Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:11, курсовая работа
Организация процесса финансирования государственных целевых программ развития экономики страны, формирование действующего кредитно-финансового механизма требуют создания рынка государственных ценных бумаг. В настоящее время в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных бюджетов; обеспечение эффективности денежно-кредитной политики; поддержание активности работы всех сфер экономики. Эти тенденции требуют анализа, позволяющего определить собственные российские подходы в понимании работы рынка ценных бумаг при формировании, организации и развитии фондовых бирж, фондовых рынков для привлечения денежных накоплений предприятий и населения в экономику.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ
БУМАГ..................................................... 6
1.1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В ФИНАНСИРОВАНИИ
ГОСУДАРСТВА......................................................... 6
1.2 ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 8
1.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 11
2 СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ....................14
2.1 ВИДЫ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 14
2.2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В 1993-2002
ГОДАХ........................................................................
................... 20
2.3 ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНА ВЛАСТИ............. 24
3 ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЦЕННЫМИ
БУМАГАМИ.................................... 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А - ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА ГКО/ОФЗ............................36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - ДОЛЯ ГКО/ОФЗ В ОБЩЕЙ ЕМКОСТИ РЫНКА ОБЛИГАЦИЙ НА ММВБ В
2001г...................37
Банкам предоставлена право получить в Центральном банке ссуду под залог
приобретенных ими облигаций. Причем ссуда выдается на срок до 3 месяцев в
размере до 90% от
нарицательной стоимости
Погашение ГДО начинается с 1 июля 2006г. в течение последующих 15 лет
ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются
только до 31 декабря 2021 года.
В условиях высокой инфляции и растущего дефицита федерального бюджета
Правительством РФ было принято Постановление «О выпуске государственных
краткосрочных бескупонных облигаций» (от 8 февраля 1993г. № 107).
Эмитентом именных государственных краткосрочных облигаций является
Министерство финансов. Номинальная стоимость ценных бумаг составляет 1 млн.
рублей. Они выпускаются в безбумажной форме, каждый выпуск оформляется
глобальным сертификатом, который хранится в Центральном банке, являющемся
генеральным агентом по обслуживанию выпуска ГКО.
Размещение ГКО осуществляется с дисконтом, который является видом дохода
(процента), получаемого эмитентом. По срокам обращения ГКО делятся на
трехмесячные, полугодовые и рассчитанные на один год. Размещаются они на
аукционе, который проводит Центральный банк. Обращение облигации на вторичном
рынке происходит только в форме совершения сделок купли-продажи через
фондовую биржу.
ГКО – высоколиквидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах
минимальны. Это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно
инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства.
Дополнительное преимущество инвестиции в ГКО состоит в том, что все виды
доходов от операций с этими ценными бумагами освобождены от налога на
прибыль [8, с. 18].
Наметившаяся в 1995 году тенденция стабилизации финансового рынка позволила
приступить к выпуску новой государственной среднесрочной ценной бумаги –
облигации федерального займа (ОФЗ) с переменным купоном. Выпуск этих
среднесрочных ценных бумаг необходим для увеличения сроков государственной
задолженности.
Эмитентом облигации федеральных займов от имени государства выступает
Министерство финансов РФ. Порядок выпуска и обращения ценных бумаг определен
Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995г. № 458 «О генеральных
условиях выпуска
и обращения облигаций
осуществляется в виде отдельных выпусков. Общий объем эмиссии определяется
Министерством финансов в переделах лимита государственного внутреннего долга.
Инвесторами могут быть юридические и физические лица. Генеральным агентом по
обслуживанию выпусков облигаций является Центральный банк РФ. Все сделки с
облигациями федеральных займов заключаются и исполняются в порядке,
установленном Центральным банком по соглашению с Министерством финансов.
ОФЗ – первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в России. Они
выпущены сроком на один год и две недели, что объясняется особенностями
российского законодательства (нужен срок более года, чтобы бумага считалась
среднесрочной), так и удобством начисления доходности (плюс две недели). По
этой бумаге доходы выплачиваются раз в квартал, причем доход привязан к
доходу на рынке ГКО: берут четыре последних выпуска ГКО, исчисляется средняя
взвешенная и по этой величине ОФЗ продается (в безбумажном виде) на аукционе
на ММВБ. Цены на ОФЗ ставят инвесторы, а Минфин определяет устраивает ли
министерство цена или нет [7,8,11].
Появление на фондовом рынке России казначейских векселей определено
Постановлением Правительства РФ от 14.04.1994г. «О выпуске казначейских
векселей 1994 года Министерством финансов РФ».
Министерство финансов выпустило в 1996 году векселя для восстановления взамен
централизованных кредитов погашенных с их корреспондентских счетов. Срок
обращения векселей – 8 лет, они погашаются ежегодно равными долями с 31
августа 1998 года с уплатой 10% годовых. Векселедержатели имеют право быть
Центральный банк РФ, коммерческие банки и юридические лица.
Государственные казначейские обязательства являются финансовым инструментом
переходного периода. Их выпуск обусловлен жестким правительственным курсом,
направленным на снижение инфляции и планомерное сокращение доходности по
основным финансовым инструментам.
