Государственное финансовое регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:45, реферат

Описание работы

Система государственного регулирования классифицируется на типы, виды, формы и методы. Типы включают: экономическое и административное. Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное. Формы обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории так и общие для всех. Общей формой является планирование (прогнозирование).

Содержание

Введение.
Общая характеристика государственного финансового регулирования.
Макроэкономическое равновесие и финансы.
Варианты фискальной политики.

Работа содержит 1 файл

Обмен.docx

— 52.82 Кб (Скачать)

  Государственное финансовое регулирование экономики 
 
 
 
 

Содержание:

   Введение.

  1. Общая характеристика государственного финансового регулирования.
  2. Макроэкономическое равновесие и финансы.
  3. Варианты фискальной политики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение.

   Необходимость государственного финансового регулирования  экономики определяется характером общественного производства, требующим  корректировки со стороны государства  в нужном для общества направлении.   

   Государственное финансовое регулирование экономики  заключается в том, что государство  с помощью финансовых форм и методов  воздействует на хозяйствующие субъекты с целью оказания влияния на макроэкономическое равновесие.

   Система государственного регулирования классифицируется на типы, виды, формы и методы. Типы включают: экономическое и административное. Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное. Формы обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории так и общие для всех. Общей формой является планирование (прогнозирование). Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования.

   В процессах  регулирования экономики необходимо иметь в виду, что достижение общего макроэкономического равновесия предполагает сбалансирование важнейших экономических  параметров. 

  1. Общая характеристика государственного финансового регулирования  экономики.

   Государственное финансовое регулирование экономики  характеризуется как процесс  целенаправленного и последовательного  применения государством форм и методов  финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. Система государственного регулирования классифицируется на типы, части, виды, формы и методы.

   Типы  включают: экономическое и административное. В экономическом типе регулирования выделяются части: финансовое, ценовое, кредитное, валютное, а также связанное с оплатой труда.

   Виды  финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное.

   Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных  видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории, так и общие для всех: например в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.

    Во  внутрихозяйственном виде регулирования  применяются методы коммерческого  или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений, финансовые фонды и их использования. Элементы системы финансового регулирования - виды, формы, методы - призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении.

   В условиях рынка большее внимание уделяется  косвенным методам регулирования. Государство устанавливает общие  для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности для приоритетных сфер деятельности преференциальные (льготные); это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные  цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального  регулирования. На основе этих основных индикаторов воздействия формируются  вторичные, рыночно - ориентированные  элементы регулирования, диктуемые  характером соответствия спроса и предложения: свободные цены, процентные ставки за кредит, валютный курс, нормативы  формирования разных фондов и их использования у хозяйствующих субъектов. Однако действие косвенных элементов регулирования может дополняться прямыми, директивными методами со стороны государства, особенно при значительных нежелательных отклонениях от намеченного курса развития.

   Применяемые элементы - регуляторы, действуют в  сложной взаимосвязи в едином экономическом механизме, поэтому  государство, устанавливая курс финансовой денежно-кредитной политики должно учитывать экономическое положение  и социальное состояние общества и при выборе определенных видов, форм и методов воздействия на экономическое и социальные интересы, верно определять стратегические и оперативные цели общественного развития.

   Задачами  государственного финансового регулирования  являются:

  • Учет действия объективных экономических законов развития общества. Разработка научно - обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов.
  • Наличие демократической системы выражения взглядов и представляющих их демократических институтов для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп.
 

   Результативность, достигается при соблюдении следующих  условий:

  • структурная перестройка экономики с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий конечного потребительского назначения в соответствии со спросом населения.
  • демонополизация хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности.
  • развитие конкуренции, предпринимательства на основе создания подлинного равноправия всех форм собственности, всех субъектов хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности.
  • возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы.
 
  1. Макроэкономическое  равновесие и финансы.

   Воздействие на социально - экономические процессы с помощью разнообразных форм и методов, как косвенных, так и прямых, включает финансовые их виды. Такое воздействие имеет целью эволюцию национального хозяйства, сопровождающуюся экономическим ростом, последовательное неуклонное развитие социальной сферы в определенных временных периодах функционирования данной социально-экономической системы.

   Состояние макроэкономического равновесия предполагает сбалансирование важнейших экономических  параметров, таких как:

  • спрос и предложение;
  • товарные и денежные массы;
  • сбережения и инвестиций;
  • инфляция и безработица;
  • производительность труда и его оплата;
  • финансовые ресурсы и социально-экономические потребностей общества;
  • доходы и расходы государственного бюджета;
  • размеры бюджетного дефицита и источники его покрытия;
  • актив и пассив платежного баланса.

   Достижение  равновесия по одному из названных  соотношений вызовет одновременно дисбаланс в одном или нескольких. Для нормальной экономической действительности свойственно "нормальное состояние  неравновесия", которое отражает на данный момент вынужденное динамическое равновесие действующих в обществе противоречивых сил и тенденций, стереотипов хозяйственного поведения, равнонаправленных интересов. Совокупность множества таких частичных состояний  характеризует определенную сбалансированность всех экономических параметров, с  большей или меньшей степенью удовлетворяющих потребности и  интересы экономических агентов  и, соответственно, отклоняющуюся от состояния идеального равновесия на эту же степень. Поэтому и предполагается периодическое изменение форм и  методов воздействия при эволюции экономической системы из одного состояния частичного равновесия в  другое, отвечающее улучшению сбалансированности большего количества экономических  параметров и обеспечивающее более  эффективное использование ресурсов общества.  

  1. Варианты  фискальной политики.
 

   Фиксальная (лат. fiscalis - казенный) политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

   Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования  экономики.

   К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются:

  • затраты на расширенное воспроизводство;
  • непроизводительные расходы государства;
  • развитие инфраструктуры, научных исследований и т. п.;
  • проведение структурной политики;
  • содержание военно-промышленного комплекса и др.

   С помощью  косвенных методов оказывается  воздействие на финансовые возможности  производителей товаров и на размеры  потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки, налогов на различные  виды доходов, предоставляя налоговые  льготы, снижая необлагаемый минимум  доходов и т. п., государство стремится  добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

   К числу  важных косвенных методов, содействующих  накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу государство  освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный  фонд.

   Однако  в этих случаях амортизация списывается  в размерах, значительно превышающих  действительный износ основного  капитала, вследствие чего повышаются цены на производимую продукцию. Если ускоренная амортизация расширяет  финансовые возможности бизнесменов, то одновременно она ухудшает условия  сбыта продукции и сокращает  покупательную способность населения.

   В зависимости  от характера использования прямых и косвенных методов различают  два вида фискальной политики государства:

  • дискреционную
  • недискреционную.

   Дискреционная (лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) политика означает следующее - государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами.

   Первая  зависимость: рост государственных  расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции  и занятость трудоспособного  населения.

   Другая  функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов  уменьшает личный располагаемый  доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем  выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

   Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике для  воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается  на разных фазах цикла.

   Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государственные  расходы, снижаются налоги, причем повышение  расходов сочетается с уменьшением  налогов. Итогом является уменьшение спада  производства.

   Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности - сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и  соответственно уменьшается объем  ВНП.

Информация о работе Государственное финансовое регулирование экономики