Государственные финансы, их содержание и роль в социально-экономическом развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является дать общую характеристику государственных финансов.
Задачи данной работы рассмотреть:
- сущность государственных финансов и их роль в экономике;
- методы финансирования расходов и стабилизации государственного бюджета, внебюджетных фондов;
- рассмотреть внебюджетные фонды и их роль в финансировании государственных расходов;
- рассмотреть перспективы формирования и использования финансовых ресурсов государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 стр.
1. Государственные финансы и их роль в рыночной экономике……….6 стр.
1.1 Общее понятие о государственных финансах……………………….6 стр.
1.2 Место и роль государственных финансов в экономике…………….9 стр.
2. Бюджетные и внебюджетные фонды в структуре государственных финансов…………………………………………………………………..14 стр.
2.1 Понятие и сущность государственного бюджета, как основного финансового ресурса государства………………………………………14 стр.
2.2 Внебюджетные фонды, их роль в финансировании государственных расходов…………………………………………………………………..24 стр.
3. Перспективы формирования и использования финансовых ресурсов государства……………………………………………………………….32 стр.
Заключение……………………………………………………………….42 стр.
Список использованной литературы……………………………………45 стр.

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

     Разнообразие  финансовых отношений, возникающих  в процессе стоимостного распределения, обусловливает наличие разных видов финансовых ресурсов. Основными среди них являются:

     - прибыль

     - различные виды налогов

     - страховые платежи

     - амортизационные отчисления.

     Финансовые  ресурсы необходимы, прежде всего, субъектам  хозяйствования. У них формируются  децентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих. Образуемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технических достижений, проведение природоохранных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера. Осуществление названных затрат за счет использования финансовых ресурсов позволяет обеспечивать денежными средствами, воспроизводственный процесс на микро-уровне.

     Потребности общественного производства обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов, формами их использования  являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления. Использование централизованных финансовых ресурсов имеет отраслевую и целевую направленность, что позволяет точно учитывать объекты государственного финансирования и своевременно обеспечивать их необходимыми денежными средствами. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, предопределяет необходимость централизации в его распоряжении значительной частью финансовых ресурсов. При этом степень централизации ресурсов на разных исторических этапах развития страны неодинакова и зависит от множества факторов, причем не только социально-экономических.

     Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работы отечественных экономистов.

     Профессор В.В.Лавров, раскрывая суть финансовой политики, отмечал ее связь с учетом и контролем за производством, количеством  труда и распределением продуктов.

     Эти вопросы были базовыми для определения  очередных задач финансовой политики в области национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась тогда как одна из основных в области государственного регулирования экономики и связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств для экономических преобразований.

     Другой  экономист И.В.Левчук, подчеркивая  большую роль финансовой политики в  повышении производства, отмечает, что эта политика призвана создать  правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.

     Интересна трактовка финансовой политики, данная В.С.Павловым.

     Он  исходит из неразрывности финансов и кредита в деле государственного управления и связывает финансово-кредитную политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем реформирования экономики.

     Автор дает два определения ее содержания: как основные направления деятельности государства в области использования финансов и как концентрированное выражение финансов, то есть во втором случае финансовой политики является как бы результирующей финансовых процессов, происходящих внутри экономики страны.

     Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:

     1) Повышение объема и эффективности  использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для  проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

     2) Оздоровление и структурная перестройка  экономики: повышение в общем  объеме производства доли отраслей  второй группы, снижение затрат  на ВПК, упорядочивание денежного  обращения, и в перспективе  восстановление конвертируемости рубля.

     3) Достижение более высокого уровня  жизни населения на основе  развития отраслей промышленности  и сельского хозяйства. Социальная  направленность финансовой стратегии  проявляется не только в изыскании  возможностей увеличения финансовых  ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

     Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

     Собственно  осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

     Существуют  два типа финансовой политики:

     а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

     б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

     Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

     общественные  работы и другие программы, связанные  с расходами;

     - социальные программы;

     - правительственные закупки;

     - государственные инвестиции;

     изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

     управление  налоговым гнетом.

