Государственное финансовое регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:40, творческая работа

Описание работы

Необходимость государственного финансового регулирования экономики определяется характером общественного производства, требующим корректировки со стороны государства в нужном для общества направлении.

Работа содержит 1 файл

Государственное финансовое регулирование экономики.ppt1.ppt

— 1.14 Мб (Скачать)
 
 
 
 

Ценные бумаги, которые обращаются на рынке –свидетельство о том, что покупатель (инвестор) участвует в создании капитала предприятия, выпустившего ценные бумаги (эмитента). 
С экономической точки  зрения их можно охарактеризовать:
 

  • Ценная бумага – свидетельство участия юридического и физического лица либо в капитале акционерного общества, либо в предоставлении ссуды в форме займа.
 
  • Ценная бумага – долгосрочное обязательство эмитентов выплачивать вкладчикам ценных бумаг дивиденды от доходов. С юридической точки зрения
  • Ценные бумаги – это денежные документы предъявляемые вкладчиками для реализации имущественных прав выраженных в этих ценных бумагах
 
 
 
 

Виды ценных бумаг  
 

долговые [например, облигация] (этот вид означает, что владелец данной ценной бумаги является кредитором, а не владельцем предприятия. В них твердо указано обязательство выплатить номинал долга);  

долевые [акция] (показывает, что владелец этой ценной бумаги является владельцем или совладельцем предприятия - эмитента. На них указывается непосредственная доля держателя в реальной собственности).

 
 
 
 
  • По облигации в конце года выплачивается доход, который зафиксирован на ней и не зависит от экономического состояния предприятия (от ее успеха также). Этот вид ценных бумаг представляет собой наиболее нерисковый тип ценных бумаг, так как выплата по ней гарантирована. Права владельца облигации намного уже, чем у владельца акции.
  • Акция дает владельцу следующие права:
  • право посещения собраний акционеров;
  • право принятия управленческого решения;
  • право участия в распределении прибыли (доход по акции зависит от прибыли (не исключено полное отсутствие дохода)).
  • Однако в случае банкротства организации в I очередь удовлетворяются кредиторы организации (владельцы облигаций). После удовлетворения всех, рабочих и т.п. кредиторов удовлетворяются акционеры.
  • На финансовый рынок входят не только предприятия, но и государство. Ценные бумаги, которые выпускает государство:
  • — казначейские векселя;
  • — боны;
  • — ноты
 
 
 
 

Финансы в системе внешнеэкономических связей 

  • Финансовые отношение с международными организациями.
  • Роль финансов в развитии международного сотрудничества заключается в следующих направлениях экономической политики.
  • 1. Таможенная политика государства.
  • На практике применяются следующие виды пошлин:
  • F Адвалорные - в % к таможенной стоимости товара,
  • F Специфические - в абсолютных размерах на единицу товара,
  • F Комбинированные - сочетают 1 и 2.
  • F Особые:
  • - сезонные (вводятся на срок до 6 месяцев),
  • - специальные (когда наносится ущерб отечественным производителям и как ответная мера на дискриминацию других государств),
  • - антидемпинговые (когда цена импортных товаров ниже стоимости),
  • - компенсационные (выяснено, что при производстве или вывозе товара использовались государственные субсидии).
  •   Широко применяются таможенные льготы тарифные преференции. Полностью освобождаются от таможенных пошлин товары для представительств иностранных государств, валюта, ценные бумаги, товары, приобретаемые для государственных нужд (в собственность государства), товары гуманитарной помощи, транзитные товары, продукция рыболовецкого флота, товары, перевозимые физическими лицами не предназначенными для производственных и коммерческих целей. До последнего времени в России были пошлины и на экспортируемые и импортируемые товары.
  • Экспортные пошлины ухудшают конъюнктуру своих товаров на международном рынке. Они у нас существовали в фискальных целях. В 96 г. основная масса экспортных пошлин была отменена, что компенсировалось увеличением акцизов.
 
 
 
 

Создание режима наибольшего благоприятствования стран (отмена таможенных союзов и т.д.) 

Национальные условия для всех стран  

Снижение таможенных пошлин, отказаться от нетаможенных методов (квот и т.п.)  

Антидемпинговые меры и предоставление льгот развивающимся странам . Сейчас на базе ГАТТ создана ВТО. Средний таможенный тариф - 7% стоимости товаров, что обеспечивает реализацию конкуренции на отечественном рынке.

