Государственные ценные бумаги РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:50, реферат

Описание работы

Государство является активным участником фондового рынка, на котором правительственные структуры могут изыскать средства для покрытия дефицита федерального и местных бюджетов. Во всем мире государства и их учреждения являются крупнейшими заемщиками капитала. Заимствование государством средств у населения и частных компаний осуществляется путем продажи им государственных ценных бумаг, выпускаемых в виде долговых обязательств.

Работа содержит 1 файл

государственные ценные бумаги РФ.docx

— 47.23 Кб (Скачать)
  1. Государственные ценные бумаги РФ

Классификация и виды государственных  ценных бумаг РФ

Государство является активным участником фондового  рынка, на котором правительственные  структуры могут изыскать средства для покрытия дефицита федерального и местных бюджетов. Во всем мире государства и их учреждения являются крупнейшими заемщиками капитала. Заимствование  государством средств у населения  и частных компаний осуществляется путем продажи им государственных  ценных бумаг, выпускаемых в виде долговых обязательств. Государственные ценные бумаги это:

  • Облигации Российского внутреннего выигрышного займа (ОВГВЗ)
  • Приватизационные чеки (ваучеры);
  • Государственные краткосрочные бескупонные облигации - ГКО;
  • ОФЗ - Облигации Федерального Займа 
  • Казначейские обязательства (КО)
  • Облигации  государственного  сберегательного  займа (ОГСЗ)
  • Государственные долгосрочные облигации;
  • Золотые сертификаты
  • Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ)
  • Облигации банка России (ОБР).
 

 Эмиссия государственных  ценных бумаг направлена на решение следующих  задач:

  • покрытие  постоянного дефицита государственного бюджета;
  • покрытие краткосрочных кассовых разрывов в бюджете в связи с неравномерностью поступления налогов и производимых расходов;
  • привлечение ресурсов для осуществления крупно масштабных проектов;
  • привлечение ресурсов для покрытия целевых расходов правительства;
  • привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.

Активное  использование государственных  ценных бумаг для покрытия дефицита федерального бюджета начало осуществляться в нашей стране с мая 1993 г., когда  в обращение была выпущена первая серия государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). Впоследствии правительство интенсивно наращивало объем заимствования.

Существенную  долю в структуре внутреннего  государственного долга занимают государственные  краткосрочные облигации и облигации  федерального займа, которые непосредственно  используются для покрытия дефицита федерального бюджета. Объем рынка ГКО-ОФЗ характеризуется более быстрыми темпами, чем рост государственного долга в целом.

Первоначально на рынок ГКО-ОФЗ допускались только российские юридические и физические лица. Постепенно шел процесс либерализации рынка путем расширения круга инвесторов и допуска на этот рынок нерезидентов, которые первоначально были допущены только к участию в первичных аукционах по размещению ГКО, а затем -к вторичным торгам.

Допуск  на рынок нерезидентов позволил снизить  стоимость обслуживания государственного долга за счет уменьшения доходности по облигациям. Однако присутствие на рынке ГКО-ОФЗ нерезидентов означает трансформацию внутреннего государственного долга во внешний.

Государственные долговые обязательства можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим важнейшие из них.

По  срокам заимствования  различают ценные бумаги:

краткосрочные — со сроками заимствования до 1 года.

В России с 1993 г. эмитируются государственные  краткосрочные бескупонные облигации  со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев, облигации государственного сберегательного  займа с отрезными купонами ;

среднесрочные — со сроком обращения от 1 года до 5 лет.

В России — облигации федерального займа  со сроком обращения 1—2 года, а также  облигации внутреннего валютного  займа 1-го, 2-го и 3-го траншей;

долгосрочные — со сроком обращения свыше 5 лет.

В России в дореволюционный период выпускались  облигации российского золотого займа со сроком обращения 81 год, которые  свободно продавались как на российском, так и на зарубежных фондовых рынках Европы и Америки. В настоящее  время в России действуют государственные  долгосрочные облигации со сроком обращения 30 лет и облигации внутреннего  валютного займа 4-го, 5-го, 6-го и 7-го траншей со сроками погашения 10 и 15 лет.

По  способу получения  дохода различают  ценные бумаги:

дисконтные - продаваемые инвесторам по цене ниже номинала. При погашении инвестор получает доход в виде разницы между номинальной стоимостью и ценой приобретения. Как правило, большинство краткосрочных ценных бумаг выпускаются как дисконтные

(в России - государственные краткосрочные бескупонные облигации);

купонные - выпускаемые с купонами, по которым выплачивается с определенной периодичностью купонный доход. В большинстве случаев это среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги, так как инвестор заинтересован получить доход не через 30 лет, а постепенно в течение этого времени. К купонным ценным бумагам относятся в России - облигации федерального займа, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа.

