Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:20, реферат
Главным средством перераспределения ВВП служат государственные финансы. Финансы — это категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств (денег). Говорят о финансах фирмы, местных и государственных финансах и т.д. Возникающие по поводу финансовых ресурсов отношения называются финансовыми, они выражают связи между экономическими агентами в денежной форме. Существующая в стране совокупность финансовых отношений называется финансовой системой, а политика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач называется финансовой.
Финансовая политика тесно связана с денежно-кредитной, то же можно сказать о финансовой, денежной и кредитной системах. Поэтому для объединения этих трех близких категорий употребляют термины, в которые входит словосочетание «финансово-кредитный», например финансово-кредитные от-ношения. Иногда говорят о финансовой или финансово-экономической системе, политике и т.д., подразумевая финансово-кредитную.
Главным средством перераспределения ВВП служат государственные финансы.
Финансы — это категория, отражающая экономические отношения в процессе
создания и использования денежных средств (денег). Говорят о финансах фирмы,
местных и государственных финансах и т.д. Возникающие по поводу финансовых
ресурсов отношения называются финансовыми, они выражают связи между
экономическими агентами в денежной форме. Существующая в стране совокупность
финансовых отношений называется финансовой системой, а политика
государства по организации и использованию финансов для осуществления своих
функций и задач называется финансовой.
Финансовая политика тесно связана с денежно-кредитной, то же можно сказать о
финансовой, денежной и кредитной системах. Поэтому для объединения этих трех
близких кате-горий употребляют термины, в которые входит словосочетание
«финансово-кредитный», например
финансово-кредитные от-
говорят о финансовой или финансово-эко-номической системе, политике и т.д.,
подразумевая финансо-во-
Через государственные финансы перераспределяется значи-тельная часть ВВП
стран с рыночной экономикой.
2.Бюджет и внебюджетные фонды
Основная часть
государственный бюджет. В
зависимости от административно-
устройства той или иной страны (двухступенчатого — центральное пра-вительство
и местные органы власти или
трехступенчатого-центральное
правительства республик, краев, об-ластей, земель, провинций, штатов; местные
органы власти) бюджета бывают соответственно центральными, республикан-скими,
краевыми, областными, земельными, провинциальными и т.д.; местными.
Часто под местными подразумевают все бюджеты, кроме бюджета центрального
правительства. Между ними существуют довольно сложные отношения, связанные с
разделом источников бюджетных доходов, финансированием местных бюджетов со
стороны центрального правительства путем перераспределения средств в
масштабе страны и др. Государственный бюджет представляет собой, таким
образом, не только бюджет центрального правительства, но и совокупность
бюджетов всех уровней государственных
административно-
властей.
К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды — денежные средства
государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный
бюджет. Эти средства находятся в распоряжении центральных или местных органов
власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен
для определенных нужд. Примером может быть Пенсионный фонд . Внебюджетные фонды
создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.
Внебюджетные фонды расширяют возможности вмешательства государства в
экономику, минуя бюджет, и, следовательно, парламентский контроль. Кроме того,
за счет внебюджетных фондов можно создать видимость уменьшения дефицитности
бюджета.
3.Понятие государственного бюджета
Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и
источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и
принимается законодательным органом — парламентом страны, штата или
муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные
представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по
мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в
предыдущем году законом о бюджете.
Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными
группами носителей различных
социально-экономических
компромисс между
налогообложения собственности, доходов и заработной платы, по поводу
бюджетных расходов на социальное
цели; компромисс между
и местными интересами;
компромисс между
распределения налогов и бюджетных дотаций, ориентиров государственной
территориальной структурной политики; компромисс между интересами отдель-ных
отраслей и фирм по поводу налогов и субсидий, льгот-ных кредитов и
государственных заказов, подрядов на строительство, инвестиционных премий.
Каждый такой ком-промисс сопровождается борьбой политической, предвыбор-ной и
в стенах парламента, фракционной внутри партий и на страницах печати.
4.Статьи государственного бюджета
Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в государствен-
ном бюджете стран с рыночной экономи-кой приблизительно следующие, %:
Расходы
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные
пособия, субсидии бюджетом местных властей на эти цели
..............................
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации
государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на
осуществление государственных программ ............................. 10—20
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая
содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам ..........
10—20
Административно-управленческие расходы:
содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч.
...................... 5—10
Платежи по государственному долгу ............... до 7—8.
