Государ­ственные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:20, реферат

Описание работы

Главным средством перераспределения ВВП служат государ­ственные финансы. Финансы — это категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использова­ния денежных средств (денег). Говорят о финансах фирмы, местных и государственных финансах и т.д. Возникающие по поводу финансовых ресурсов отношения называются финан­совыми, они выражают связи между экономическими агентами в денежной форме. Существующая в стране совокупность фи­нансовых отношений называется финансовой системой, а по­литика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач называется финан­совой.
Финансовая политика тесно связана с денежно-кредитной, то же можно сказать о финансовой, денежной и кредитной системах. Поэтому для объединения этих трех близких категорий употребляют термины, в которые входит словосочетание «финансово-кредитный», например финансово-кредитные от-ношения. Иногда говорят о финансовой или финансово-экономической системе, политике и т.д., подразумевая финансово-кредитную.

Работа содержит 1 файл

Бюджет.docx

— 25.02 Кб (Скачать)

Главным средством перераспределения  ВВП служат государ­ственные финансы.

Финансы — это категория, отражающая экономические отношения  в процессе

создания и использова­ния денежных средств (денег). Говорят о  финансах фирмы,

местных и государственных  финансах и т.д. Возникающие по поводу финансовых

ресурсов отношения называются финан­совыми, они выражают связи  между

экономическими агентами в денежной форме. Существующая в  стране совокупность

фи­нансовых отношений называется финансовой системой, а по­литика

государства по организации  и использованию финансов для  осуществления своих

функций и задач называется финан­совой.

Финансовая политика тесно  связана с денежно-кредитной, то же можно сказать о

финансовой, денежной и кредитной  системах. Поэтому для объединения  этих трех

близких кате-горий употребляют  термины, в которые входит словосочетание

«финансово-кредитный», например финансово-кредитные от-ношения. Иногда

говорят о финансовой или  финансово-эко-номической системе, политике и т.д.,

подразумевая финансо-во-кредитную.

Через государственные финансы  перераспределяется значи-тельная  часть ВВП

стран с рыночной экономикой.

     2.Бюджет и  внебюджетные  фонды

Основная часть государственных  доходод и расходов проходит через

государственный бюджет. В  зависимости от административно-территориального

устройства той или  иной страны (двухступенчатого — центральное  пра-вительство

и местные органы власти или  трехступенчатого-центральное правительство;

правительства республик, краев, об-ластей, земель, провинций, штатов; местные

органы власти) бюджета  бывают соответственно центральными, республикан-скими,

краевыми, областными, земельными, провинциальными и т.д.; местными.

Часто под местными подразумевают  все бюджеты, кроме бюджета центрального

правительства. Между ними существуют довольно сложные отношения, связанные с

разделом источни­ков  бюджетных доходов, финансированием  местных бюджетов со

стороны центрального правительства  путем перераспределе­ния средств  в

масштабе страны и др. Государственный  бюджет представляет собой, таким

образом, не только бюджет цент­рального  правительства, но и совокупность

бюджетов всех уров­ней государственных  административно-территориальных

вла­стей.

К бюджету тесно примыкают  внебюджетные фонды — де­нежные  средства

государства, имеющие целевое  назначение и не включенные в государственный

бюджет. Эти средства на­ходятся в распоряжении центральных или  местных органов

вла­сти и концентрируются  в специальных фондах, каждый из ко­торых предназначен

для определенных нужд. Примером может быть Пенсионный фонд . Внебюджетные фонды

создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.

Внебюджетные фонды расширяют  возможности вме­шательства государства  в

экономику, минуя бюджет, и, следо­вательно, парламентский контроль. Кроме того,

за счет вне­бюджетных  фондов можно создать видимость  уменьшения де­фицитности

бюджета.

     3.Понятие   государственного бюджета

     Государственный  бюджет — это годовой план  государственных расходов и

источ­ников их финансового  покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и

прини­мается законодательным  органом — парламентом страны, шта­та или

муниципальным собранием. По завершении финансо­вого года полномочные

представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по

мобилизации доходов и  осуществлению расходов в соответствии с принятым в

преды­дущем году законом  о бюджете.