Начало выпуска казначейских обязательств (КО) – август 1994 г., эмитентом
является Министерство финансов. КО выпускаются сериями в бездокументарной
форме в виде записи в уполномоченном депозитарии (банках-агентах Минфина).
Каждая серия имеет единые даты выпуска обязательств, даты погашения,
номинальную стоимость, процентную ставку, то есть представляет собой
самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом. Ставка
процентного дохода по обязательствам устанавливается в зависимости от срока
начала погашения. Процентный доход выплачивается Минфином (Главным
управлением федерального казначейства) одновременно с погашением казначейских
обязательств. Владельцами КО могут быть юридические и физические лица. КО
могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставляемые
услуги без ограничений или выступать в качестве залога. КО могут обмениваться
на налоговые освобождения в целях зачета по неплатежам в государственный
бюджет. В результате
банкротства Банка
на его счетах остались «замороженными» средства юридических и физических лиц.
Указом президента
РФ о мерах регулирования
было определено, что погашение задолженности физическим лицам происходит с 1
июля 1993г. в полном объеме, а задолженность перед юридическими лицами
покрывается облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ) со сроком
погашения от 1 до 15 лет. Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов
РФ валюта займа – доллары США, процентная ставка – 3 %.
Общий объем займа составил 7885 млн. долларов США. Номинал облигации – одна,
десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроком
погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Датой выпуска займа является 14 мая
1993 года. Купонная ставка 3% годовых – выплачивается 14 мая каждого года [8,
c.40].
Сберегательная бумага для населения (СБН) внешне похожа на облигацию №%
займа, но с купонами на получение каждые три месяца (бумага выпускается на
год), при этом доход по купонам будет привязан к ОФЗ, но поскольку это будет
для населения, прибавляется еще один процент.
Эта бумага была выпущена в сентябре 1995 г. раньше ее не было смысла
выпускать, так как доходность по ГКО и ОФЗ шла резко вниз. На рынке денег
было очень много, а предложений со стороны Минфина – значительно меньше. В
таких условиях население мало что получило бы. А если бы была выпущена
долларовая бумага, то в связи с понижением курса был бы чистый убыток для
инвестора [10, с. 71].
При подготовке СБН Министерство финансов руководствовалось тем, что по
бумагам для населения должна существовать прибыль, пусть не самая большая, но
близкая к реальному проценту по вкладам в банке плюс еще какой-нибудь
процент. В крайнем случае доход должен полностью компенсировать потер от
инфляции.
2.2
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА
Для анализа
состояния рынка
Таблицы 1 (Приложение А). По данным таблицы 1 видно, что эмиссия
государственных ценных бумаг с 1993 по 1997 года вырастала с 02 до 605,5
трлн. Рублей, а с 1998г. заметно значительное сокращение объема выпуска до
19,5 млрд. рублей в 2000 году. Такая же тенденция прослеживается и по другим
показателям: объем размещения государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ), объем
выручки от продаж ГКО, ОФЗ резко снижаются после 1998 года, а по показателю
«привлечение средств в бюджет от продажи ГКО, ОФЗ» видно, что с 1998 года
происходило изъятие средств из бюджета на погашение выпуска ценных бумаг и
выплату купонных доходов. В 1999-2000 годах объем выпуска ГКО, ОФЗ меньше
объема размещения, так как проводилась новация ценных бумаг и осуществлялось
доразмещение государственных ценных бумаг, предложенных Минфином России к
выпуску в обращение в предыдущие года [3, с. 4].
Сложившаяся ситуация на рынке государственных ценных бумаг в 2001 году
оказывала позитивное воздействие на конъюнктуру смежных секторов финансового
рынка и на настроение инвесторов. В целом в 2001 году рынок госдолга вернулся
к выполнению одной из своих традиционных функций: индикатора стоимости
безрисковых заимствований. При этом низкие ставки по государственным
облигациям способствуют движению инвестиций в реальный сектор [21, с. 4].
Министерство финансов Российской Федерации поддерживало измеренные темпы
роста рыночного портфеля ГКО-ОФЗ, размещая облигации в объемах, несколько
превышающих объемы погашения бумаг. В начале 2001 года сохранялся
понижательный тренд аукционной доходности, в дальнейшем этот показатель
стабилизировался. Аукционная доходность по долгосрочным выпускам
незначительно
превышала текущий уровень
позволяет эмитенту нести умеренные расходы по обслуживанию внутреннего
госдолга. В 2001 году наблюдался рост срочности размещаемых облигаций.
Активизировался выпуск ГКО со сроком погашения от 6 до 12 месяцев, впервые за
послекризисный период были размещены долгосрочные ОФЗ. За январь-октябрь
Минфин России провел 16 аукционов по размещению государственных облигаций
общим объемом эмиссии 64 млрд. рублей, включая три трехлетних выпуска ОФЗ-ФД.
Концентрация облигаций в портфеле небольшого числа крупных участников в
сочетании с возобновлением активных заимствований Минфином России привела к