Государственная финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:47, контрольная работа

Описание работы

Определение места и роли высших органов финансовой политики в единой системе, общих принципов и механизмов их организации и функционирования должно обеспечить унификацию и согласованность контроля за перераспределяемыми бюджетными средствами, сопоставимость показателей экономической эффективности использования государственных финансовых ресурсов в целом.
Социальный климат в стране не изменится к лучшему до тех пор, пока бюджетная сфера деятельности государства не будет надежно защищена, пока не станет всеобъемлющим и действенным контроль за исполнением требований бюджетного законодательства, расходованием государственных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

чистовик распечатать.docx

— 31.80 Кб (Скачать)

     Нельзя  принимать решения в экономике  и финансах, не затрагивающие чьих-либо политических, социальных, экономических  финансов. Императивность - важнейшая  составляющая государственной финансовой политики.

     В силу разных условий она может  усиливаться и ослабевать, но никогда  не исчезает. Государственный императив - важная компонента, учитываемая в  ходе формирования и реализации децентрализованной финансовой политики.

     С ростом внешнего и внутреннего государственного долга самостоятельность государственной  финансовой политики сужается в связи  с необходимостью выполнения ряда условий, например, внешних кредитов для реструктуризации задолженности и получения новых  кредитов.

     Вместе  с этим реальная самостоятельность  государственной финансовой политики вне внешних обязательств есть степень  свободы перераспределять в рамках принятых политических решений и  своеобразно сложившейся финансово-экономической  ситуации.

     Например, представленный и утвержденный Государственной  Думой Федеральный бюджет может  быть составлен и исполнен по-разному. Можно заложить в проект удовлетворение одной потребности от существующей на 50 %, а другой на 30 %, а реально  профинансировать эти потребности  на 90 или все 100 % назначений. Подобные комбинации многочисленны.

     Сама  по себе финансовая политика не может  быть плохой или хорошей. Она оценивается  в соответствии с тем, насколько  она соответствует интересам  общества.

     1.4 Типы финансовой политики

     1. Классическая.

     Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии  А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

     2. Регулирующая.

     В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж.М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

     3. Неокласическая.

     Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства  в экономику и социальную сферу.

     В действительности степень вмешательства  государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т. к. это вмешательство  осуществлялось теперь не только непосредственно  через доходы или расходы государственного бюджета, и через регулирование  денежного обращения, валютного  курса, рынка ссудных капиталов  и ценных бумаг.

     Финансовый  механизм в этих условиях исходит  из необходимости сокращения объема перераспределения национального  дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника  производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов  и уменьшения степени их прогрессивности  обложения.

     4. Планово-директивная.

     Планово-директивная  финансовая политика применяется в  странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности  на средства производства, плановая система  управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство  всеми сферами экономики и  социальной жизни, в том числе  и финансами.

     Цель  финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства  для последующего перераспределения  в соответствии с основными направлениями  государственного плана. Основной задачей  финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых  производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным  планом финансовых ресурсов.

     Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным  планом.

     Управление  финансами осуществлялось из единого  центра - Министерства финансов, которое  занималось всеми вопросами использования  финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью  финансировало из бюджета потребности  экономики и социальной сферы, непосредственно  и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения.

     Таким образом, государство непосредственно  руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных  планов экономического и социального  развития.

     1.3 Финансовая политика и роль  государства в развитии общества

     Содержание  финансовой политики, её основные направления  зависят от уровня развития науки  и роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических  концепций, определяющих степень участия  государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации фин. политики, то есть конкретных форм организации финансовых отношений.

     Основные  направления в теории финансов по вопросу о роли государства в развитии капиталистического общества в двадцатом столетии определялись классиками буржуазной политэкономии А. Смитом и Д. Риккардо, и английским экономистом Дж. Кейнсом и их последователями.

     Суть  концепции основоположников классической политэкономии А. Смита Д. Риккардо сводилась к невмешательству  государства в экономику, сохранению свободной конкуренции, отведению  главной роли в регулировании  хозяйственной жизни общества рыночным механизмам.

