Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:11, курсовая работа
Организация процесса финансирования государственных целевых программ развития экономики страны, формирование действующего кредитно-финансового механизма требуют создания рынка государственных ценных бумаг. В настоящее время в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных бюджетов; обеспечение эффективности денежно-кредитной политики; поддержание активности работы всех сфер экономики. Эти тенденции требуют анализа, позволяющего определить собственные российские подходы в понимании работы рынка ценных бумаг при формировании, организации и развитии фондовых бирж, фондовых рынков для привлечения денежных накоплений предприятий и населения в экономику.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ
БУМАГ..................................................... 6
1.1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В ФИНАНСИРОВАНИИ
ГОСУДАРСТВА......................................................... 6
1.2 ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 8
1.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 11
2 СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ....................14
2.1 ВИДЫ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 14
2.2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В 1993-2002
ГОДАХ........................................................................
................... 20
2.3 ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНА ВЛАСТИ............. 24
3 ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЦЕННЫМИ
БУМАГАМИ.................................... 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А - ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА ГКО/ОФЗ............................36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - ДОЛЯ ГКО/ОФЗ В ОБЩЕЙ ЕМКОСТИ РЫНКА ОБЛИГАЦИЙ НА ММВБ В
2001г...................37
погашении инвестор получает доход в виде разницы между номинальной стоимостью
и ценой приобретения.
Купонные – ценные бумаги, выпускаемые с купонами, по которым с определенной
периодичностью выплачивается купонный доход. В большинстве случаев
среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются с купонами, так как
инвестор заинтересован получить доход не через 30 лет, а постепенно в течение
этого времени.
Государственные ценные бумаги различаются также по цели выпуска.
Долговые ценные бумаги выпускаются для покрытия постоянного дефицита
государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило,
среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и
обслуживают систематическую задолженность государства.
Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета служат для
заимствования средств на покрытие кассовых разрывов, которые образуются в
связи в определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами
из бюджета. Обычно в конце квартала и начале следующего квартала, когда
налоги еще не собраны, возникает дефицит бюджета, который затем перекроется
за счет поступления налогов, размер которых выше, чем сумма бюджетных
расходов.
Целевые облигации, выпускаются для реализации конкретных проектов.
Ценные бумаги для покрытия государственного долга предприятиям и организациям
применяются для рассчета с предприятиями за работы, выполненные по
государственному заказу и финансируются за счет средств федерального бюджета.
В мировой практике выделяют государственные (казначейские) облигации, которые
по своей природе и назначению близки к среднесрочным и долгосрочным
казначейским обязательствам (а иногда с ними даже не разграничиваются).
Отдельные виды государственных облигаций, в частности сберегательные
облигации, могут распространятся на нерыночной основе [14, с.26].
Также выделяют особые виды нерыночных государственных ценных бумаг в виде
иностранных правительственных серий, серий правительственных счетов, серий
местных органов власти.
1.3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДНОСТИ
Индикатором развития рынка ценных бумаг является их доходность. Исходной
базой для определения доходности облигаций, сертификатов и других ценных
бумаг служит их цена.
Облигации имеют следующие виды цен: нарицательную (номинальную), выкупную и
рыночную.
Номинальная цена напечатана на облигации (цена эмиссии), она служит базой для
начисления процентов и дальнейших перерасчетов цен.
Выкупная цена – это цена, по которой эмитент выкупает облигацию. Она может
совпадать и не совпадать с номинальной ценой, это зависит от условий займа.
Рыночная цена (курсовая) формируется на рынке ценных бумаг и зависит от
сложившейся на нем ситуации (спроса и предложения).
Для государственных облигаций характерна периодическая выплата дохода в виде
процентов. Выплата производится по купонам – вырезным талонам с обозначенными
на них цифрами купонной ставки.
Процентная ставка может быть нескольких видов:
1. Фиксированная ставка, то есть точно установленная по своей величине.
Обычно она определяется в условиях отсутствия инфляции.
2. Плавающая ставка. Облигации с плавающей ставкой выпускаются в условиях
инфляции, обесценения денег и вследствие этого утраты кредиторами интереса к
облигациям с твердым процентом. Чтобы учесть темп инфляции, государство
начинает выпускать облигации с плавающей ставкой процента (плавающим
купоном). В этом случае размер процента по облигации зависит от уровня
ссудного процента.
3.
Облигации со ступенчатой
процента дифференцирован по годам займа. Данный метод установления процентной
ставки может сочетаться с индексацией номинальной курсовой стоимости
облигаций (повышение ее по мере роста инфляции).
4.
