' предоставляли им
право пользования своей морской хозяйств венной зоной, континентальным шельфом,
строительства военных баз, станций слежения за спутниками