Государственное регулирование Финансового рынка, его сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:28, реферат

Описание работы

В Украине финансовый рынок только начинает свое развитие. Исследуется его место в финансовой системе государства, особенности деятельности профессиональных участников, обосновывается необходимость функционирования финансовых инструментов, определяется роль государства в регулировании и осуществлении контроля в сфере финансовых отношений, формируется законодательная база.

Содержание

Введение 2

Сущность регулирования финансового рынка: принципы, направления, уровни и формы регулирования 3

Государственное регулирование финансового рынка Украины: сущность, сферы и рычаги регулирования 8

Проблемы регулирования финансового рынка в Украине 13

Заключение 15

Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Реферат по Фин.рынку ГОТОВЫЙ.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

     Основная  цель государственного регулирования - это  осуществление государством комплексных мероприятий по:

- Созданию условий для эффективной мобилизации и размещения на рынке свободных финансовых ресурсов;

- Защиты  прав инвесторов и других участников  финансового рынка;

- Контроля  за прозрачностью и открытостью  рынка;

- Соблюдение  участниками рынка требований  актов законодательства;

- Предотвращение  монополизации и содействие развитию  добросовестной конкуренции на  финансовом рынке.

     Среди сфер финансового  рынка, что обязательно  должны регулироваться государством, следует выделить следующие:

- Допуск  ценных бумаг к публичным торгам;

- Раскрытие  информации эмитентами;

- Функционирования организаторов торговли (фондовых бирж и торгово-информационных систем);

- Регулирование деятельности профессиональных участников рынка, прежде всего брокеров и дилеров, и их отношений с клиентами;

- Реклама на рынке ценных бумаг;

- Запрет манипулирования ценами.

     Главной задачей государственного регулирования является согласование интересов всех субъектов финансового рынка путем установления необходимых ограничений и запретов в их взаимоотношениях через косвенное вмешательство в их деятельность.

     Рычагами  косвенного вмешательства  государства в  регулирование финансового  рынка являются:

  1. налоговая политика, которая влияет на деловую активность, а следовательно, на потребность в финансовых ресурсах и находит свое нормативное оформление через налоговое право;
  2. регулирование денежной массы и объемов кредитов за влияния на ставку ссудного процента;
  3. внешнеэкономическая политика, связанная с регулированием операций с иностранными валютами и экспортно-импортных операций;
  4. гарантии государства по займам частного сектора;
  5. выход государства на рынок ссудных капиталов, что создает прямую конкуренцию между государством и предприятиями-эмитентами.

   Формами государственного регулирования финансового рынка являются:

- Принятие актов законодательства по вопросам деятельности его участников;

- Регулирование выпуска и обращения финансовых активов, прав и обязанностей участников рынка;

- Регистрация эмиссий финансовых активов и информации об их выпуске, контроль за соблюдением эмитентами порядка регистрации выпуска и продажи финансовых активов;

- Выдача специальных разрешений (лицензий) на осуществление профессиональной деятельности на рынке и обеспечения контроля за такой деятельностью;

- Создание системы защиты прав инвесторов и контроля за соблюдением этих прав эмитентами финансовых активов и лицами, осуществляющими профессиональную деятельность на финансовом рынке;

- Контроль за достоверностью предоставляемой контролирующим органам эмитентами и лицами, осуществляющими профессиональную деятельность на финансовом рынке;

- Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке и т.п.

     Важным  элементом государственного регулирования финансового рынка является правовое регулирование, которое по своему характеру является общеобязательным, субординационных и основывается на возможности применения принуждения.

