Господдержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение вопросов государственной поддержки малого бизнеса.
В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:
- изучены теоретические и социально-экономические основы малого бизнеса;
- проведен анализ современного состояния и проблем малого бизнеса;
- исследованы вопросы государственной поддержки малого бизнеса.
Объектом исследования выступает система малого бизнеса РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРОГРАММА ГОСПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 5
2 ИНСТРУМЕНТЫ ГОСПОДДЕРЖКИ 7
3 ГОСПОДДЕРЖКА В РЕГИОНОВ 9
4 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСПОДДЕРЖКИ 10
5 ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВО В ГОСПОДДЕРЖКИ 12
6 БАНКОВСКИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 16
7 ГОСПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА: ИТОГИ 2010 И ОЖИДАНИЯ 2011 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

Господдержка малого бизнеса.docx

— 46.13 Кб (Скачать)

     Представитель "Роспотребнадзора" отметил, что  количество проверок предприятий МСБ  постоянно снижается: в 2009 году - в  два раза, за 1-й квартал 2010 года - еще на 30%. Олег Митрохин подчеркнул, что его ведомство открыто  к взаимодействию с предпринимательским  сообществом, однако и бизнес, по его  мнению, не должен забывать о высокой  степени ответственности - "особенно в сферах общественного питания  и реализации продовольственной  продукции".

     Главный исполнительный директор по Корпоративному банковскому бизнесу Банка УРАЛСИБ  Дмитрий Курдюков отметил, что программа  льготной приватизации помещений в рамках ФЗ-159 реализуется гораздо менее интенсивно, чем ожидалось. В момент вступления этого закона в силу ОПОРА РОССИИ прогнозировала, что будет заключено порядка 1 миллиона сделок. Однако на сегодняшний день, по данным Минэкономразвития России, зарегистрировано всего 8500 сделок. Как рассказал Дмитрий Курдюков, УРАЛСИБ провел исследование основных проблем "малой" приватизации в 30 крупнейших городах России, и его результаты совпадают с данными мониторинга ОПОРЫ РОССИИ. "Более 55% предпринимателей назвали причинами своего низкого участия в "малой" приватизации финансовые факторы: высокую стоимость помещений, неудобные условия рассрочки, отсутствие возможности получения кредита на выкуп", - сообщил представитель банка. При этом он напомнил, что практически все крупные банки имеют программы по кредитованию ипотеки в рамках ФЗ-159. Среди других причин проблем льготной приватизации - отсутствие инициативы со стороны самих предпринимателей (19%) и противодействие местной администрации (9%).

     "Опрос  среди представителей администрации  выявил сильную дифференциацию  в заинтересованности в продвижении  закона о льготной приватизации": так, среди регионов-лидеров - Тамбов, Кемерово, Пермь, Саратов,  Краснодарский и Ставропольский  край, а среди аутсайдеров значатся  Иркутск, Екатеринбург, Самара, Санкт-Петербург  и Москва.

     Банк  УРАЛСИБ предлагает помимо продления  сроков действия закона изменить условия  выкупа помещений (сократить необходимый  срок пользования помещением), обеспечить адекватную оценку стоимости выкупаемых помещений, а также повысить информированность  предпринимателей.  

     7 ГОСПОДДЕРЖКА  МАЛОГО  БИЗНЕСА: ИТОГИ 2010 И ОЖИДАНИЯ 2011 

     Если  сравнивать 2010 год с 2009 годом, то мы видим, что основные последствия  кризиса малый бизнес пережил  неплохо. Основным фактором этого процесса стал рост кредитования сектора МСБ, составивший за первое полугодие 2010 г. порядка 40%. Второе, мы видим по своей  программе поддержке, что если в 2009 году за грантами и займами выстраивались  длинные очереди, - можно сказать, что бизнес штурмом брал администрацию, чтобы получить поддержку, - то в 2010 году спрос также был высоким, но не ажиотажным. Это говорит о  том, что бизнесу стало легче  работать. Наконец, малый бизнес традиционно  наиболее адаптивен. За год-полтора  многие предприниматели смогли отказаться от тех видов деятельности, которые  в кризис провалились, и переключиться на что-то новое.

