Государственное регулирование Финансового рынка, его сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:28, реферат

Описание работы

В Украине финансовый рынок только начинает свое развитие. Исследуется его место в финансовой системе государства, особенности деятельности профессиональных участников, обосновывается необходимость функционирования финансовых инструментов, определяется роль государства в регулировании и осуществлении контроля в сфере финансовых отношений, формируется законодательная база.

Содержание

Введение 2

Сущность регулирования финансового рынка: принципы, направления, уровни и формы регулирования 3

Государственное регулирование финансового рынка Украины: сущность, сферы и рычаги регулирования 8

Проблемы регулирования финансового рынка в Украине 13

Заключение 15

Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Реферат по Фин.рынку ГОТОВЫЙ.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

    Сущность  регулирования финансового рынка: принципы, направления, уровни и формы  регулирования 3

    Государственное регулирование финансового рынка  Украины: сущность, сферы и рычаги регулирования 8

    Проблемы  регулирования финансового рынка в Украине 13

Заключение 15

Список  литературы 16 

 

Введение.

     Опыт  работы на мировом финансовом рынке  формируется почти пятьсот лет. Первыми финансовыми инструментами, которые формировали, накапливали этот опыт и с которыми проводились операции на денежном, кредитном и фондовом сегментах рынка были деньги, валюта и ценные бумаги.

     В Украине финансовый рынок только начинает свое развитие. Исследуется его место в финансовой системе государства, особенности деятельности профессиональных участников, обосновывается необходимость функционирования финансовых инструментов, определяется роль государства в регулировании и осуществлении контроля в сфере финансовых отношений, формируется законодательная база. Поэтому изучение «Финансового рынка», как учебной дисциплины, особенно актуально в современных условиях развития экономики, когда государству очень нужны квалифицированные специалисты для развития посреднической деятельности, по предоставлению финансовых услуг, по финансовому менеджменту, которые должны уметь оценивать все возможные варианты вложения средств, принимать правильные управленческие решения в условиях быстрого изменения конъюнктуры рынка.

     Финансовый  рынок - это особая, присущая только рыночной экономике сфера экономических взаимоотношений, где осуществляется купля-продажа, распределение и перераспределение финансовых активов страны между сферами экономики.

     Предметом курса «Финансовый рынок» является исследование экономического пространства, на котором формируются и функционируют  отношения между его участниками по поводу купли-продажи финансовых активов. Субъектами таких отношений является государство, инвесторы, эмитенты, а также финансовые посредники, которые на стабильной, благоустроенной основе обеспечивают перераспределение финансовых ресурсов среди участников рынка.

1.Сущность  регулирования финансового  рынка: принципы, направления, уровни  и формы регулирования.

     История современного финансового рынка  Украины началась со дня принятия в 1991 г. Закона Украины «О ценных бумагах  и фондовой бирже». За этот период отечественная система регулирования финансового рынка прошла три этапа, в течение которых совершенствуется законодательная база регулирования, определяются уровни, формы, принципы, направления и другие составляющие регулирования.

     Первый  этап регулирования (1991-1995 г.) -  характеризуется тем, что главным регулирующим органом со стороны государства было Министерство финансов, которое проводило работу по созданию финансового рынка, занималась его нормативно-методическим обеспечением, регистрацией и учетом выпусков ценных бумаг предприятий, предоставлением разрешения на осуществление посреднической деятельности с ценными бумагами и тому подобное.

     Второй  этап (1995-2000 г.) - начался с принятия Указа Президента Украины в 1995 году «Концепция функционирования и развития фондового рынка Украины» и законов, принятых Верховной Радой Украины после 1995 года, направленных на создание депозитарной деятельности и воплощение на отечественном рынке международных стандартов, способных обеспечить развитие всех сегментов финансового рынка и выйти нашим инвесторам на международные финансовые рынки.

