Государ­ственные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:20, реферат

Описание работы

Главным средством перераспределения ВВП служат государ­ственные финансы. Финансы — это категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использова­ния денежных средств (денег). Говорят о финансах фирмы, местных и государственных финансах и т.д. Возникающие по поводу финансовых ресурсов отношения называются финан­совыми, они выражают связи между экономическими агентами в денежной форме. Существующая в стране совокупность фи­нансовых отношений называется финансовой системой, а по­литика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач называется финан­совой.
Финансовая политика тесно связана с денежно-кредитной, то же можно сказать о финансовой, денежной и кредитной системах. Поэтому для объединения этих трех близких категорий употребляют термины, в которые входит словосочетание «финансово-кредитный», например финансово-кредитные от-ношения. Иногда говорят о финансовой или финансово-экономической системе, политике и т.д., подразумевая финансово-кредитную.

Работа содержит 1 файл

Бюджет.docx

— 25.02 Кб (Скачать)

займы на рынке ссудных  капиталов способ­ствуют удорожанию кредита — росту

учетной ставки.

     7.Государственный   долг

Задолженность правительственных  органов накапливается и превращается в го-

сударственный долг. Его приходится вы­учивать с процентами. Говорят, что

сегодняшние государ-ственные займы — это завтрашние налоги. Некоторые

налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они

получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые

частично идут на выплату  государственных займов. Как правило, из текущих

бюджетных доходов не удается  выплачивать полностью проценты и в срок погашать

государственные займы. Постоянно  нуждаясь в сред-ствах, правительства

прибегают к все новым  займам; покрывая-старые долги, они  делают еще большие

новые.

Государственный долг растет в разных странах разными тем-пами. Превышение

государственного долга  над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для

стабильности экономики  особенно для устойчивого денежного  обращения.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также  на

краткосрочный (до одного года), средне-срочный (от одного года до пяти лет) и

долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные  долги

По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с  высокими процентами.

Такую задолженность можно  пролон-гировать, но это связано  с выплатой

процентов на проценты. Государственные  органы стараются консолидировать

кратко-срочную и среднесрочную  задолженность, т. е. превратить ее в

долгосрочные долги, отложив  на длительный срок выплату ос-новной суммы и

ограничиваясь ежегодной  выплатой процентов В ряде стран  существуют

специальные управления государст-венного  долга при министерстве финансов,

которые осущест-вляют погашение  и консолидацию старьй долгов и привлечение

новых заемных средств.

     8.Проблема внешнего  долга

Предметом особого внимания являете внешний долг. Если платежи  по нему со-

ставляют значительную часть  поступленя от внешнеэкономической  деятельности

страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится

труд-но. Их предоставляют  неохотно и под более высокие  проценты требуя

залогов или особых поручительств.

Обычно правительства  стран-должников принимают все  воз-можные меры, чтобы не

попасть в положение безнадежных  должников, так как это ограничивает доступ к

зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько  путей 1.

Традиционный путь — выплата  долгов за счет золотева-лютных резервов; для

закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так  как у них эти

резервы исчерпаны или  очень ограничены.

2. Консолидация внешнего  долга, которая возможна только  с согласия

кредиторов. Кредиторы создают  специальные орга­низации — клубы, где

вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в

состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Наиболее известные —  Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и

Парижский клуб. объединяющий страны-кредиторы. Оба названных  клуба

неоднократно шли навстречу  просьбам стран-должников (в том  числе России) об

отсрочке выплат, а в  ряде случаев частично списывали  долги.

3. Сокращение размеров  внешнего долга путем конверсии,  т.е. превращения его в

долгосрочные иностранные  инвести­ции, практикуемое в некоторых  странах. В

счет долга ино­странным кредиторам предлагают приобрести в  стране-долж­нике

недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним  из вариантов

превращения внешней задолженности  в иностранные капиталовложения является

участие хозяйствен-ньк субъектов  страны-кредитора в приватизации

государствен­ной собственности  в стране-должнике. В таком случае

за­интересованные фирмы  страны-кредитора выкупают у своего государства или

банка обязательства страны-должника и с обо­юдного согласия используют их для

приобретения собствен­ности.

Такая операция ведет к  увеличению доли иностранного ка­питала  в национальной

экономике без поступления  в страну из-за рубежа финансовых ресурсов,

вещественных носителей  основного капитала, новых технологий, но она облегчает

бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа

и стимулирует последующий  приток частных ино­странных инвестиций и

реинвестиций в приобретенные  таким путем хозяйственные объекты.

4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое по­ложение, к международным

банкам — региональным. Всемир­ному банку. Такие банки, как правило,

предоставляют льготные Кредиты  для преодоления кризисной ситуации, но

обусловли­вают свои кредиты  жесткими требованиями к ГЭП, в частности  к

эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции^ гаедению до минимума

дефицита государственного бюджета. К таким кредитам в 90-х  гг. часто

обращаются постсоциали­стические  страны.

В истории XX в. встречались  и другие примеры регулиро-^ния  внешней

задолженности. Так, и после  Первой, и после второй мировой  войны Великобритания

и Франция оплатили часть  внешней задолженности своими иностранными активами

Некоторые развивающиеся  страны, чтобы смягчить кредиторов' предоставляли им

право пользования своей  морской хозяйств венной зоной, континентальным  шельфом,

строительства во­енных баз, станций слежения за спутниками

    


Информация о работе Государ­ственные финансы