Государственная финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:47, контрольная работа

Описание работы

Определение места и роли высших органов финансовой политики в единой системе, общих принципов и механизмов их организации и функционирования должно обеспечить унификацию и согласованность контроля за перераспределяемыми бюджетными средствами, сопоставимость показателей экономической эффективности использования государственных финансовых ресурсов в целом.
Социальный климат в стране не изменится к лучшему до тех пор, пока бюджетная сфера деятельности государства не будет надежно защищена, пока не станет всеобъемлющим и действенным контроль за исполнением требований бюджетного законодательства, расходованием государственных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

чистовик распечатать.docx

— 31.80 Кб (Скачать)

     Введение

     Задача  создания эффективной, работоспособной  и действенной финансовой политики является одной из главных задач, стоящих перед государством.

     Более чем десятилетняя практика российского  реформирования показывает, что экономика  несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран  свидетельствует, что эффективная  финансовая политика является необходимым  условием существования сильного государства  и важным фактором государственного строительства. Этим и определяется актуальность темы.

     Тот огромный человеческий и природный  потенциал, которым обладает Россия, требует не только правильного использования  государством национального богатства, но и хорошо организованного и  налаженного контроля. Государственная  финансовая политика - это основополагающая функция государственного управления, которая осуществляется в интересах как государства, так и всего общества.

     Определение места и роли высших органов финансовой политики в единой системе, общих принципов и механизмов их организации и функционирования должно обеспечить унификацию и согласованность контроля за перераспределяемыми бюджетными средствами, сопоставимость показателей экономической эффективности использования государственных финансовых ресурсов в целом.

     Социальный  климат в стране не изменится к  лучшему до тех пор, пока бюджетная  сфера деятельности государства  не будет надежно защищена, пока не станет всеобъемлющим и действенным  контроль за исполнением требований бюджетного законодательства, расходованием государственных ресурсов.

     Цель  работы состоит в исследовании теоретических вопросов государственной финансовой политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Государственная финансовая политика.

     1.1 Предмет и цели  государственной  финансовой политики

     Финансовая  политика представляет собой совокупность государственных бюджетно-налоговых  и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование  для выполнения государством своих  функций.

     Финансовая  политика как предмет призван  найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических  и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и  задач; как изменить экономическую  структуру общества в рамках действующих  финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться  финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.

     Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Поэтому  финансовая политика призвана создать  благоприятные условия для активизации  предпринимательской деятельности, определить рациональные формы изъятия  доходов предприятий в пользу государства и долю участия населения  в формировании финансовых ресурсов.

     Цели  финансового управления на уровне государства  делятся на бюджетные и внебюджетные. Бюджетные цели связаны с формированием и использованием бюджетов всех звеньев бюджетной системы, а также бюджетных фондов, входящих в состав бюджета государства. Внебюджетные цели имеют ярко выраженную социальную направленность, или связаны с процессами создания и развития инфраструктуры экономики.

     Финансовые  ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной  системы, внебюджетных фондов и собственных  средств предприятий.

     Финансовые  ресурсы складываются из трех источников:

     1) средства, аккумулируемые в государственной  бюджетной системе;

     2) средства внебюджетных фондов, прежде  всего социальных;

     3) ресурсы, используемые самими  предприятиями (прибыль предприятий  и амортизация).

     1.2 Задачи финансовой политики:

     1) обеспечение условий для формирования  максимально возможных финансовых  ресурсов;

     2) установление рационального с  точки зрения государства распределения  и использования финансовых ресурсов;

     3) организация регулирования и  стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

     4) выработка финансового механизма  и его развитие в соответствии  с изменяющимися целями и задачами  стратегии;

     5) создание эффективной системы  управления финансами.

     В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой  области деятельности.

     Отдельной задачей финансовой политики выделяется повышение эффективности использования  финансовых ресурсов путём их распределения  между сферами общественного  производства, а также их концентрация на главных направлениях экономического и социального развития общества. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить все  выше перечисленные задачи.

     Следует различать финансовую политику и  экономическую политику. Финансовая политика - самостоятельная сфера  деятельности государства в области  финансовых отношений. Тем не менее, она является формой экономической  политики и призвана присущими её специфическими способами и методами содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.

     Финансовая  политика распространяет своё воздействие  на экономическую политику. В то же время она является важнейшим  средством реализации политики государства  в любой общественной деятельности, например, социальной сфере или международных  отношениях.