     Третий  этап (2000-до наших дней) - характеризуется совершенствованием законодательной базы финансового рынка, созданием на правовом уровне нового его сегмента - рынка финансовых услуг. Принимается Закон «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» (2001 год), который дает определение финансовым активам, финансовой и кредитном учреждении, предоставляется перечень услуг, которые относят к финансовым. В 2002 году в целях дальнейшего совершенствования государственного регулирования финансового рынка, определение эффективного механизма реализации Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (далее ГКЦБФР) своих полномочий Президентом Украины был издан Указ «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности ГКЦБФР», где предусмотрено:

а) закрепление соответствующих полномочий по ГКЦБФР с учетом принятых в последнее время законы Украины;

б) совершенствование  системы управления ГКЦБФР;

в) введение распределения полномочий между  ГКЦБФР как коллегиальным органом, ее центральным аппаратом и территориальными управлениями.

     Главной целью деятельности комиссии является содействие развитию инвестиционно-привлекательной  среды, ограничения инфляции, реструктуризация экономики, интеграция в международные финансовые рынки, достижение социальной стабильности в обществе.

     Дальнейшее  развитие финансовых учреждений закреплено принятием в 2003 году Положения о государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг (далее Комиссия), в котором определены основные задачи Комиссии по деятельности на финансовом рынке финансовых институтов: ведение Государственного реестра финансовых учреждений, реестра саморегулирующихся организаций, аудиторов, кредитных союзов, страховых компаний, утверждение лицензионных условий их деятельности, проведение анализа состояния и тенденций развития рынков финансовых услуг и т.п. Согласно законом Украины Комиссия вправе осуществлять государственное регулирование и надзор за деятельностью страховых компаний и страховых брокеров, учреждений накопительного пенсионного обеспечения, доверительных обществ, кредитных союзов, лизинговых и факторинговых компаний, кредитно-гарантийных учреждений, ломбардов, других участников рынков финансовых услуг (кроме банков, профессиональных участников фондового рынка, институтов совместного инвестирования в части их деятельности на фондовом рынке, финансовых учреждений, имеющих статус межправительственных международных организаций, Государственного казначейства Украины и государственные целевые фонды).

     В 2006 году принят закон «О ценных бумагах  и фондовом рынке», регулирующий отношения, возникающие при размещении, обращении  ценных бумаг, дает определения таким  категориям, как листинг и делистинг, эмиссия, выпуск ценных бумаг, котировки, финансовые инструменты и т.п., предоставляет классификацию ценным бумагам, характеризует профессиональную деятельность на фондовом рынке, определяет основные положения его регулирования и др..

     Важным  значением для развития Национальной депозитарной системы (далее НДС) стало утверждение ГКЦБФР в октябре 2006 года Положение о депозитарной деятельности, которое определило перечень ценных бумаг, обслуживаемых в НИС, основные функции депозитарных учреждений, особенности депозитарного обслуживания институтов совместного инвестирования и пенсионных фондов, требования к составлению сводного учетного реестра собственников ценных бумаг и т.п. В декабре того же года ГКЦБФР утвердила Положение о функционировании фондовых бирж, которое определяет основные принципы и требования к функционированию фондовых бирж в Украине. Положение разработано в соответствии с Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины и целого ряда Законов, которые имеют прямое отношение к регулированию и развитию отечественного финансового рынка.

     Регулирование финансового рынка - это целенаправленное воздействие на систему взаимоотношений, складывающихся на финансовом рынке, в целях упорядочения взаимоотношений и обеспечение защиты интересов лиц, принимающих в них участие.

     Основной  целью регулирования  финансового рынка  является обеспечение  гармонизации всех видов  интересов участников этого рынка: индивидуальным, корпоративных, государственных, а также интересов межгосударственных и интернациональных объединений.

     В экономической литературе разработаны  конкретные принципы регулирования  финансового рынка, которые касаются и направлений, и уровней, и форм регулирования на каждом из сегментов  рынка: ценные бумаги, денежного, валютного, кредитного, финансовых услуг и других.

     Принципы  регулирования финансового рынка - это основные правила, по которым  происходит целенаправленное воздействие  на систему взаимоотношений между  всеми участниками рынка для  поддержания их равновесия.

