Государственная поддержка предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:57, реферат

Описание работы

Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

Работа содержит 1 файл

фин и кред.docx

— 31.88 Кб (Скачать)

Предпринимательство в сфере импорта нередко сводилось  к превращению внешнеторговых фирм в филиалы иностранных компаний, обеспечивающие продвижение зарубежной продукции на российский рынок. Подавляющая  часть импорта ориентировалась  на насыщение потребительского рынка, наполненность которого по ряду товаров  была недостаточной. Одновременно резко  сократился импорт инвестиционных товаров, (что отражало резкое сжатие внутреннего  инвестиционного спроса).

В переходной экономике  России ощущалось неравномерное  развитие предпринимательства и  в различных социально-экономических  секторах народного хозяйства. Если частное предпринимательство получило довольно- таки заметное развитие, то государственное  предпринимательство влачило жалкое существование. Кооперативное и любые другие формы общественного предпринимательства представлены небольшим числом кооперативов, по инерции сохраняющим вывески времен перестройки. Новые предприятия, основанные на собственности работников, появились в результате приватизации, но, несмотря на свое широкое распространение, собственность работников оказалась чисто номинальной, Их акции, не будучи консолидированными, не представляли собой контрольного пакета, и на предприятии, где более половины акций принадлежало работникам, реальный контрольный пакет могут составить какие-нибудь 5%, принадлежащие директору.

В 90-е гг. стабильно  росла доля малого предпринимательства, выражалась в росте торгово-посреднической деятельности. В этот период происходило  очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивалось производство дефицитных товаров широкого потребления, сфера услуг, розничной торговли, общественного питания и т.п. Однако, малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов команд неуправляемых госпредприятий в теневую экономику.

Недостаток этого  периода заключался в том, что  средства, накапливаемые методом  «доразграбления» госсектора, практически в полном объёме уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры. В этот период, малый бизнес активно участвовал в процессе бурного развития кооперативного движения. Попытки центрального правительства ограничить возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность малого предпринимательства, использовать систему налогообложения наталкивались на недееспособность государственного аппарата.

Период с 1992 по 1993 г. характеризовался самыми высокими темпами развития малого предпринимательства. Этому способствовала либерализация  внешней торговли и снятие запретов на частную торговлю внутри страны, которые создали благоприятные  условия для любой торговой деятельности. Падение потребительского платежеспособного  спроса малое предпринимательство  активно компенсировало импортом товаров  низкого качества, но хорошо востребованных у российских потребителей.

Таким образом, быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в  капиталы средних размеров. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми  палатками стали появляться магазины, владельцы которых начинали с  «челночной» деятельности. Несовершенство налоговой системы вынуждало  предпринимателей искать способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудно контролируемыми наличными средствами, способствовали уходу от налогов.

Но такая ситуация сочеталась с развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий  и организаций, и оттоком рабочих  в сферу торговли в надежде  на высокие доходы от достаточно простых  видов работ и услуг. В результате этого, к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической деятельности прекратили свое существование. Начиная с 1995 г. в России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, развитию хозяйственной деятельности. Обозначился процесс поглощения предприятий.

Поддержка малого предпринимательства. Политика государственной  поддержки малого предпринимательства  осуществлялась на базе налоговых льгот, создания цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, создания сети бизнес-парков, стимулирования инновационной деятельности. Для укрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, расширения сфер его деятельности требуется активизация государственной поддержки малых предприятий на всех уровнях. В поддержке нуждается сфера консалтинга, кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности и научной деятельности. Необходимо уделять больше внимания обучению и подготовке квалифицированных специалистов.

2.2. Предпринимательство на современном этапе

Характеризуется большой динамичностью развития. В последние годы получили широкое  распространение такие новые  направления предпринимательской  деятельности как: Интернет-предпринимательство. К нему относится: развитие интернет-торговли (создание и продвижение интернет-магазинов); широкое распространение web-сайтов на которых предлагаются посреднические услуги, услуги по консалтингу, информационная поддержка проектов, реклама и продвижение различных товаров и услуг. Широкие возможности интернет позволяют осуществлять дистанционное образование, проведение on-line конференций и переговоров с деловыми партнерами в различных странах. Вендинговое предпринимательство -- продажа товаров (как правило, напитков, газет, игрушек, шоколадных батончиков и т.п.) через автоматы без участия продавца. Такой вид предпринимательской деятельности позволяет экономить торговую площадь, обеспечивает круглосуточную работу автомата и снижает издержки на обслуживание.