Доходы
Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый
сбор) .......................... 75—85
Неналоговые поступления: доходы
от государственной собствен
государственной торговли ................. 5—8
Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный,
страхования от безработицы .... . ....... 10—12-
5.Бюджетные расходы
Расходы государственного бюджета вы полняют функции политического, соци-
ального и хозяйственного регулирования. Первое место в бюджетных
расходах занимают социальные статьи: социальные пособия, образование,
здравоохранени|е и др.
В этом проявляется главное
литики, как и всей государственной экономической политики в целом —
стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-
экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить
дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяйству.
Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных
слоев к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию,
гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью не только играет
социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим
фактором производства — квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит,
увеличивает национальное богатство страны.
В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии
сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и
хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть
заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства,
фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительства иногда
временно жертвуют интересами отечественных производителей аграрных товаров,
допуская иностранную
сельскохозяйственную
ответ на уступки торговых партнеров, как правило, правительства
поддерживают свое среднее и крупное фермерство.
Крестьяне представляют заметную силу на выборах; они не- изменно пользуются
симпатией общества. От темпов переме- щения рабочей силы из деревень в города
зависит уровень безработицы, степень самообеспечения (или импортной
зависимости) страны по продовольствию и сельскохозяйственному сырью. От
покупательной способности крестьян зависит положение в нескольких важных
отраслях производства и услуг.
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также
административно-управленческие рас-ходы воздействуют на структуру спроса.
Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему
государственному долгу (например,
Досрочное погашение части
расходов на кре-диты и субсидии частным и государственным предприятиям,.
сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объек-тов
инфраструктуры, на закупку вооружения и военное стро-ительство.
В периоды кризисов и депрессий расходы государственного рюджета на
хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры —
сокращаются.
Структура расходов государственного
бюджета оказывает ре-
воздействие на размеры спроса и капиталовложе-ний, а также на отраслевую и
региональную структуру эконо-
мики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.
Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и
вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в
долгосрочном плане улучшают пла-тежный баланс, открывают для экономики страны
новые за-рубежные рынки, способствуют укреплению национальной ва-люты,
обеспечению, поставок на внутренний рынок необходи мых товаров из-за рубежа.
Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.
Действенность ГРЭ с помощью бюджетных расходов зависит во-первых, от
относительных размеров расходуемых сумм (и доли в ВВП); во-вторых, от
структуры этих расходов; в-третьих от эффективности использования каждой
единицы расходуемы средств.
Поскольку уровни развития ГРЭ, его конкретные цели, на-циональный опыт
программирования, доли государственной собственности в экономике в разньк
странах неодинаковы различна и роль бюджетных расходов в хозяйстве.
В целом^ однако, следует отметить, что расходы бюджета играют -в- ГРЭ
несравненно меньшую роль, чем бюджетные доходы,в первую очередь такие
инструменты, как налоги и ускоренное амортизационное списание основного
капитала.
6.Проблема сбалансированности госбюджета
Идеальное исполнение государственного бюджета — это полное покрытие расходов
доходами и образование остатка средств т.е. превышение доходов над расходами
Образовавшийся остаток
правительство может
обстоятельствах, для досрочных выплат задол женности или перевести его в доход
бюджета следующего года Превышение расходов над доходами ведет к образованию
бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами
(внутренними и внешними).
Они осуществляются виде
бумаг, займов у вне бюджетных фондов (например, у фонда страхования по безра
ботице или пенсионного фонда) и получения кредитов у банков (эта форма
финансирования бюджетного дефицита часто прак-тикуется местными властями).
Государственные займы не единственный путь покрытия дефицита
государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от
золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт покрытия
бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Правительства
особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях — во время
войны, длительного кризиса. Последствия такой . эмиссии общеизвестны:
развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для дол-госрочнь1х
инвестиций, раскручивается спираль цены — заработная плата, обесцениваются
сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.
В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства
развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в
систему рыночной
экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно
закрепленная в большинстве
стран независимость
банка от исполнительной и законодательной властей. Эмиссионный банк не
обязан финансировать правительство, таким образом ставится заслон инф-
ляционному взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по
желанию правительства.
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают
определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в
определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению
государственных ценных бумаг и нарушает таким образом рыночную мотивацию
деятельности частньк финансовых институтов. Во-вторых, если правительство
даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и
физическими лицами правительстве ннък ценных бумаг, то государственные
займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают
возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и
средние, не являются для банков
такими надежными заемщиками, как государственные органы. государственные