     При выработки и проведении финансовой политики необходимо соблюдение комплексного подхода, заключающегося в согласовании мероприятий, проводимых во всех звеньях  финансовой системы страны, путём  их ориентации на выполнение основной задачи определённого этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи  между финансовой политикой и  основными составными частями экономической  политики - кредитной, в области ценообразования, заработной платы. 

     1.3 Содержание финансовой политики:

     Содержание  финансовой политики достаточно сложное, т. к. имеет широкий комплекс мероприятий.

     Оно определяется:

     - соответствующей теоретической  и разработанной на её основе  концепцией, определяющей роль государства  в области финансов;

     - разработкой основных направлений  и целей в достижении макроэкономических  показателей, обеспечивающих сбалансированность  доходов и расходов государства  на текущий период и перспективу;

     - осуществлением практических мер  по реализации этих целей с  помощью всей совокупности финансовых  инструментов и государственных  институтов.

     Следовательно, финансовая политика - определение  целей и задач, на решение которых  направляется процесс формирования, распределения и перераспределения  общественного богатства для  обеспечения финансовыми ресурсами  непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства.

     Финансовая  политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

     Финансовая  стратегия - долговременный план.

     Финансовая  тактика направлена на решение задач  конкретного этапа развития общества, отличающийся гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы в стратегический курс.

     Результативность  финансовой политики тем выше, чем  она больше учитывает потребности  общественного развития, интересы всех слоёв и групп общества, конкретно - исторические условия и особенности  жизни. Фин. политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально  возможного объёма финансовых ресурсов, так как они - материальная база любых  преобразований.

     Следовательно, для определения и формирования финансовой политики нужна достоверная  информация о финансовом положении  государства.

     Реализацию  финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение  для выполнения государством его  функций и программ - долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

     Краткосрочная финансовая политика государства направлена, прежде всего, на обеспечение текущей  внутригодовой сбалансированности централизованных финансов. Это большая работа, проводимая финансовой системой и, прежде всего, Министерством финансов РФ: по проведению ранее принятых стратегических установок в текущем бюджетном планировании и исполнении бюджета; оценке и управлению текущими параметрами и оборотами в бюджетной системе и других централизованных фондах финансовых ресурсов; изысканию дополнительных финансовых ресурсов и выполнению возможностей обращения неиспользованных лимитов финансирования на финансирование плановых и сверхплановых расходов; форсированному привлечению нетрадиционных источников финансирования в рамках бюджетного периода; уточнению взаимоотношений федерального бюджета, пополнению его доходов на условиях инвестиционного оформления привлечения ресурсов, обслуживанию других разновидностей государственного внутреннего долга; реструктурированию внешней задолженности государства по текущим платежам кредиторам; текущее поддержание курса рубля к основным мировым валютам.

     Государственная краткосрочная финансовая политика имеет своей главной целью  достижение поддержание, повышение  ликвидности квартальных и годового бюджетного и кредитного балансов, или снижение степени не ликвидности  таких балансов.

     Долгосрочная  финансовая политика государства носит  долговременный и часто скрытый  характер. Она охватывает фундаментальные  проблемы функционирования и управления не только государственными финансами, но финансами предприятий негосударственного хозяйства.

     Долгосрочная  политика зависит, прежде всего, от двух факторов: политический и личный.

     Первый, - выражается в невозможности проведения долгосрочной финансовой политики вне  рамок общего политического курса.

     Второй  фактор в решающей мере определяет содержание долгосрочной финансовой политики в рамках принятого политического  курса.

     Основными проблемами долгосрочной финансовой политики государства являются:

     система финансово-кредитных органов управления;

     бюджетная система и бюджетное устройство страны;

     кредитная система страны и ее сеть;

     пропорции распределения вновь созданной  стоимости и замена источников народно-хозяйственного развития;

     укрепление  национальной безопасности рубля и  подготовка реформ;

     политика  в области национальных рублевых и валютных резервов, золота, драгоценных  металлов и камней;

     выбор и корректировка соотношения  размеров государственного хозяйства  с народным хозяйством;

     выбор и корректировка политики в области  государственного кредита.

     Долгосрочная  государственная финансовая политика призвана обеспечить в перспективе  непрерывное расширение экономической  базы денежного распределения в  стране.

     Самостоятельность государственной финансовой политики часто проявляется в предложении  и выборе конкретных путей и средств  достижения поставленных наверху целей  и задач. Финансовая политика зависит  от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы.

     Чисто экономических решений в проведении финансовой политики, свободных от административных элементов почти  нет.

Информация о работе Государственная финансовая политика