По  цели выпуска ценные бумаги делятся на:

долговые - для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета,  переходящего из года в год.  Как правило, среднесрочные и долгосрочные  ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задол женность государства;

ценные  бумаги для покрытия временных дефицитов  бюджета

(кассовых  разрывов), которые образуются в  связи с определенной цикличностью  поступления налогов и постоянными  расходами из бюджета. Обычно  в конце квартала и начале  следующего, когда налоги еще  не собраны, возникает дефицит  бюджета, затем перекрывающийся  за счет поступления налогов,  размер которых выше, чем сумма  бюджетных расходов;

ценные  бумаги для покрытия государственного долга  предприятиями и организациями. Такие виды ценных бумаг достаточно широко распространены в России. Например, казначейские обязательства, которыми Минфин РФ в 1994-1996 гг. рассчитывался с предприятиями за работы, выполняемые по государственному заказу и финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Уполномоченный  агент правительства, в качестве которого, как правило, выступает  Центральный банк, проводит активные операции на фондовом рынке, покупая  и продавая ценные бумаги. За счет этого  осуществляется регулирование денежной массы, находящейся в обращении. В период появления свободных  денежных средств у частных инвесторов, когда возрастает спрос на ценные бумаги и их котировки растут,  Центральный банк дополнительно размещает ценные бумаги, что весьма выгодно в этих условиях. И наоборот, когда возникает недостаток денежных средств у хозяйствующих субъектов, Центральный банк может выкупить государственные ценные бумаги за счет своих собственных резервов. Проводя операции по купле-продаже ценных бумаг через уполномоченного агента на открытом рынке, государство решает целый комплекс макроэкономических задач:    

  • регулирование денежной массы;   
  • формирование соответствующего уровня доходности;    
  • регулирование темпов инфляции;    
  • влияние на валютный курс; 
  • обеспечение перелива капитала с одного сегмента финансового рынка на другой.

Безусловно, все задачи решаются одновременно с  осуществлением других мер, связанных  с функционированием финансового  рынка. 

  1. Роль  финансов в социально-экономическом  развитии страны

Финансы играют важнейшую роль в успешном социально-экономическом развитии страны. Современная финансовая теория состоит из ряда концепций, предоставляющих  систематизированный подход к изучению вопросов распределения денежных ресурсов с учетом фактора времени, а также  набора количественных моделей с  помощью которых оцениваются  все альтернативные варианты и принимаются  и воплощаются в жизнь финансовые решения. Эти основные концепции  и количественные модели применяются  на различных уровнях принятия финансовых решений.

При этом, исходя из главной функции финансовой системы, заключающейся в эффективном  распределении финансовых ресурсов, отмечаются базовые или ключевые функции этой системы:

  • обеспечение способов перемещения экономических ресурсов во времени, через границы государства и из одних отраслей экономики в другие;
  • обеспечение способов управления риском;
  • обеспечение способов осуществления расчетов;
  • обеспечение механизма объединения финансовых ресурсов и разделения владения в различных предприятиях;
  • снабжение ценовой информацией, позволяющей координировать децентрализованный процесс принятия решений в разных отраслях экономики;
  • обеспечение способов решения проблемы стимулирования, когда один из участников сделки владеет информацией, которой не обладает другой.

Финансовые  отношения, выражая непрерывное  движение стоимости, циркулируют на всех уровнях мировой и национальной системы хозяйствования:

  • финансовые отношения, реализуемые с участием межнациональных финансовых институтов, государств и отдельных юридических лиц, определяемые как международные (межнациональные) финансы;
  • финансовые отношения, осуществляемые с непосредственным участием и в интересах государства, определяемые как государственные (публичные) финансы;
  • финансовые отношения на уровне отдельных экономических субъектов различных организационно-правовых форм и сфер деятельности;
  • финансовые отношения с участием отдельных физических лиц или семей, определяемые как финансы домашних хозяйств.

Центральное место в модели рыночного хозяйства  занимает группировка экономики  по секторам с целью анализа финансовых потоков доходов и расходов, активов  и пассивов в хозяйствующих субъектах, являющихся юридическими лицами (институциональными единицами). Движение денежных потоков осуществляется по следующим секторам экономики:

1) нефинансовые  корпоративные и квази-корпоративные  предприятия;

2) финансовые  учреждения;

3) страховые  предприятия;

4) органы  государственного управления;

5) частные  некоммерческие организации, обслуживающие  домашние хозяйства;

6) домашние  хозяйства.

При этом в рыночной экономике хозяйственная  система, ее целостность, как на уровне мировой экономики, так и национального  хозяйства имеет совершенно иную качественную характеристику, обусловленную  центральной ролью финансов в экономических отношениях, сменой акцентов с общего экономического равновесия на финансовое равновесие в национальном хозяйстве. В этой связи возрастает роль финансов в общественном воспроизводстве.

Эволюция  товарных форм должна обеспечиваться равновесным состоянием финансовых рынков, которые, в свою очередь, предопределяют макроэкономическое равновесие в национальном хозяйстве. Таким образом, формирование многоуровневой и самоорганизующейся структуры современной национальной экономики привело к превращению  финансов в структурообразующую  подсистему макроэкономики. А это  качество обусловило ее потенциальную  способность с равной вероятностью служить как инструментом стабилизации экономической системы, так и  средством ее кризиса, о чем свидетельствуют  финансовые кризисы, присущие рыночной экономике.

Современное состояние финансов России обусловлено  во многом тем, что система финансовых институтов и рынков в нашей стране создавалась практически заново, и особенности ее формирования наложили отпечаток на развитие российской экономики. Одной из ключевых проблем финансовой системы страны остается ее зависимость  от внешнеэкономической конъюнктуры, разрыв между реальным и финансовым секторами экономики.

Так, сырьевая специализация российской экономики  все еще сохраняется, доля отраслей, отличающихся относительно высокой  долей добавленной стоимости, мала. Дальнейшее инерционное развитие экономики  России без задействования внутренних рычагов развития может привести к сокращению темпов экономического роста и сведению их к динамике сырьевого экспорта, что не соответствует  потребностям страны и ставит ее в  зависимость от мировых цен на нефть.

Информация о работе Государственные ценные бумаги РФ