     Основными принципами, на которых  основывается система регулирования финансового рынка, являются:

  1. защита законных прав и интересов инвесторов со стороны государства;
  2. раскрытие эмитентами информации, необходимой инвесторам для принятия решений;
  3. равный доступ участников рынка к информации;
  4. отражение соотношения спроса и предложения через цены на финансовые активы;
  5. поддержка добросовестной конкуренции между участниками рынка;
  6. наличие государственного органа регулирования с постоянными, четко очерченными полномочиями;
  7. содействие развитию инноваций в области ценных бумаг и т.п.

   Ошибочно  полагать, что регулирование рынка  осуществляется государством, в системе  регулирования различают уровни и формы регулирования.

   Международное регулирование осуществляется организациями  или путем заключения международных  соглашений по интеграции отдельных национальных финансовых рынков, упорядочения интернационализированных сегментов рынка и проведения сделок с инструментами финансового рынка субъектами международного права.

   Государственное регулирование заключается в  осуществлении государством комплексных мероприятий по упорядочению, контроля, надзора за рынком и предотвращении злоупотреблений и нарушений в этой сфере и осуществляется уполномоченными государственными органами и охватывает все направления регулирования в рамках национального финансового рынка: процедура выпуска и обращения финансовых активов; регулирование таких видов финансовой деятельности, как торговля финансовыми активами, валютными ценностями, предоставление кредитных, страховых услуг, эмиссионная деятельность и т.д.; регулирование деятельности конкретных финансовых институтов (коммерческих банков, страховых, инвестиционных компаний, пенсионных фондов и других посредников), иностранных участников рынка.

   Внутреннее  регулирование осуществляется негосударственными институтами-регуляторами (саморегулируемыми организациями - СРО) по отдельным направлениям и видам профессиональной деятельности на финансовом рынке.

   Кроме уровней, выделяют и формы регулирования  рынка, которым является прямое (правовое) и косвенное (экономическое) регулирование.

   Прямое регулирование - это система процессов установления норм поведения для участников финансового рынка, обеспечение их применения, разрешения споров, возникающих в связи с их применением, а также привлечение к ответственности участников, нарушающих эти нормы.

Косвенное регулирование - это воздействие на функционирование финансового рынка через систему экономических рычагов, применение которых способствует формированию отдельных условий внешней среды этого рынка и сказывается на ценах, объемах спроса и предложения отдельных сегментов финансового рынка, а также на степени конкурентной борьбы между участниками рынка.

2.Государственное регулирование финансового рынка Украины: сущность, сферы и рычаги регулирования.

     Функционирование любого рынка в современных условиях невозможно представить без законодательной базы регулирования и влияния государства. Именно государство определяет и контролирует правовые основы рыночных отношений, прежде всего, права собственности, устанавливает базовые правила экономических отношений участников рынка. Довольно распространенной является точка зрения, что злоупотребления на фондовом рынке были одной из причин глубочайшего спада в мировой экономике начала 30-х годов XX века, при котором сокращение производства составило в отдельных странах 50%, а уровень безработицы достигал 30%.

     Правительство в любой стране регулирует финансовый рынок через законодательное  обеспечение его функционирования, регулирования и определения  правил эмиссии и обращения ценных бумаг, лицензирования профессиональной деятельности участников и посредников финансового рынка, контроль за осуществлением их профессиональной деятельности, защита прав инвесторов, контроль за исполнением антимонопольного законодательства и системой ценообразования на финансовых рынках.

     Роль  финансового рынка в финансово-экономической  ситуации, сложившейся в Украине  чрезвычайно важна. Финансовый рынок дает неограниченные возможности для инвестиций и поэтому постоянно находится в центре внимания Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров и других властных структур. В Украине финансовый рынок только формируется, на нем еще не установились традиции и правила работы, именно эта причина, в первую очередь обусловливает необходимость приведения в действие системы эффективного регулирования рынка со стороны государственных структур.

Информация о работе Государственное регулирование Финансового рынка, его сущность и значение