Государственные ценные бумаги РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:50, реферат

Описание работы

Государство является активным участником фондового рынка, на котором правительственные структуры могут изыскать средства для покрытия дефицита федерального и местных бюджетов. Во всем мире государства и их учреждения являются крупнейшими заемщиками капитала. Заимствование государством средств у населения и частных компаний осуществляется путем продажи им государственных ценных бумаг, выпускаемых в виде долговых обязательств.

Работа содержит 1 файл

государственные ценные бумаги РФ.docx

— 47.23 Кб (Скачать)

Произошли значительные изменения в отраслевой структуре, удельном весе отдельных  отраслей, например, доля промышленности упала почти на 10 процентных пунктов. Доля сельского хозяйства сократилась  более, чем в 2 раза, доля строительства  сократилась в меньшей степени (на 1/3), что связано в основном с ростом жилищного строительства. Резко возросла доля торговли и услуг. Повышение доли отраслей, производящих услуги объясняется, главным образом, опережающим ростом цен на услуги по сравнению с ростом цен на товары (что отличает Россию от многих развитых стран сообщества), а также быстрым  развитием финансовых услуг и  других посреднических услуг, характерных  для рыночной экономики.

Финансы оказывают влияние на общественное производство через объемы мобилизации  органами власти налоговых и неналоговых  доходов, пропорции распределения  финансовых ресурсов между сферами  и звеньями финансовой системы страны, формирование доходов населения, методы начисления амортизации, объемы государственных  закупок, финансирования федеральных, региональных, муниципальных целевых  программ, стерилизацию денежной массы  и др.

Государственные финансы связаны с перераспределением стоимости ВВП в денежные формы  через налоговые и неналоговые  методы.

Динамика  условий и уровня жизни населения  также напрямую связана с процессами распределения доходов, и характеризуется  значительной дифференциацией доходов, низким уровнем прожиточного минимума, минимальной заработной платы, коэффициентом  замещения пенсии и др. Качественное воздействие финансов должно обеспечивать доступность финансовых ресурсов, расширение спектра финансовых инструментов и  т.п.

Направления использования финансов в целях  социально-экономического развития.

В предшествующей рыночным отношениям планово-командной  экономике проблема взаимодействия финансового и реального секторов решалась с помощью централизованного  аккумулирования и распределения  финансовых ресурсов. С ликвидацией  директивного планирования его механизмы  должны были заменить децентрализованные институты финансирования, которые  еще находятся в стадии становления.

В 2002 г. Всемирный банк присвоил России статус страны с «частично рыночной экономикой», исходя из следующих критериев:

1) социальное  положение населения;

2) наличие  развитых рыночных институтов;

3) устойчивые  темпы экономического роста.

Для их достижения необходимо использование  различных инструментов государственного регулирования.

В совокупности денежных отношений возникают многообразные  взаимосвязи между государством и экономическими субъектами, между  ними и внутри них, которым присуща  своя специфика регулирования:

  • функционирование основных финансовых институтов — банков, страховых компаний, пенсионных фондов и т.д.;
  • фондовые рынки и связанная с ними инвестиционная деятельность;
  • собственно финансовый менеджмент организаций.

Современное государство включено в эти сферы  деятельности, занимаясь:

  • разработкой законодательной системы;
  • защитой конкурентной среды;
  • перераспределением в обществе, коррекцией общественных благ и услуг;
  • стабилизацией экономики и стимулированием экономического роста и др.

Методами  государственного финансового регулирования  являются бюджетная и налоговая  политика, регулирование цен и  тарифов естественных монополий, способы  начисления амортизации, государственные  гарантии, страхование и кредитование, формы поддержки малого бизнеса.

По функциональному  признаку выделяют отдельные звенья государственной финансовой системы:

бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный  кредит, каждое из которых выполняет  специфические функции. Благодаря  разному функциональному назначению перечисленных звеньев каждое из них имеет свою структуру. Единый комплекс финансовых операций по аккумуляции  денежных средств и осуществлению  государственных расходов выполняют  органы государственного управления.

К центральному уровню относятся все государственные  учреждения, министерства, ведомства  и соответственно совокупность всех государственных единиц, являющихся инструментами центральной власти, включая территориально рассредоточенные общегосударственные органы. Этот уровень  управления оказывает основное финансовое воздействие на экономику страны. Деятельность и финансовая система  этого уровня управления оказывают  решающее влияние на жизнь страны. Представительные и исполнительные органы вырабатывают и реализуют  политику в интересах всей национальной экономики. На этом уровне определяется налогово-бюджетная политика, через  финансы центрального правительства  осуществляется инфляционное или дефляционное воздействие на функционирование экономики.

К региональным органам управления относятся органы власти областей, краев, республик, штатов, земель и совокупность всех государственных  управленческих единиц, осуществляющих властные полномочия на территориях, объединяющих более мелкие районы, которые контролируются и финансируются региональными  органами власти. Региональные органы государственной власти обладают относительно независимыми полномочиями, которые  они осуществляют на соответствующей  части территории страны.