 
 
 
 
  •  В Африке 33% таможенный барьер, очень высокий барьер в Индии, что не способствует развитию экономики страны и наносит ущерб национальным потребителям (нет условий для повышения качества продукции).
  •   В России  определен таможенный тариф 15% на импортные товары. В последнее время все более склоняемся к протекционизму.
  •   Барьером для импортных товаров является валютный курс, который остается завышенным по сравнению с рублем. Высокий курс приводит к дополнительному удорожанию импортных товаров.
 
 
  • 2. Финансовое регулирование импорта и экспорта.
  •   Экспорт капитала в несколько раз превышает импорт капитала, идет крупномасштабная утечка капитала. В 95 году вывоз капитала составил 60 млрд. $, сейчас - 30 млрд. $, в т.ч. 20 млрд. $, в т.ч. 20 млрд. $ нелегально.
  •   Основные формы нелегального бегства:
  • 1.  Недополучение экспортной выручки 4,5 млрд. $,
  • 2.  Невозвращенная предоплата импорта - 6-8 млрд. $,
  • 3.  Контрабанда - 2 млрд. $.
  •   Экспортные кредиты предприятиям - 30 млрд. $ - легальный вывоз капитала
 
 
 
 

Финансы и инфляция 

  • В настоящее время мы справились с инфляцией. Различают 2 вида инфляции:
  • инфляция спроса и инфляция издержек. Инфляция издержек имеет затухающий характер, при этом не увеличивается  масса денег в обращении. Инфляция спроса сопровождается выпуском денежной массы и не имеет границ. До последнего времени у нас преобладала инфляция спроса (по мнению Чернова).
  • Причины резкого повышения денежной массы в 92-93 гг.:
 
 
 
 

1.  По объему эмиссии 1 место предоставление ЦБ МБ кредитов коммерческим банкам. Это привело к приливу средств в сферу обращения. Предполагалось предоставление кредитов предприятиям с низкими % ставками, но этот механизм не сработал, банки давали кредиты под большие %, а маржу оставляли себе. Оставалось повысить учетную ставку ЦБ, что в конце концов привело к снижению темпов инфляции  

2.  Предоставление больших технических кредитов странам СНГ в 92-93 гг. Они не имели права эмитировать рубли, пополнения недостатка денежной массы осуществлялось за счет этих недорогих кредитов. В 92-93 гг.20% инфляции было обеспечено за этот счет. Выход: прекращение с 93 г. выдачи технических кредитов странам рублевой зоны, превращение задолженности (около 6 млрд. долларов) в госдолг стран СНГ. 

3.  Бюджетный дефицит. В 92-93 г. он обусловил примерно 1/3 всей инфляции в стране. Потом он стал основным фактором инфляции спроса, т.к. он покрывался за счет кредитов ЦБ путем печатанья денег. Только в 95 (2,3,4 кв.) и 96 г. удалось отказаться от инфляционного покрытия. Безинфляционные методы покрытия: рынок ГКО и внешние кредиты м/н организаций и государств. Необходимо ликвидировать бюджетный дефицит.

 
 
 
 

Для ограничения инфляции издержек  

  • 1.  был введен налог на прибыль, превышающую нормативную рентабельность предприятий-монополистов (сейчас от этого отказались).
  • 2.  ограничения на уровень торговой надбавки (не боле 25% от стоимости товара).
  • 3.  введение регулирования цен на продукцию естественных монополий. Сейчас фиксируются цены на газ, транспортировку нефти, военные продукты, ядерные материалы, ж/д перевозки, электроэнергию, отдельных услуг почты и связи. Субъекты федерации регулируют цены на топливо, продаваемое населению, городской и пригородный транспорт, жилищные и коммунальные услуги.
 
 
 
 

  Роль финансов в разрешении проблемы неплатежей заключается в своевременном выполнении бюджетом и внебюджетными фондами своих обязательств перед получателями государственных ассигнований. 

 Существует множество причин неплатежей:  

1.  Искусственное ограничение денежной массы, что разрушает производство, 

2.  Наличие большого количества предприятий, которые фактически являются банкротами (боимся массовой безработицы, поэтому не ликвидируем их). Суррогаты денег - вексель.

Информация о работе Государственное финансовое регулирование экономики