 Повышенный  интерес к наукоёмким отраслям. В начале XXI века, с каждым годом  все больше внимания российских  предпринимателей привлекают такие  перспективные отрасли инвестирования  как: цифровые и нанотехнологии, телекоммуникации.

Стремительное развитие ретейла (розничной торговли). В последние десятилетие развитие розничной торговли осуществляется высокими темпами. Российские и зарубежные предприниматели вкладывают все больше инвестиций в эту динамично развивающуюся отрасль. Число розничных сетевых магазинов открывающихся под именем известных брендов растет с каждым днем. Прежде всего, это относится к магазинам, реализующим продукцию массового спроса.

Повышенный интерес  населения к здоровому образу жизни привлек внимание предпринимателей к такому перспективному направлению  деятельности как забота о здоровье. Все больше инвестиций направляется на строительство и открытие фитнес-клубов, бассейнов, спортивных магазинов, производство и продвижение экологически чистых продуктов питания. Российские предприниматели на современном этапе, несомненно, обладают большими возможностями в плане технической и информационной поддержки бизнеса, налаживания и поддержания контактов с зарубежными партнерами.

Доверие зарубежных предпринимателей к российским коллегам постоянно увеличивается, а уровень  обмана и мошенничества характерный  для 90-х г. XX в., в последнее десятилетие снижается с каждым годом. Оптимизация бизнес-процессов, повышение уровня бизнес-образования и использование мирового опыта управления помогает российским предпринимателям в реализации и развитии предпринимательской деятельности

3. Проблемы организации предпринимательской деятельности в России

3.1 Причины возникновения проблем при организации предпринимательства

Прежде всего, это - снижение уровня рентабельности большинства сфер экономики, а также  уровня ее в целом по народному  хозяйству в годы кризиса, в период существенного снижения темпов развития, а то и отрицательных их значений. Эта закономерность присуща, как  показывает анализ, странам со сложившейся  высокоразвитой рыночной экономикой.

На основе анализа современного состояния развития предпринимательстваможно выделить ряд главных проблем, с которыми сталкиваются представители этого вида экономической деятельности:

- несовершенство  нормативно-правовой базы регулирования  и поддержки;

- отсутствие  действенных финансово-кредитных  механизмов поддержки и материально-ресурсного  обеспечения;

- несовершенство  системы налогообложения;

- проявления  недобросовестной конкуренции;

- несовершенство  государственной системы поддержки;

- неразвитость  системы информационной поддержки;

- несовершенство  системы кадрового обеспечения.

Проблемы финансово-кредитной  поддержки предпринимательства  возникают из-за низкого уровня финансовой устойчивости и залогоспособности предприятий, ограниченных возможностей использования субъектами малого предпринимательства традиционных финансовых инструментов с одной стороны и отсутствием действенных финансовых механизмов поддержки предпринимательства с другой. Поэтому возможности получить банковский кредит у малых предприятий ограничены.

Заключение

Государственная система поддержки и привлечения  предпринимательства, существующая сегодня  в России требует проверки на эффективность. Главным направлением политики государства  должен стать курс на реальное решение  предпринимательских проблем, для  этого необходимо использование  отлаженных механизмов льготного и  беспроцентного кредитования, механизмов предоставления информации о правовых гарантиях предпринимательству, о  системе и принципах налогообложения, о государственном заказе, о правилах и принципах участия в нем . Для построения эффективной системы поддержки предпринимательства привлечение его в решение социальных проблем необходимо осуществление взаимодействия и партнерства государственных структур с предпринимателями и общественными организациями, разработка методики, которая позволила бы определить основной потенциал предпринимательства в России, выявить потребности и возможности предпринимателей, их основные интересы.

Информация о работе Государственная поддержка предпринимательства в России