Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является дать общую характеристику государственных финансов.
Задачи данной работы рассмотреть:
- сущность государственных финансов и их роль в экономике;
- методы финансирования расходов и стабилизации государственного бюджета, внебюджетных фондов;
- рассмотреть внебюджетные фонды и их роль в финансировании государственных расходов;
- рассмотреть перспективы формирования и использования финансовых ресурсов государства.
Введение…………………………………………………………………..3 стр.
1. Государственные финансы и их роль в рыночной экономике……….6 стр.
1.1 Общее понятие о государственных финансах……………………….6 стр.
1.2 Место и роль государственных финансов в экономике…………….9 стр.
2. Бюджетные и внебюджетные фонды в структуре государственных финансов…………………………………………………………………..14 стр.
2.1 Понятие и сущность государственного бюджета, как основного финансового ресурса государства………………………………………14 стр.
2.2 Внебюджетные фонды, их роль в финансировании государственных расходов…………………………………………………………………..24 стр.
3. Перспективы формирования и использования финансовых ресурсов государства……………………………………………………………….32 стр.
Заключение……………………………………………………………….42 стр.
Список использованной литературы……………………………………45 стр.
Разнообразие финансовых отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения, обусловливает наличие разных видов финансовых ресурсов. Основными среди них являются:
- прибыль
- различные виды налогов
- страховые платежи
- амортизационные отчисления.
Финансовые ресурсы необходимы, прежде всего, субъектам хозяйствования. У них формируются децентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих. Образуемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технических достижений, проведение природоохранных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера. Осуществление названных затрат за счет использования финансовых ресурсов позволяет обеспечивать денежными средствами, воспроизводственный процесс на микро-уровне.
Потребности общественного производства обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов, формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления. Использование централизованных финансовых ресурсов имеет отраслевую и целевую направленность, что позволяет точно учитывать объекты государственного финансирования и своевременно обеспечивать их необходимыми денежными средствами. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, предопределяет необходимость централизации в его распоряжении значительной частью финансовых ресурсов. При этом степень централизации ресурсов на разных исторических этапах развития страны неодинакова и зависит от множества факторов, причем не только социально-экономических.
Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работы отечественных экономистов.
Профессор В.В.Лавров, раскрывая суть финансовой политики, отмечал ее связь с учетом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов.
Эти вопросы были базовыми для определения очередных задач финансовой политики в области национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась тогда как одна из основных в области государственного регулирования экономики и связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств для экономических преобразований.
Другой экономист И.В.Левчук, подчеркивая большую роль финансовой политики в повышении производства, отмечает, что эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.
Интересна трактовка финансовой политики, данная В.С.Павловым.
Он
исходит из неразрывности финансов
и кредита в деле государственного
управления и связывает финансово-
Автор дает два определения ее содержания: как основные направления деятельности государства в области использования финансов и как концентрированное выражение финансов, то есть во втором случае финансовой политики является как бы результирующей финансовых процессов, происходящих внутри экономики страны.
Действительно,
такие определения финансовой политики
подтверждаются ее основными целями,
к которым можно отнести
1)
Повышение объема и
2)
Оздоровление и структурная
3)
Достижение более высокого
Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.
Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Существуют два типа финансовой политики:
а)
дискреционная политика или политика,
проводимая непосредственно
б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.
Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:
общественные работы и другие программы, связанные с расходами;
- социальные программы;
- правительственные закупки;
- государственные инвестиции;
изменение
расходов трансфертного или
управление налоговым гнетом.
Можно выделить два главных элемента, составляющих финансовую политику:
- политика в области государственных расходов;
-
финансовая политика.
Наша страна переживает сегодня очень непростой период. Россия рассталась с командно-административной системой и взяла курс на создание социально ориентированной рыночной экономики, задействуя в этом процессе частный интерес. При этом до середины 1998 г. реализация рыночных реформ происходила в условиях поступательного преодоления системного кризиса, оживления производства и торгового оборота в отдельных секторах экономики. К положительным явлениям можно отнести постепенную адаптацию предприятий к рыночным условиям, внедрение конкурсности в системах государственных и муниципальных заказов, начало политики реструктуризации естественных монополий.
Однако кризис 2008 г. внес существенные изменения в социально-экономическое положение России, обнажил слабые места в рыночной политики, ее непоследовательность, необходимость более решительного перехода к структурным преобразованиям реального сектора экономики, ликвидации изъянов в законодательстве. Как следствие, началось сокращение экспорта и импорта, спад производства, увеличились объем неплатежей, задолженность по заработной плате и пенсиям.
Для обеспечения подъема экономики страны необходимо построить общество равных возможностей десятков миллионов собственников. Предпринимательство способствует созданию прогрессивной культуры экономики и конкурентной среды, расширению налогооблагаемой базы. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство помогает преодолеть издержки реформ, снижает социальную напряженность, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок товарами и услугами.
Общий
вклад малого предпринимательства
в обеспечение занятости
В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют следующие группы объектов: финансы предприятий (учреждений, организаций), страховые отношения, государственные финансы, им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.
Планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе их планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления.
Он
позволяет сопоставить
Принято различать стратегическое, или общее управление финансами, и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и др. Оно осуществляется органами государственного и экономического управления. Оперативное управление финансами - главная функция аппарата финансовой системы.
Научный подход к управлению финансами как при их статистическом, так и при оперативном управлении определяет многоплановый характер и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене.
При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др., учитываются: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и на перспективу, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления.
Управление финансами в условиях становления и развития рыночной экономики требует усиления научного обоснования управленческих решений по финансам.
Правильная
организация управления финансами
имеет первостепенное значение для
их использования. В значительной мере
эффект оперативного управления финансами
зависит от того, как организована работа
субъектов управления - финансовых органов,
налоговых инспекций, страховых структур
и многочисленного аппарата финансовых
подразделений в отраслях народного хозяйства.
Информация о работе Государственные финансы, их содержание и роль в социально-экономическом развитии