Региональные  органы власти наделены в соответствии с конституциями стран определенными  полномочиями на основе разграничения  ответственности между центральными и региональными органами власти. Степень автономности региональных органов власти и объем их функций  определяются размерами доходов, получаемых из контролируемых ими источников, и независимостью должностных лиц  от административного контроля центрального правительства. Региональные органы власти существуют только в федеративных государствах и занимают промежуточное положение  между общегосударственными и местными органами власти.

К местным  органам власти относятся органы управления в городах и сельских местностях, обладающие самостоятельными структурными управленческими подразделениями, определенными законодательством  автономными полномочиями и источниками  финансовых средств, за счет которых функционируют подведомственные им институциональные заведения (образовательные, медицинские, социального обеспечения, культурные, спортивные и др.).

Финансовой  базой деятельности соответственно для федеральных, республиканских  и местных органов власти и  управлений являются бюджеты разных уровней — федеральный, республиканские, местные. В условиях экономической  самостоятельности республиканских  и административно-территориальных  структур их бюджеты имеют полную автономию, независимое положение, закрепленное соответствующими законодательными актами. Установление состава бюджетных  доходов и расходов каждого уровня зависит от разграничения функций  между федеральными, республиканскими и местными органами государственной  власти и управления.

Центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам, в то же время существенную роль выполняют различные государственные автономные фонды на федеральном и региональном уровнях. Источниками средств таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления средств из бюджета, капитализация доходов и займы. Фонды имеют целевой характер и предназначены для финансирования различных социальных, экономических, научно-технических, кредитных и других проблем. Благодаря внебюджетным фондам повышается маневренность финансовых ресурсов в рамках единой финансовой системы государства.

Различные уровни государственного управления располагают  своими бюджетами и внебюджетными (например, социальными) фондами. В этой связи система государственных  финансов организуется таким образом, чтобы данные о доходах и расходах формировались как в территориальном  разрезе, так и по вертикали с  выделением соответствующих внебюджетных фондов. В России определяются и публикуются консолидированные данные федерального и региональных бюджетов.

Специфической частью государственных финансов выступают  денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Привлечение  государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи  на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных  ценных бумаг.

Основными формами государственного кредита  являются займы и казначейские ссуды. Государственный кредит играет важную роль в укреплении экономики и  ее финансовом оздоровлении. С его  помощью ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального  развития (через финансирование специальных  долгосрочных программ). Госкредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту  проблем в сфере денежного  обращения.

 Финансирование  научных программ со стороны  государства, или инновационная  способность, играет решающую  роль в определении круга стран,  лидирующих в мировом  экономическом  процессе. Инновации позволяют создать  преимущества в наиболее конкурентных  отраслях  экономики. Их эффективное  использование является для страны  самым действенным инструментом  реализации важнейших задач социально-экономического  развития: обеспечения национальной  безопасности, защиты окружающей  среды, повышения уровня и качества  жизни населения.

Президент в своем выступлении на Госсовете  определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 года: возвращение  России в число мировых технологических  лидеров, четырехкратное повышение  производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора  раза и увеличение средней продолжительности  жизни населения до 75 лет. При  этом он призвал «сконцентрировать  усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении  эффективности экономики, прежде всего  на основе роста производительности труда».

Несмотря  на решение задач удвоения ВВП  за последнее десятилетие, президент совершенно правильно констатирует тупиковость инерционного энергосырьевого сценария развития, низводящего Россию до роли сырьевого придатка мировой экономики. И, в соответствии с рекомендациями науки, определяет приоритеты государственной политики: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

Для перевода страны на инновационный путь развития ставится задача кардинального повышения  инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной  политики. Это означает, что уровень  финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения — 6%, науки — 3%. Иными словами, расходы  государства на эти отрасли должны быть удвоены.

Расстройство  финансов  приводит  к   разрушению   денежного   обращения,

инфляции, натурализации хозяйственных связей и в конечном  счёте  к  резкому падению уровня жизни  населения. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Нормативно-правовые  акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от              30.11.1994 N 51-ФЗ, Глава 7.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ, Статья 912.
  3. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ
  4. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 N 102-ФЗ, Глава III.
  5. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 N 156-ФЗ, Статья 14.
  6. Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» от 11.11.2003 N 152-ФЗ

2.Монографии, брошюры, статьи, выступления

    1. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ; Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики. / Научный доклад. - М.: ЦЕМИ РАН; Л.В.ПЕРЕКРЕСТОВА, Н.М.РОМАНЕНКО С.П.САЗОНОВ "ФИНАНСЫ И КРЕДИТ"
  1. Материалы из периодических изданий
    1. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 448 с.
    2. Ценные бумаги как объекты прав: Учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru — 2005.

Информация о работе Государственные ценные бумаги РФ