     Можно выделить два главных элемента, составляющих финансовую политику:

     - политика в области государственных расходов;

     - финансовая политика. 

     Наша  страна переживает сегодня очень  непростой период. Россия рассталась с командно-административной системой и взяла курс на создание социально  ориентированной рыночной экономики, задействуя в этом процессе частный  интерес. При этом до середины 1998 г. реализация рыночных реформ происходила в условиях поступательного преодоления системного кризиса, оживления производства и торгового оборота в отдельных секторах экономики. К положительным явлениям можно отнести постепенную адаптацию предприятий к рыночным условиям, внедрение конкурсности в системах государственных и муниципальных заказов, начало политики реструктуризации естественных монополий.

     Однако  кризис 2008 г. внес существенные изменения в социально-экономическое положение России, обнажил слабые места в рыночной политики, ее непоследовательность, необходимость более решительного перехода к структурным преобразованиям реального сектора экономики, ликвидации изъянов в законодательстве. Как следствие, началось сокращение экспорта и импорта, спад производства, увеличились объем неплатежей, задолженность по заработной плате и пенсиям.

     Для обеспечения подъема экономики  страны необходимо построить общество равных возможностей десятков миллионов  собственников. Предпринимательство  способствует созданию прогрессивной культуры экономики и конкурентной среды, расширению налогооблагаемой базы. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство помогает преодолеть издержки реформ, снижает социальную напряженность, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок товарами и услугами.

     Общий вклад малого предпринимательства  в обеспечение занятости населения, формирование валового внутреннего  продукта в России пока существенно  ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. По данным ООН, в мире малым бизнесом занято примерно 50% населения, насчитывается 53-55 млн. малых предприятий. В Российской Федерации в этом секторе функционирует лишь 890 тыс. предприятий, на которых занято только 7 млн. работников. На 1000 человек населения России приходится в среднем 6 малых предприятий, что в 5-8 раз ниже, чем в развитых странах. Малыми предприятиями в России создается лишь около 12% внутреннего валового продукта, тогда как в США, Японии, Германии их доля в ВВП достигает 50-60%. Представляется, что для обеспечения поступательного развития рыночных реформ необходимо увеличить занятость в российском малом бизнесе минимум до 30 млн. человек, доведя число действующих малых предприятий до 1-3 миллионов. Это позволит создать реальную конкурентную базу, оптимизировать структуру экономики государства, значительно повысить жизненный уровень населения, обеспечить финансовую социально-экономическую стабильность в стране.

     В управлении финансами, как и в  любой другой управляемой системе, выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют следующие группы объектов: финансы предприятий (учреждений, организаций), страховые отношения, государственные финансы, им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

     Субъекты  управления используют в каждой сфере  и каждом звене финансовых отношений  специфические методы целенаправленного  воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.

     Планирование  занимает важное место в системе  управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе их планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

     Контроль  как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления.

     Он  позволяет сопоставить фактические  результаты от использования финансовых ресурсов с предыдущими, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного их использования.

     Принято различать стратегическое, или общее  управление финансами, и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и др. Оно осуществляется органами государственного и экономического управления. Оперативное управление финансами - главная функция аппарата финансовой системы.

     Научный подход к управлению финансами как  при их статистическом, так и при  оперативном управлении определяет многоплановый характер и системный  подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене.

     При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др., учитываются: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и на перспективу, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления.

     Управление  финансами в условиях становления и развития рыночной экономики требует усиления научного обоснования управленческих решений по финансам.

     Правильная  организация управления финансами  имеет первостепенное значение для  их использования. В значительной мере эффект оперативного управления финансами зависит от того, как организована работа субъектов управления - финансовых органов, налоговых инспекций, страховых структур и многочисленного аппарата финансовых подразделений в отраслях народного хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственные финансы, их содержание и роль в социально-экономическом развитии