     Следуя  этим принципам, финансовая политика до конца двадцатых годов двадцатого столетия направлялась на ограничение  государственных расходов и налогов  и обеспечение равновесного (сбалансированного) бюджета государств. В соответствии с этими целями организация финансовых отношений обеспечивала реализацию функций государства через финансирование из бюджета в основном расходов военных, управленческих и расходов по обслуживанию и погашению государственного долга. Доходы бюджета формировались в  основном за счёт косвенных налогов.

     В конце двадцатых годов двадцатого века возобладала кейнсианская теоретическая концепция, обосновывающая необходимость усиления роли государства в развитии экономики через вмешательство и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса. Основным инструментом реализации такой фин. политики являлись государственные расходы, направленные на создание новых рабочих мест, что способствовало решению сразу нескольких экономических и социальных задач: повышение занятости населения и снижение безработицы, рост предпринимательской деятельности и формирование дополнительного спроса, увеличение национального дохода, а значит, и большая возможность финансирования социальных нужд.

     Вмешательство государства вело к росту расходов государственного бюджета и поэтому  оно одновременно сопровождалось финансовыми  мерами, направленными на обеспечение  необходимого роста государственных  доходов. Основным источником увеличения доходов стал подоходный налог, при  исчислении которого применялись прогрессивные  ставки обложения. Такая система  налогов повышала роль государства  в перераспределении национального  дохода.

     По  существу различие между двумя этими  теоретическими концепциями в финансовом аспекте сводилось к различной  оценке бюджетного дефицита. Если первая концепция исходила из необходимости  формирования и исполнения бездефицитного бюджета, то вторая концепция допускала  возможность бюджета дефицита и  более того отводила бюджетному дефициту активную роль в стимулировании экономического роста.

     И действительно в 30 - 60х гг. XX века так называемая кейнсианская финансовая политика в западных странах доказала свою эффективность. По мере расширения вмешательства государства в экономику и усиления регулирующей функции государства в усложнялась организация финансовых отношений.

     Политика  дефицитного финансирования государственных  расходов предопределяла развитие государственного кредита. Более широкое привлечение  долгосрочных и среднесрочных займов приводит к развитию рынка ссудных  капиталов и превращению его  во второй по значимости источник формирования финансовых ресурсов государства. В  результате ещё более усилившаяся  роль финансов в перераспределении  национального дохода.

     В 70_х годах особенности финансовой политики определялись неоклассическим  направлением экономической теории. Эта концепция не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень вмешательства его в  экономику и социальную сферу.

     Расширялась сфера воздействия государства  и усиливалась его роль в переливе капитала, что влияло на структурную  перестройку и на социальные факторы  развития.

     В настоящее время финансовая политика развитых капитальных государств находится  под воздействием современных теорий, фактически представляющих собой конвергенцию двух систем регулирования, и отдельные  государства используют различные  элементы как кейнсианской, так и неокейнсианской системы государственного регулирования.

     В советском государстве в последующем  и во всех странах социалистической ориентации фин. политика формировалась  под воздействием теоретических  концепций К. Маркса и В.И. Ленина.

     При разработке финансовой политики принципиальным является то, что в основе распределения  и перераспределения финансовых ресурсов лежит:

     1) выбор субъектов распределительных  отношений, то есть владельцев  и распределителей финансовых  ресурсов;

     2) определение степени централизации  финансовых ресурсов в распоряжении  государства в зависимости от  функций государства и степени  самостоятельности юридических  лиц и населения в удовлетворении  своих потребностей;

     3) определение первоочередных общественных  потребностей и меры их удовлетворения  и соответственно приоритетных  направлений использования финансовых  ресурсов;

     4) выбор источников и методов  формирования финансовых ресурсов.

     Государственная финансовая политика - понятие многоплановое. И если в целом её сфера определяется параметрами участия государства  в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на исторических этапах развития общества теоретических концепций, дифференциация её по элементам стоимостных отношений зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных её звеньев. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы:

     1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 17.07.1998 г. (с учетом  последующих изменений и дополнений);

     2. Налоговый кодекс Российской  Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 г. (с учетом последующих изменений  и дополнений);

  1. Финансы и кредит: Учеб. пособие / под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 512 с.
  2. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В. В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 640 с.;
  3. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. / Серия: Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М.: РАГС, 2007
  4. Финансы и кредит: учебник / под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. - М. : Высшее образование, 2008. - 575 с.
  5. Федякина Л.Н. Международные финансы. – СПб. : Питер, 2005. – 560 с.

Информация о работе Государственная финансовая политика