Государственные ценные бумаги

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Организация процесса финансирования государственных целевых программ развития экономики страны, формирование действующего кредитно-финансового механизма требуют создания рынка государственных ценных бумаг. В настоящее время в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных бюджетов; обеспечение эффективности денежно-кредитной политики; поддержание активности работы всех сфер экономики. Эти тенденции требуют анализа, позволяющего определить собственные российские подходы в понимании работы рынка ценных бумаг при формировании, организации и развитии фондовых бирж, фондовых рынков для привлечения денежных накоплений предприятий и населения в экономику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ
БУМАГ..................................................... 6
1.1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В ФИНАНСИРОВАНИИ
ГОСУДАРСТВА......................................................... 6
1.2 ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 8
1.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 11
2 СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ....................14
2.1 ВИДЫ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 14
2.2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В 1993-2002
ГОДАХ........................................................................
................... 20
2.3 ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНА ВЛАСТИ............. 24
3 ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЦЕННЫМИ
БУМАГАМИ.................................... 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А - ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА ГКО/ОФЗ............................36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - ДОЛЯ ГКО/ОФЗ В ОБЩЕЙ ЕМКОСТИ РЫНКА ОБЛИГАЦИЙ НА ММВБ В
2001г...................37

Работа содержит 1 файл

Очень хорошая курсовая по гос.ценным бумагам 2.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Банкам предоставлена право получить в Центральном банке ссуду под залог

приобретенных ими облигаций. Причем ссуда выдается на срок до 3 месяцев в

размере до 90% от нарицательной стоимости принятых в залог ценных бумаг.

Погашение ГДО  начинается с 1 июля 2006г. в течение последующих 15 лет

ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются

только до 31 декабря 2021 года.

В условиях высокой  инфляции и растущего дефицита федерального бюджета

Правительством  РФ было принято Постановление «О выпуске государственных

краткосрочных бескупонных облигаций» (от 8 февраля 1993г. № 107).

Эмитентом именных  государственных краткосрочных  облигаций является

Министерство  финансов. Номинальная стоимость  ценных бумаг составляет 1 млн.

рублей. Они выпускаются  в безбумажной форме, каждый выпуск оформляется

глобальным сертификатом, который хранится в Центральном  банке, являющемся

генеральным агентом  по обслуживанию выпуска ГКО.

Размещение ГКО  осуществляется с дисконтом, который  является видом дохода

(процента), получаемого эмитентом. По срокам обращения ГКО делятся на

трехмесячные, полугодовые  и рассчитанные на один год. Размещаются  они на

аукционе, который  проводит Центральный банк. Обращение  облигации на вторичном

рынке происходит только в форме совершения сделок купли-продажи через

фондовую биржу.

ГКО – высоколиквидные  ценные бумаги, сроки их обращения  в денежных средствах

минимальны. Это  позволяет официальным дилерам  и их клиентам быстро и надежно

инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства.

Дополнительное  преимущество инвестиции в ГКО состоит  в том, что все виды

доходов от операций с  этими ценными бумагами освобождены  от налога на

прибыль [8, с. 18].

Наметившаяся  в 1995 году тенденция стабилизации финансового  рынка позволила

приступить к выпуску новой государственной среднесрочной ценной бумаги –

облигации федерального займа (ОФЗ) с переменным купоном. Выпуск этих

среднесрочных ценных бумаг необходим для увеличения сроков государственной

задолженности.

Эмитентом облигации  федеральных займов от имени государства выступает

Министерство  финансов РФ. Порядок выпуска и  обращения ценных бумаг определен

Постановлением  Правительства РФ от 15 мая 1995г. № 458 «О генеральных

условиях выпуска  и обращения облигаций федеральных  займов». Эмиссия ОФЗ

осуществляется в виде отдельных выпусков. Общий объем эмиссии определяется

Министерством финансов в переделах лимита государственного внутреннего долга.

Инвесторами могут  быть юридические и физические лица. Генеральным агентом по

обслуживанию  выпусков облигаций является Центральный банк РФ. Все сделки с

облигациями федеральных  займов заключаются и исполняются  в порядке,

установленном Центральным банком по соглашению с  Министерством финансов.

ОФЗ – первые среднесрочные ценные бумаги, которые  появились в России. Они

выпущены сроком на один год и две недели, что  объясняется особенностями

российского законодательства (нужен срок более года, чтобы  бумага считалась

среднесрочной), так и удобством начисления доходности (плюс две недели). По

этой бумаге доходы выплачиваются раз в квартал, причем доход привязан к

доходу на рынке  ГКО: берут четыре последних выпуска  ГКО, исчисляется средняя

взвешенная и  по этой величине ОФЗ продается (в  безбумажном виде) на аукционе

на ММВБ. Цены на ОФЗ ставят инвесторы, а Минфин определяет устраивает ли

министерство  цена или нет [7,8,11].

Появление на фондовом рынке России казначейских векселей определено

Постановлением  Правительства РФ от 14.04.1994г. «О выпуске  казначейских

векселей 1994 года Министерством финансов РФ».

Министерство  финансов выпустило в 1996 году векселя  для восстановления взамен

централизованных  кредитов погашенных с их корреспондентских  счетов. Срок

обращения векселей – 8 лет, они погашаются ежегодно равными  долями с 31

августа 1998 года с уплатой 10% годовых. Векселедержатели имеют право быть

Центральный банк РФ, коммерческие банки и юридические  лица.

Государственные казначейские обязательства являются финансовым инструментом

переходного периода. Их выпуск обусловлен жестким правительственным  курсом,

направленным на снижение инфляции и планомерное сокращение доходности по

основным финансовым инструментам.

