Государственное финансовое регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:40, творческая работа

Описание работы

Необходимость государственного финансового регулирования экономики определяется характером общественного производства, требующим корректировки со стороны государства в нужном для общества направлении.

Работа содержит 1 файл

Государственное финансовое регулирование экономики.ppt1.ppt

— 1.14 Мб (Скачать)
 
 
 
 

Государственное финансовое регулирование экономики  

  Необходимость государственного финансового регулирования экономики определяется характером общественного производства, требующим корректировки со стороны государства в нужном для общества направлении.

  Государственное финансовое регулирование экономики заключается в том, что государство с помощью финансовых форм и методов воздействует на хозяйствующие субъекты с целью оказания влияния на макроэкономическое равновесие.

  Так  как процесс регулирования характеризуется множеством объективных и субъективных факторов, использованием различных категорий, то необходимо классифицировать систему государственного регулирования на типы, виды, формы и методы.

 
 
 
 

Типы и Виды финансового регулирования   

Типы государственного регулирования

  • Ценовым
  • Кредитным
  • Валютным
  • Оплаты труда
  • Административное
 

Виды финансового регулирования:

  • Налоговое
  • Бюджетное
  • Государственно-кредитное
  • Таможенно-тарифное
  • Валютно-финансовое
  • Внутрихозяйственное
 
 
 
 

Формы регулирования Методы регулирования  

Формы регулирования – это процессы, которые протекают в видах регулирования. Включают процессы, которые характерны как для каждого вида регулирования, так и общие для всех видов: в налоговом регулировании формами являются прямое и косвенное налогообложение, в бюджетом – финансирование, и т.д. общей формой является планирование, прогнозирование и др  

Методы регулирования – наиболее многочисленный элемент классификации. Могут быть специфическими для отдельных форм или использоваться в нескольких формах. Методы подразделяются на самостоятельные способы и приемы. Они являются наиболее подвижными и изменяющимися элементами системы регулирования

 
 
 
 

В налогообложении можно выделить следующие методы: льготы, санкции, декларирование доходов и имущества и др. 

валютно-финансовом регулировании – валютный курс, курсы международных платежных средств и ценных бумаг, виды страхования валютных рисков и др. 
 

В бюджетом финансировании – нормирование расходов, методы финансирования бюджетного  дефицита, использование бюджетного излишка и др  

Методы государственного кредита – методы привлечения средств и их возврата, методы определения доходности, конверсия, консолидация и др.

 
 
 
 

На основе действия мультипликаторов формулируются варианты  дискреционной фискальной политики в зависимости от характера экономического цикла. В период спада проводится стимулирующая фискальная политика, которая включает: увеличение государственных расходов, снижение налогов или сочетание этих направлений с учетом большего эффекта роста государственных доходов.  
В условиях избыточного спроса и инфляции проводится сдерживающая фискальная политика, которая включает обратные действия. 
Дискреционная фискальная политика дополняется механизмом автоматических или встроенных стабилизаторов. Т.е., предполагается, что сумма налоговых изъятий изменяется пропорционально величине национального продукта на разных фазах экономического цикла. 
Фискальная политика в области налогов рассматривает два направления их воздействия: на спрос (кейнсианская модель) и на предложение (теория предложения).
 

1.Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики. 

2.Макроэкономическое равновесие и финансы. 

3.Варианты фискальной политики. 

4.Влияние налогов на рыночное равновесие.

 
 
 
 

 Предпосылками осуществления ГФР являются следующие исходные основания  

2.Разработка научно обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов. 
 

3.Наличие демократической системы выражения взглядов и представляющих их демократических институтов для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения,социальных,национальных,профессиональных групп. 
 

4.Наличие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступление от норм и правил поведения в хозяйственной деятельности. 

1.Учет действия объективных экономических законов развития общества. 

 
 
 
 

Система государственного регулирования классифицируется на типы,виды,формы и методы. Типы включают: экономическое и административное. Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное. Формы обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории так и общие для всех. Общей формой является планирование(прогнозирование).Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования.

В процессах регулирования экономики необходимо иметь в виду, что достижение общего макроэкономического равновесия предполагает сбалансирование важнейших экономических параметров, таких, как:

1)спроса и предложения;

2)товарной и денежной масс;

3)сбережений и инвестиций

;4)инфляции и безработицы;

5)производительности труда и его оплаты;

6)финансовых ресурсов и социально-экономических потребностей общества;

7)доходов и расходов государственного бюджета;

8)размеров бюджетного дефицита и источников его покрытия;

9)актива и пассива платежного баланса. Для реальной экономической действительности свойственно “нормальное состояние “неравновесия”,которое отражает на данный момент вынужденное динамическое равновесие действующих в обществе противоречивых сил и тенденций, стереотипов хозяйственного поведения, разнонаправленных интересов. В западной финансовой теории используется понятие “мультипликатор”для объяснения влияния государственных финансов на производство, измеряемого величиной национального продукта. Концепция мультипликатора исходит из определения объема ВНП двумя методами:

 
 
 
 

  По первому критерию стоимость ВНП(GNP)складывается по формуле: ВНП(GNP)=C+Ig+G+Xn,где: С-объем потребительских расходов домашних хозяйств или всего населения страны;Ig-валовые частные внутренние инвестиции;G-гос.закупки товаров и услуг;Xn-чистый экспорт, то есть превышение объема экспорта над импортом. Явление мультипликатора используется при проведении дискреционной фискальной политики, под которой понимается сознательное манипулирование государственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Налоги вызывают сокращение доходов, которое приводит к снижению объемов потребления и сбережения и уменьшению величины равновесного ЧНП  

1) по расходам, то есть совокупности всех расходов экономических  

2)по доходам(или распределению),то есть с точки зрения доходов, получаемых субъектами от производства продукции.

