Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является дать общую характеристику государственных финансов.
Задачи данной работы рассмотреть:
- сущность государственных финансов и их роль в экономике;
- методы финансирования расходов и стабилизации государственного бюджета, внебюджетных фондов;
- рассмотреть внебюджетные фонды и их роль в финансировании государственных расходов;
- рассмотреть перспективы формирования и использования финансовых ресурсов государства.
Введение…………………………………………………………………..3 стр.
1. Государственные финансы и их роль в рыночной экономике……….6 стр.
1.1 Общее понятие о государственных финансах……………………….6 стр.
1.2 Место и роль государственных финансов в экономике…………….9 стр.
2. Бюджетные и внебюджетные фонды в структуре государственных финансов…………………………………………………………………..14 стр.
2.1 Понятие и сущность государственного бюджета, как основного финансового ресурса государства………………………………………14 стр.
2.2 Внебюджетные фонды, их роль в финансировании государственных расходов…………………………………………………………………..24 стр.
3. Перспективы формирования и использования финансовых ресурсов государства……………………………………………………………….32 стр.
Заключение……………………………………………………………….42 стр.
Список использованной литературы……………………………………45 стр.
Заключение
Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения и расходования средств, так и целенаправленной государственной политикой государства в области государственных финансов. В этой связи государственные финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, и как один из ведущих экономических рычагов государства.
Государственные и рыночные механизмы сосуществуют и дополняют друг друга. Нормальное социально-экономическое и политическое развитие страны предполагает эффективное функционирование государства. Для успешного развития страны требуются как экономические и технологические предпосылки, так и институциональная да: нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определение роли, которую государство может сыграть в конкретных сложившихся условиях, способность государства законодательно определять, финансировать и практически реализовать принятые законодательные нормы, обеспечивать экономическую стабильность и благоприятные условия для деятельности субъектов хозяйствования. В общем виде, казалось бы, все понятно тем не менее роль и возможности государства и государственных финансов в общественном развитии, поиски ответов на вопросы том, чем должно и чем не должно заниматься государство, а если должно, то какими методами, на протяжении длительного времени родятся в центре внимания политиков и экономистов.
Государственные финансы являются, как уже отмечалось, инструментом, с помощью которого органы государственной власти аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы и, таким образом, создают условия для выполнения государством своих функций.
Вместе с тем, сосредоточивая в своих руках и расходуя огромнее финансовые ресурсы, органы государственного управления являются самостоятельным крупным участником экономических и финансовых процессов в стране: в государственных финансах различных стран аккумулируется от 25 до 50% ВВП, органы государственного управления выступают в роли крупнейших (15—25% ВВП) покупателей на рынке товаров и услуг.
Финансовые ресурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:
-
государственную бюджетную
-
внебюджетные специальные
- государственный кредит;
Эти три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Второе звено финансовых ресурсов — внебюджетные специальные фонды. В 1993 г. насчитывалось более 20 внебюджетных фондов, в том числе — 4 социальных и остальные фонды производственного назначения.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.
Внебюджетные
фонды выступают в качестве стабильного,
прогнозируемого на длительный период
источника денежных средств, используемых
для финансирования конкретных социальных
потребностей общегосударственного значения
(государственные внебюджетные фонды
социального назначения); для финансирования
отдельных региональных или ведомственных
программ экономического характера, осуществляемых
федеральными органами исполнительной
власти, а также субъектов РФ и органами
местного самоуправления.
Список использованной литературы
ТО
ЧТО БУДЕШЬ ГОВОРИТЬ
Государственные финансы — составная часть финансовой системы государства, ее центральная подсистема, через которую осуществляется влияние государства на экономическое и социальное развитие. Она имеет свои особенные принципы организации и функционирования. Это предопределено функциями и ролью государства в регуляции и обеспечении экономических, социальных и демократических принципов жизни населения и создании благоприятных условий для деятельности производственных и непроизводственных структур.
Финансы возникли и на протяжении длительного времени развивались как система мобилизации средств, материальных и финансовых ресурсов, для потребностей правящей элиты разных форм государственных образований и обороны своей территории. Для отмеченных целей внедрялись разные формы налогов, собраний и платежей. Использование их не подлежало ни одному контролю со стороны населения, потому в течение почти шести веков под понятием "финансы в сознании людей откладывались разные формы выгоды и несправедливого уменьшения доходов населения.
Возникновение и развитие финансов связано с существованием государства и товарно-денежных отношений. Финансы достигли своего наивысшего развития в XIX ст., когда функции государства значительно расширились и усовершенствовались, а товарно-денежные отношения заняли господствующее положение в экономических системах. Финансы стали универсальным и очень активным элементом экономической жизни. Центральное место в финансовой жизни государства занимает бюджет. Приобрели высокое развитие методы и формы мобилизации средств и распределения их для удовлетворения потребностей населения, совершенствования и расширения производственных процессов, в государстве.
Сфера финансовой
деятельности каждого члена общества
значительно расширяется в
В экономической жизни финансы являются достаточно сложным явлением. За их помощью государство перераспределяет значительную часть валового внутреннего продукта, который является главным объектом финансовых отношений. Учитывая это финансы следует рассматривать как систему отношений, которая сложилась в обществе в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. С одной стороны, субъектом этих отношений является государство, а из второго — население и предпринимательские структуры.
Государство для выполнения своих функций должно иметь в своем распоряжении определенную величину финансовых ресурсов, которые создаются в ее народнохозяйственном комплексе. С этой целью она осуществляет свою финансовую деятельность путем законодательного определения форм мобилизации доходов и расходов с целью достижения экономического и социального прогресса в государстве.
Государственные
финансы — главное звено
Все звенья государственных финансов имеют собственную сферу функционирования, однако они тесно связаны между собой. Основу государственных финансов составляют финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм собственности. Здесь создается свыше 90% валового национального продукта, который является главным объектом финансовых процессов. При условиях становления рыночной экономики частица государственного сектора будет уменьшаться, однако еще длительное время этому сектору будет принадлежать решающая роль в процессах распределения и перераспределения, осуществляемого с помощью финансов.
Государственному
бюджету принадлежит
Финансовые ресурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:
Эти
три блока финансовых отношений
относятся к централизованным
финансам и используются для регулирования
экономики и социальных отношений на макроуровне.
Финансовые отношения предприятий относятся
к децентрализованным
финансам и используются для регулирования
и стимулирования экономики и социальных
отношений на микроуровне.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.
Сфера
действия распределительной функции
определяется тем, что в отношения
с бюджетом вступают почти все
участники общественного
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений [c.-33].
Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя перераспределение национального дохода, может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д.
Информация о работе Государственные финансы, их содержание и роль в социально-экономическом развитии