Начало выпуска  казначейских обязательств (КО) – август 1994 г., эмитентом

является Министерство финансов. КО выпускаются сериями  в бездокументарной

форме в виде записи в уполномоченном депозитарии (банках-агентах Минфина).

Каждая серия  имеет  единые даты выпуска обязательств, даты погашения,

номинальную стоимость, процентную ставку, то есть представляет собой

самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом. Ставка

процентного дохода по обязательствам устанавливается  в зависимости от срока

начала погашения. Процентный доход выплачивается  Минфином (Главным

управлением федерального казначейства) одновременно с погашением казначейских

обязательств. Владельцами КО могут быть юридические и физические лица. КО

могут приниматься  в качестве оплаты за реализованные  товары и предоставляемые

услуги без  ограничений или выступать в  качестве залога. КО могут обмениваться

на налоговые  освобождения в целях зачета по неплатежам в государственный

бюджет. В результате банкротства Банка внешнеэкономической  деятельности СССР

на его счетах остались «замороженными» средства юридических и физических лиц.

Указом президента РФ о мерах регулирования внутреннего  долга бывшего СССР

было определено, что погашение задолженности  физическим лицам происходит с 1

июля 1993г. в полном объеме, а задолженность перед  юридическими лицами

покрывается облигациями  внутреннего валютного займа (ОВВЗ) со сроком

погашения от 1 до 15 лет. Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов

РФ валюта займа  – доллары США, процентная ставка – 3 %.

Общий объем  займа составил 7885 млн. долларов США. Номинал облигации – одна,

десять и сто  тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроком

погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Датой выпуска займа является 14 мая

1993 года. Купонная  ставка 3% годовых – выплачивается  14 мая каждого года [8,

c.40].

Сберегательная  бумага для населения (СБН) внешне похожа на облигацию №%

займа, но с купонами на получение каждые три месяца (бумага выпускается на

год), при этом доход по купонам будет привязан к ОФЗ, но поскольку это будет

для населения, прибавляется еще один процент.

Эта бумага была выпущена в сентябре 1995 г. раньше ее не было смысла

выпускать, так  как доходность по ГКО и ОФЗ шла резко вниз. На рынке денег

было очень  много, а предложений со стороны  Минфина – значительно меньше. В

таких условиях население мало что получило бы. А если бы была выпущена

долларовая бумага, то в связи с понижением курса  был бы чистый убыток для

инвестора [10, с. 71].

При подготовке СБН Министерство финансов руководствовалось  тем, что  по

бумагам для  населения должна существовать прибыль, пусть не самая большая, но

близкая к реальному  проценту по вкладам в банке плюс еще какой-нибудь

процент. В крайнем  случае доход должен полностью компенсировать потер от

инфляции.

     2.2  ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ЦЕННЫХ БУМАГ В 1993-2002 ГОДАХ

Для анализа  состояния рынка государственных  ценных бумаг обратимся к данным

Таблицы 1 (Приложение А). По данным таблицы 1 видно, что эмиссия

государственных ценных бумаг с 1993 по 1997 года вырастала  с 02 до 605,5

трлн. Рублей, а  с 1998г. заметно значительное сокращение объема выпуска до

19,5 млрд. рублей  в 2000 году. Такая же тенденция  прослеживается и по другим

показателям: объем  размещения государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ), объем

выручки от продаж ГКО, ОФЗ резко снижаются после 1998 года, а по показателю

«привлечение  средств в бюджет от продажи ГКО, ОФЗ» видно, что с 1998 года

происходило изъятие средств из бюджета на погашение выпуска ценных бумаг и

выплату купонных доходов. В 1999-2000 годах объем выпуска  ГКО, ОФЗ меньше

объема размещения, так как проводилась новация  ценных бумаг и осуществлялось

доразмещение  государственных ценных бумаг, предложенных Минфином России к

выпуску в обращение  в предыдущие года [3, с. 4].

Сложившаяся ситуация на рынке государственных ценных бумаг в 2001 году

оказывала позитивное воздействие на конъюнктуру смежных  секторов финансового

рынка и на настроение инвесторов. В целом в 2001 году рынок госдолга вернулся

к выполнению одной  из своих традиционных функций: индикатора стоимости

безрисковых заимствований. При этом низкие ставки по государственным

облигациям способствуют движению инвестиций в реальный сектор [21, с. 4].

Министерство  финансов Российской Федерации поддерживало измеренные темпы

роста рыночного  портфеля ГКО-ОФЗ, размещая облигации  в объемах, несколько

превышающих объемы погашения бумаг. В начале 2001 года сохранялся

понижательный тренд аукционной доходности, в дальнейшем этот показатель

стабилизировался. Аукционная доходность по долгосрочным выпускам

незначительно превышала текущий уровень инфляции в годовом исчислении, что

позволяет эмитенту нести умеренные расходы по обслуживанию внутреннего

госдолга. В 2001 году наблюдался рост срочности размещаемых облигаций.

Активизировался выпуск ГКО со сроком погашения от 6 до 12 месяцев, впервые за

послекризисный  период были размещены долгосрочные ОФЗ. За январь-октябрь

Минфин России провел 16 аукционов по размещению государственных облигаций

общим объемом  эмиссии 64 млрд. рублей, включая три  трехлетних выпуска ОФЗ-ФД.

Концентрация  облигаций в портфеле небольшого числа крупных участников в

сочетании с  возобновлением активных заимствований  Минфином России привела к

Информация о работе Государственные ценные бумаги