Государственный бюджет всегда представляет собой ком­промисс  между основными

группами носителей различных  со­циально-экономических интересов  в стране. Это

компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам

налогообложения собственности, доходов и заработной платы, по поводу

бюджетных расходов на социальное цели; компро­мисс между общегосударственными

и местными интересами;

компромисс между промышленными  и сельскохозяйственными  районами в отношении

распределения налогов и  бюджетных дотаций, ориентиров государственной

территориальной структурной  политики; компромисс между интересами отдель-ных

отраслей и фирм по поводу налогов и субсидий, льгот-ных  кредитов и

государственных заказов, подрядов на строительство, инвестиционных премий.

Каждый такой ком-промисс  сопровождается борьбой политической, предвыбор-ной и

в стенах парламента, фракционной  внутри партий и на страницах печати.

     4.Статьи государственного  бюджета

Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных  статей в государствен-

ном бюджете стран с  рыночной экономи-кой приблизительно следующие, %:

     Расходы

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, со­циальные

пособия, субсидии бюджетом местных властей на эти цели

................................ 40—50

Затраты на хозяйственные  нужды: капиталовложения в инфра­структуру, дотации

государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы  на

осуществление государственных  программ ............................. 10—20

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней по­литики, включая

содержание дипломатических  служб и займы иностранным  государствам ..........

10—20

Административно-управленческие расходы:

содержание правительственных  органов, полиции, юстиции и проч.

...................... 5—10

Платежи по государственному долгу ............... до 7—8.

     Доходы

Налоги (в том числе  акцизные сборы и таможенные пошлины,        гербовый

сбор) .......................... 75—85

Неналоговые поступления: доходы от государственной собствен­ности,

государственной торговли .................   5—8

Взносы в государственные  фонды социального страхования, пен­сионный,

страхования от безработицы ....   .   ....... 10—12-

     5.Бюджетные  расходы

Расходы государственного бюджета  вы полняют функции политического, соци-

ального и хозяйственного регулирования.      Первое место в бюджетных

расходах занимают социальные статьи: социальные пособия, образование,

здравоохранени|е и др. В этом проявляется главное направление  бюджетной по-

литики, как и всей государственной  экономической политики в целом  —

стабилизация, укрепление и  приспособление существующего социально-

экономического строя  к изменяющимся условиям. Эти расходы  призваны смягчить

дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному  хозяй­ству.

Впрочем, облегчение доступа  представителей относительно менее  обеспеченных

слоев к получению квалификации, до­стойному медицинскому обслуживанию,

гарантированной ми­нимальной пенсии и сносному жилью не только играет

соци­ально стабилизирующую  роль, но и обеспечивает хозяйство  важнейшим

фактором производства —  квалифицированной и здоровой рабочей  силой, а значит,

увеличивает национальное богатство  страны.

В затратах на хозяйственные  нужды обычно выделяются бюд­жетные субсидии

сельскому хозяйству, которые  имеют также социальную, политическую и

хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть

заинтересовано в уско­ренном  и массовом разорении своего крестьянства,

фермерства. И хотя в своей  внешнеэкономической политике правительства  иногда

временно жертвуют интересами отечественных произ­водителей  аграрных товаров,

допуская иностранную  сельско­хозяйственную продукцию  на внутренний рынок в

ответ на  уступки торговых партнеров, как правило, правительства

под­держивают свое среднее  и крупное фермерство.

Крестьяне представляют заметную силу на выборах; они не- изменно  пользуются

симпатией общества. От темпов переме- щения рабочей силы из деревень в города

зависит уровень безработицы, степень самообеспечения (или импортной

зави­симости) страны по продовольствию и сельскохозяйственному сырью. От

покупательной способности  крестьян зависит по­ложение в нескольких важных

отраслях производства и  услуг.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а  также

административно-управленческие рас-ходы воздействуют на структуру  спроса.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему

государственному долгу (например, Досрочное погашение части долга), размеры

расходов на кре-диты и  субсидии частным и государственным  предприятиям,.

сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объек-тов

инфраструктуры, на закупку  вооружения и военное стро-ительство.