 
 
 
 
  • Учитывая возможности действия мультипликатора, формулируются варианты дискреционной фискальной политики в зависимости от характера экономического цикла. В период спада проводится стимулирующая фискальная политика, предусматривающая:
  • 1)увеличение государственных расходов;
  • 2)снижение налогов;
  • 3)сочетание этих направлений фискальной политики с учетом большего эффекта ориентироваться на достижение бюджетного излишка.Недискреционная фискальная политика предполагает меньшее вмешательство государства в финансовые процессы, с акцентом на рыночное саморегулирование.Недискреционная фискальная политика действует на основе механизма авотматических,или встроенных стабилизаторов(встроенная стабильность).В данном случае предполагается, что сумма налоговых изъятий варьируется пропорционально величине национального продукта в разных фазах экономического цикла: при подъеме налоговые поступления возрастают, ограничивая спрос, и автоматически сдерживают чрезмерный экономический рост; при спаде,наоборот,налоговые поступления снижаются, смягчая уменьшение национального производства.
 
 
 
 
  •  Важной особенностью действия автоматических стабилизаторов является регулирование бюджетных дефицитов и излишков: в фазе подъема сокращается, а потом ликвидируется бюджетный дефицит и появляется бюджетный излишек, что способствует сдерживанию инфляции, поскольку высокий уровень национального продукта способствует инфляции; в фазе спада начинает постепенно возрастать дефицит бюджета, который стимулирует преодоление спада.
 
 
 
 

Финансовый рынок 

Финансовый рынок — это особая форма денежных операций, где объектом купли - продажи выступают свободные денежные средства субъектов хозяйствования, государства и населения. Причем предоставление этих средств производится на основе выпуска и обращения различных видов ценных бумаг. 

Сберегатлие – юридические и физические лица накапливающие денежные средства в связи с тем, что расходы меньше накопленных средств, сосредоточенных на руках в виде наличности или на счетах в банках (население, предприятия и государство). 

Инвесторы – субъекты хозяйствования (органы государственного управления, направляющие денежные средства на покрытие срочных и длительных потребностей). 

Эмитенты - юридические лица, которые могут выпускать ценные бумаги. С помощью финансового рынка денежные накопления сберегателей привлекаются для инвестирования затрат на развитие производства, осуществление государственных и региональных целевых программ и других нужд. Объективной предпосылкой является несовпадение потребностей в финансовых ресурсах у субъектов хозяйствования с наличием источников финансовых ресурсов.

 
 
 
 

Функциональное назначение финансового рынка - осуществление аккумуляции и перераспределения денежных средств в целях обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами субъектов хозяйствования и государственных органов.  Формирование и функционирование финансового рынка обусловлено следующими экономическими, правовыми и организационными факторами  

Экономические факторы – наличие в экономике реальных собственников, обладающих реальной самостоятельностью, которые способны заключать сделки, предлагая спрос на денежные средства, а также инвестировать их (это реальный спрос на денежные средства). Правовые основы - соответствующие юридические документы, регламентирующие деятельность рыночных структур. Организационные основы - воплощаются через формы организации рыночных операций (фондовые биржи и межбанковские объединения).  На фондовых биржах и межбанковских объединениях наряду со сберегателями, эмитентами и инвесторами функционируют посредники: брокеры и дилеры. Брокеры осуществляют число посреднические операции. Дилеры выполняют посреднические операции и самостоятельно принимают участие в купле - продаже ценных бумаг.

 
 
 
 
  • Финансовый рынок способствует развитию экономики, осуществлению материально - финансовой сбалансированности по общему объему и по структуре  общественного производства. С его помощью развиваются предприятия и отрасли, которые обеспечивают инвесторам максимальную прибыль на вложенный капитал. Способствует реальному осуществлению научно-технического  прогресса. Финансовый рынок позволяет цивилизованным образом покрыть дефицит государственного бюджета, для чего государство выпускает ценные бумаги и продает их
 
  • Финансовый рынок состоит из нескольких частей:
  • 1. Рынок банковских ссуд (служит для пополнения оборотных средств).
  • 2. Рынок ссудных капиталов (служит для пополнения основного капитала. Сделка оформляется выпуском и размещением ценных бумаг).
  • 3. Валютный рынок (фиксируется официальный курс для того, чтобы на предприятиях велся учет операций и для того, чтобы велся учет таможенных платежей. Кроме официального курса есть курс покупки и продажи валюты банком).

Информация о работе Государственное финансовое регулирование экономики