     Государственно-правовое регулирование - это регулирование отношений на всех сегментах финансового рынка, которое осуществляется уполномоченными государственными органами страны путем создания нормативно-правовых актов, их использования, установление контроля за соблюдением этих актов всеми субъектами рынка. Законодательство и правила, устанавливаемые государственными органами, должны обеспечить выполнение профессиональными участниками рынка прежде всего таких требований:

- Честность по отношению к клиентам и высокий уровень профессиональной квалификации;

- Выяснение истинных потребностей клиента для определения наилучших путей их удовлетворения;

- Предоставление клиентам полной и правдивой информации;

- Избежание конфликта интересов;

- Надежная защита активов клиентов;

- Наличие достаточных финансовых ресурсов для выполнения обязательств и покрытия рисков, достаточности собственного капитала;

- Наличие действенной системы внутреннего контроля за выполнением своими сотрудниками требований законодательства;

 - Предоставление всей информации контрольным органам и содействие их работе.

     В Украине и странах, вступивших на путь рыночных преобразований в экономике, финансовые рынки находятся на разных стадиях формирования и развития. В таких странах развития финансовых рынков способствуют приватизация, преодоление кризисных явлений и положительные сдвиги в экономике. Параллельно с этим происходит формирование соответствующей законодательной базы и механизма, гарантирующего ее выполнения.

     Во  всех странах, в т.ч. и в Украине, регулирования деятельности финансового рынка осуществляется тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Законодательной базой регулирования финансового рынка в Украине являются:

  1. Конституция Украины - высшая юридическая сила; определяет права законодательной, исполнительной и судебной власти в сфере функционирования рынка.
  2. Указы президента о регулировании финансового рынка.
  3. Нормативно-правовые акты Кабинета Министров, министерств и других органов исполнительной власти, касающиеся отдельных направлений регулирования.
  4. Конституционный Суд Украины - решает все вопросы о соответствии законов и других актов по Конституции Украины.
  5. Договоры и соглашения, заключаемые между участниками рынка в связи с предоставлением финансовых услуг, связанных с эмиссией, обращением ценных бумаг и другими услугами.
  6. Хозяйственный суд - орган правосудия в хозяйственных отношениях, в т.ч. финансовых.
  7. Законы Украины, регулирующие финансовый рынок.

 

3. Проблемы регулирования финансового рынка в Украине

    В целом можно отметить, что система  государственного регулирования финансового  рынка в Украине создана. К  тому же создана система саморегулирования рынков финансовых услуг.    

    Законодательство  относительно регулирования банковской деятельности является наиболее отработанным, однако остается ряд проблем, в частности: регулирование банковских объединений, иностранных банков  и т.д.

    Система регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений в Украине (НБФУ), несмотря на относительную сформированность носит несбалансированный и несистемный характер, что отражается на нескоординированности  развития отдельных небанковских финансовых учреждений с процессами реформирования банковской системы, поддержки малого бизнеса, осуществлении социальной политики.

    Существующие  системные проблемы и проблемы частного характера в регулирование рынка  финансовых услуг сдерживают интенсивность формирования сектора НБФУ. 

    Следует отметить, что созданная значительная правовая база регулирования деятельности финансовых учреждений в Украине  нивелируется многочисленными правовыми  коллизиями и рамочным законодательством  относительно защиты прав инвесторов, кредиторов, сбережений населения.

    Таким образом, неэффективность правового  регулирования снижает инвестиционные возможности финансового рынка, а следовательно деформирует его роль и значение в развитии экономики Украины в целом.

    Перспективы развития финансового рынка в Украине определяются эффективностью государственной регуляторной политики, в частности:  обеспечения функциональности законодательных и нормативно правовых актов государственного регулирования и надзора; создания системы эффективного надзора за деятельностью финансовых учреждений;  повышения эффективности координации действий органов государственного регулирования и надзора; создания эффективной межведомственной координации; предотвращения использованию финансового рынка  Украины для отмывания денег; повышения эффективности функционирования саморегулирующих организаций на финансовом рынке. 

    Таким образом, основными проблемами регулирования финансового рынка в Украине, является  отсутствие действенной государственной стратегии развития финансовых рынков. Низкая эффективность функционирования самих государственных регуляторов ввиду слабой межведомственной координации. Несогласованность в нормативно-законодательной базе, регулирующей деятельность по предоставлению финансовых услуг представляет наиболее серьезную проблему, повышая трансакционные издержки деятельности участников финансовых рынков. 