В периоды кризисов и депрессий  расходы государственного рюджета  на

хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева»  конъюнктуры —

сокращаются.

Структура расходов государственного бюджета оказывает ре-гулирующее

воздействие на размеры спроса и капиталовложе-ний, а также на отраслевую и

региональную структуру  эконо-

мики, национальную конкурентоспособность  на мировых рынках.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и

вывозимого капитала, финансируемые  из бюджета, стимулируют экспорт  и в

долгосрочном плане улучшают пла-тежный баланс, открывают для  экономики страны

новые за-рубежные рынки, способствуют укреплению национальной ва-люты,

обеспечению, поставок на внутренний рынок необходи мых товаров из-за рубежа.

Это внешнеэкономический  аспект политики бюджетных расходов.

Действенность ГРЭ с помощью  бюджетных расходов зависит во-первых, от

относительных размеров расходуемых  сумм (и доли в ВВП); во-вторых, от

структуры этих расходов; в-третьих  от эффективности использования  каждой

единицы расходуемы средств.

Поскольку уровни развития ГРЭ, его конкретные цели, на-циональный опыт

программирования, доли государственной  собственности в экономике в  разньк

странах неодинаковы различна и роль бюджетных расходов в хозяйстве.

В целом^ однако, следует отметить, что расходы бюджета играют -в- ГРЭ

несравненно меньшую роль, чем бюджетные доходы,в первую очередь такие

инструменты, как налоги и  ускоренное амортизационное списание основного

капитала.

     6.Проблема сбалансированности  госбюджета

Идеальное исполнение государственного   бюджета — это полное покрытие расходов

доходами и образование  остатка средств т.е. превышение доходов над расходами

Образовавшийся остаток  правительство может использовать при непредвиденных

обстоятельствах, для досрочных  выплат задол женности или перевести  его в доход

бюджета следующего года Превышение расходов над доходами ведет к  образованию 

бюджетного дефицита, который  покрывается государственными займами 

(внутренними и внешними). Они осуществляются виде продажи  государственных ценньк

бумаг, займов у вне бюджетных  фондов (например, у фонда страхования  по безра

ботице или пенсионного  фонда) и получения кредитов у  банков (эта форма

финансирования бюджетного дефицита часто прак-тикуется местными властями).

Государственные займы не единственный путь покрытия де­фицита

государственного бюджета. У большинства развитых стран  со времен перехода от

золотого к бумажно-денежному  обращению накоплен значительный опыт покрытия

бюджет­ного дефицита путем  дополнительной эмиссии денег. Прави­тельства

особенно часто прибегают  к этому средству в крити­ческих ситуациях — во время

войны, длительного кризиса. По­следствия   такой . эмиссии   общеизвестны:

развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для  дол-госрочнь1х

инвестиций, раскручивается спираль цены — зара­ботная плата, обесцениваются

сбережения населения, воспро­изводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной  и социальной стабиль­ности правительства

развитых стран всемерно избегают не­оправданной эмиссии денег. Для этого в

систему рыночной

экономики встроен специальный  блок-предохранитель: консти­туционно

закрепленная в большинстве  стран независимость национального  эмиссионного

банка от исполнительной и  за­конодательной властей. Эмиссионный  банк не

обязан финан­сировать правительство, таким образом ставится заслон инф-

ляционному взрыву, который  мог бы произойти, если бы деньги печатались по

желанию правительства.

Государственные займы менее  опасны, чем эмиссия, но и они оказывают

определенное негативное воздействие на эко­номику страны. Во-первых, в

определенных ситуациях  прави­тельство прибегает к принудительному  размещению

государст­венных ценных бумаг и нарушает таким образом  рыночную мотивацию

деятельности частньк  финансовых институтов. Во-вторых, если правительство

даже и создает достаточные  стимулы для приобретения юридическими и

физическими лицами пра­вительстве ннък ценных бумаг, то государственные

займы, мо­билизуя свободные  средства на рынке ссудных капиталов, су­жают

возможности получения кредита  частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и

средние, не являются для  банков

такими надежными заемщиками, как государственные органы. государственные

Информация о работе Государ­ственные финансы