     С 2005 по 2009 год включительно мы решали самые насущные задачи: в России не было элементарной инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Сейчас мы развили сеть бизнес-инкубаторов: более 100 из них созданы на федеральные  средства, и десятки инкубаторов  региональные власти и муниципалитеты поддерживают сами. Мы создали сеть из 63 микрофинансовых организаций, которые выдают кредиты малым  компаниям. Сеть гарантийных фондов работает практически во всех регионах Российской Федерации с капитализацией, которую не стыдно назвать – 24,6 млрд. рублей, что примерно покрывает 100 млрд. кредитов. Действует система венчурных  фондов для развития инновационного малого бизнеса в более чем 20 регионах. Мы создали систему обучения: более 50 тыс. человек у нас обучается  основам предпринимательской деятельности.

     В 2009 году для многих малых компаний ставки по кредитам, которые могли  достигать 23-24% годовых, были просто запретительными. От этого теряли все: банки теряли клиентов, а малый бизнес не мог  развиваться. Поэтому в 2009 году очень  популярной мерой было субсидирование процентной ставки. На эту меру было выделено 3,5 млрд. рублей, то есть мы субсидировали  где-то 40 млрд кредитов.

     В 2010 году ставки упали, и мы эту меру сократили. Вообще 2010 год характеризуется  концентрацией программы и ресурсов на прорывных направлениях развития малого бизнеса. Это связано, прежде всего, с тем, что правительство  ставит следующие задачи: увеличить  долю малого бизнеса в ВВП с 21% до 29% к 2012 году; на треть увеличить  долю занятых в секторе - до 28%; увеличить  долю оборотов малого бизнеса в неторговом секторе – ЖКХ, промышленность, строительство, - до 40%. А также в шесть раз  увеличить количество инновационных  компаний, в несколько раз увеличить  количество компаний в сфере социальных услуг, здравоохранения и т.д. Задачи очень амбициозные, и инструменты  поддержки должны быть заточены под  то, чтобы решать эти задачи.

     Господдержка  малого бизнеса в России в 2012 году запланирована в сумме более 20 млрд рублей. Об этом рассказал вице-премьер  правительства РФ Дмитрий Козак  на встрече с представителями  малого бизнеса в Санкт-Петербурге.

     Он  подчеркнул, что малый бизнес позволяет  обеспечить устойчивость экономики  страны, а его потенциал в России огромен. Козак отметил также, что  благодаря принятым мерам и ежегодному увеличению преференций в последние  годы малый бизнес в России активно  развивается, увеличивается количество занятых в этой сфере - в настоящее  время около четверти трудоспособных россиян работают на малых предприятиях. «Мы пока отстаем от европейских  и североамериканских стран: в развитых экономиках доля малого бизнеса составляет около 60%, а у нас – 25%. Есть, над  чем работать», - добавил вице-премьер.

     Козак пообещал, что в дальнейшем меры поддержки малого бизнеса в России будут развиваться. Однако он подчеркнул, что в этом отношении необходим  баланс, и снижение налогов обосновано только когда оно влечет за собой  увеличение количества предприятий  и рост производства, а, значит, и  поступлений в бюджет. По мнению вице-премьера, налоговые послабления  не должны приводить к сокращению поступлений от малого бизнеса в налоговую систему.

     Поддержка малого и среднего бизнеса в 2011 году из федерального бюджета вырастет на 15% – до 20,8 млрд рублей. Об этом говорится  в сообщении ведомства, размещенном  на федеральном портале малого и  среднего предпринимательства.

     В четверг на заседании правительства  был одобрен проект закона «О федеральном  бюджете на 2011 год и на период 2012 - 2013 годов».

     В соответствии с документом финансовая поддержка субъектов малого и  среднего предпринимательства отнесена к приоритетным расходам кабинета министров.

     Проект  бюджета предусматривает выделение  в 2011 году в виде субсидий регионам на реализацию мер по поддержке малых  компаний 20,8 млрд рублей. Таким образом, расходы федерального бюджета вырастут на 15% по сравнению с 2010 годом. В 2010 году бюджетам регионов будет предоставлено 18 млрд рублей в виде субсидий.

     В Минэкономразвития отмечают, что  сохранение расходов федерального бюджета  на таком высоком уровне «создает дополнительные стимулы для включения  в приоритетном порядке в расходы  региональных бюджетов на 2011 год поддержки  малых и средних предприятий».