Облигации с нулевым купоном
и миникупоном. Облигации
называются беспроцентными и малопроцентными. В том случае, когда выпускаются
облигации с нулевым купоном, курс эмиссии устанавливается ниже номинального
на величину скидки. Облигации с миникупоном представляют собой переходный тип
к нулевому купону. Купонный доход у них ниже обычного, но и скидка с
эмиссионной цены меньше, чем у облигации с нулевым купоном.
При определении доходности облигаций следует прежде всего найти ее исходную
базу – номинальную цену, которая равна:
,
где З – сумма займа,
К – количество эмитируемых облигаций.
Цена первичного размещения облигаций, или эмиссионная цена, иногда не
совпадает с номинальной, тогда возможны два варианта:
-
эмиссионная цена меньше
дисконтной, или ценой со скидной;
-
цена эмиссии больше
размещена с премией.
При продаже долгового обязательства на вторичном рынке возникает рыночная цена,
курс которой можно определить как отношение этой цены (РРЫН) к ее
номинально величине:
где КЦЕНЫ – курс цены.
Приобретая облигацию или сертификат, инвестор покупает их по эмиссионной или
курсовой цене, а погашаются он, как правило, по номинальной. В зависимости от
условий займа эти цены могут не совпадать. Разница между ценой погашения и
ценой приобретения ценной бумаги дает величину прироста или убытка капитала
за весь срок займа.
Если погашение облигации производится по номиналу, а куплена она с дисконтом,
то инвестор
в итоге имеет прирост
ΔД = PНОМ – РДИСК, ΔД>0.
Доходность облигации в этом случае выше, чем обозначено на купоне.
Если облигация куплена по цене с премией, то при погашении этой бумаги ее
владелец терпит убыток:
ΔД = PНОМ – РПРЕМ, ΔД<0,
то есть доходность облигации, приобретенной с премией, оказывается ниже цены,
указанной на купоне. Облигация может быть приобретена и по номинальной цене,
тогда инвестор дохода не имеет. В этом случае доходность облигации равно
купонной.
Определение доходности государственных ценных бумаг позволяет реально оценить
ситуацию на
рынке государственных
в более прибыльные ценные бумаги [8, с.55].
2 СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
2.1
ВИДЫ РОССИЙСКИХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
Динамичное развитие рынка ценных бумаг в России ведет не только к увеличению
его объема, но и к расширению перечня долговых обязательств. Это в полной
мере относится к рынку государственных ценных бумаг, отличающихся высокой
надежностью, ликвидностью и налоговыми льготами.
До сих пор государственные ценные бумаги по своим масштабам преобладают на
фондовом рынке в России. На их долю приходится более 80% рынка ценных бумаг.
Активно использовать рынок ценных бумаг для привлечения средств в
государственную казну заставило то обстоятельство, что дефицит
государственного бюджета не должен покрываться путем дополнительной денежной
эмиссией, ибо только на этом пути стало возможно постепенное снижение
инфляционных процессов в российской экономике первой половины 90-х годов.
С 1992 года с целью привлечения денежных ресурсов и покрытия растущего
дефицита федерального бюджета были выпущены следующие государственные ценные
бумаги:
-
государственные долгосрочные
- государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
- государственные среднесрочные облигации;
-
государственные казначейские
-
облигации государственного
-
сберегательная бумага для
- другие государственные ценные бумаги.
Все они регулируются различными правовыми актами, законами РФ. Наиболее
значимые из них:
Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 07.08.2001г.) «О рынке
ценных бумаг»;
Федеральный закон от 29.07.1998 №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения
государственных и муниципальных ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 15.07.1998).
В 1991г. Центральный банк России приступил к размещению облигаций
государственного внутреннего займа сроком на 30 лет исходя из условий его
выпуска, утвержденных Постановлением Президента Верховного Совета РСФСР от 30
сентября 1991г. №1697-1. Общая величина займа составляет 80 млрд. рублей. Он
разделен на несколько частей с различными условиями обращения на рынке ценных
бумаг: разные цены погашения при едином купонном доходе, различные плавающие
цены выкупа и реализации. Согласно последующим измененным условиям обращения
государственных долгосрочных облигаций они размещаются под 15% годовых с
ежегодной выплатой процентов; доход по ним освобожден от налогов [10, с.211].
Инвестор может погасить облигации досрочно по фиксированной цене, объявленной
заранее, что позволяет исчислить доходность и выбрать любой срок
инвестирования, не дожидаясь официального 30-летнего срока погашения.
Инвесторами могут быть только физические лица, которые имеют право
переуступать или продавать свои бумаги юридическим лицам. При этом должна
быть проведена регистрация сделки в том учреждении банка, где облигации были
первоначально приобретены, так как они являются именными.