    Стратегическими задачами государственного регулирования финансового  рынка являются: снижение издержек деятельности украинских финансовых институтов, вызванных избыточным и неэффективным государственным регулированием; расширение спектра и повышение эффективности финансовых инструментов и институтов; обеспечение конкуренции на рынке финансовых услуг на основе прекращения участия государства в капитале финансовых организаций. 

    Правительство оговаривает вопрос создания мегарегулятора финансового рынка. Создание единого органа регулирования финансовых рынков является на данном этапе развития финансовых  рынков нецелесообразным и предлагается: сохранить существующую систему надзора, создать межведомственную комиссию для выработки согласованных подходов по регулированию финансовых рынков, сосредоточиться на принятии необходимых законов, после чего вернуться к изучению вопроса создания единого органа.   

Заключение.

     Повышение роли государства в регулировании  рынка должна определяться разработкой  долгосрочной политики действий по восстановлению рынка и его текущего регулирования. Должно осуществляться осознанное влияние на пропорции совокупного спроса и предложения, на направление движения денежных ресурсов, что позволит осуществлять согласованную политику по денежно-кредитного регулирования, применить широкий арсенал административных мер, ограничить влияние международных финансовых институтов и мировых финансовых спекулянтов.

     Регулирования финансового рынка Украины должно осуществляться на принципах создания гибкой и эффективной системы  управления, надежно действующего механизма  учета и контроля, предотвращения и профилактики злоупотреблений  и преступности на рынке ценных бумаг на основе соответствующей законодательной базы. При определении степени вмешательства государства в деловую жизнь участников финансового рынка следует избегать экстремальных позиций и находить правильные взвешенные решения, поскольку, как убеждает мировой опыт, чрезмерное вмешательство ограничивает свободу предпринимательства, а чрезмерное невмешательства создает среду для злоупотреблений.

     На  современном этапе в мире накоплен значительный опыт регулирования финансовых рынков как развитых, так и таких, которые развиваются. Вопрос для Украины состоит в том, как правильно и рационально использовать этот опыт. Для Украины принципиально важно строить свое законодательство относительно регулирования финансового рынка в соответствии с международными рекомендациями. 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Конституция Украины / / Законы Украины: В 12 т. - Т. 10. - С.5-40. 
  2. Об утверждении Правил (условий) осуществления деятельности по торговле ценными бумагами: брокерской деятельности, дилерской деятельности, андеррайтинга, управления ценными бумагами: Решение ГКЦБФР от 12.12.2006 г., № 1449. 
  3. Положения о депозитарной деятельности: утв. решением Гос. комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 17 окт. 2006 p., № 999. 
  4. Положение о приобретении, реализации и аннулировании акционерными обществами собственных акций: утв. решением Гос. Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 19 апр. 2000 p., № 42 / / www. ndu . gov . ua .
  5. Положение о государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины: Утв. Указом Президента Украины от 4 апр. 2003 p., № 292/2003.
  6. Эш CM. Финансовый рынок. Курс лекций. - М.: НУХТ, 2007. - 131 с. 
  7. Пасечник В.Г., Акилина О.В. Рынок ценных бумаг: Учеб. пособие. - М.: учеб. лит., 2005. - 333 с. 
  8. Рынок финансовых услуг: Учеб. пособие. / М.А. Коваленко, Л.М. Радванска, Н.В. Лобанова, Г.М. Швороб. - Херсон: Олди-плюс, 2004. - 285 с.
  9. Школьник И.О. Особенности функционирования финансовых рынков развивающихся стран, в контексте финансовой глобализации / / Актуальные проблемы экономики - 2008 - № 6 - С.63-66.

Информация о работе Государственное регулирование Финансового рынка, его сущность и значение