     При реализации программы 2011 года выделяются два основных блока мероприятий. Первый – это расходы на создание объектов капитального характера –  строительство бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, приобретение оборудования для центров кластерного  развития, центров сертификации, центров  прототипирования. На направление предусматривается  выделение 4,8 млрд рублей.

     Второй  блок – это прямые субсидии малым  компаниям и формирование финансовой инфраструктуры поддержки предпринимательства. «В качестве приоритетных направлений  будет рассматриваться грантовая  поддержка начинающих малых инновационных  компаний; субсидирование широкого спектра расходов действующих инновационных компаний, поддержка экспорта продукции, поддержка модернизации, субсидирование расходов на лизинг оборудования, массовое обучение основам предпринимательства, реализация специальных программ в монопрофильных городах и в регионах Северного Кавказа», – отмечают в министерстве.

     Кроме того, продолжится формирование системы  организаций микрофинансирования, которые предоставляют небольшие  краткосрочные займы и докапитализация  региональных гарантийных фондов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Правительство Российского Федерации поставило  задачу оказывать значительную всестороннюю поддержку малого и среднего бизнеса, доля которого в экономике страны должна составить 60 – 70 % к 2020 году.

     Господдержка  малого бизнеса проявляется, прежде всего, в принятии законодательных  решений, которые уменьшают количество всевозможных  проверок со стороны  контролирующих органов. По мнению предпринимателей, как раз обилие проверок больше всего  мешает развитию малого бизнеса.

     Так как малым бизнесом чаще всего  начинают заниматься довольно молодые  люди, Правительство Российской Федерации  совместно с органами местного самоуправления разработало ряд программ, благодаря  которым начинающие бизнесмены получат  необходимые юридические, а также  практические советы по открытию собственного дела.

     Также господдержка малого бизнеса  производится в виде создания «ярмарок идей», а  также проведения конкурсов, семинаров  и конференций.

     Еще одним видом господдержки малого бизнеса является проведение специальных  конкурсов, победители которых могут  выиграть грант  (денежное пособие) на развитие собственного дела.

     Одной из самых больших проблем малого бизнеса в России являются высокие  процентные ставки по кредитам. В рамках господдержки малого бизнеса создаются  структуры, которые помогают частным  предпринимателям получать микрокредиты на небольшой срок на очень выгодных условиях.  Для получения денежных средств на развитие частных предприятий  в рамках программы господдержки малого бизнеса создан  специальный  фонд, из которого будут выделяться денежные средства  для помощи частным  предприятиям.

     Господдержка  малого бизнеса также проявляется  в проведении тендерных торгов, на которых малые предприятия имеют  некоторые преимущества. В результате данных конкурсов частные предприниматели могут получить выгодный заказ на поставку товаров или услуг для государственных органов.

     Для помощи в  развитии малого бизнеса  во многих регионах нашей страны строятся специализированные бизнес-центры, где  частные предприниматели могут  снять помещения по невысоким  арендным ставкам. Для предприятий, работающих в области инновационных  технологий, также предусмотрены  льготы, которые должны помочь развитию малого и среднего бизнеса.

     Несмотря  на все усилия, господдержка малого бизнеса не приносит тех результатов, на которые рассчитывало Правительство  Российской Федерации. Суровые российские реальности таковы, что многие россияне не хотят начинать собственное дело, предпочитая работать на государственных предприятиях. Кроме того, «серая» структура работы многих частных предприятий не дает им возможность воспользоваться программами господдержки малого бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

      1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

      2. Версан В.Г. Малое предпринимательство- неиспользованные резервы / В.Г. Версан // Стандарты и качество. - 2009. - № 9. - С. 40-43.

      3. Думнова Н.А. Направления совершенствования программных инстументов поддержки малого и среднего бизнеса в регионах / Н.А. Думнова // Вестник Тамбовского унивеситета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 5. - С. 317-322.

      4. Крюков С.П. Поддержка малого бизнеса увеличивается / С.П. Крюков// Деньги и кредит. - 2009. - № 6. - С. 6-7.

       5. Малый бизнес: учебное пособие для студ. вузов/ [А. И. Базилевич и др.] ; под ред. В. Я. Горфинкеля. - М. : КНОРУС, 2009. - 336 с.

      6. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат.сб. / Росстат. - M., 2010 

Информация о работе Господдержка малого бизнеса