Господдержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение вопросов государственной поддержки малого бизнеса.
В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:
- изучены теоретические и социально-экономические основы малого бизнеса;
- проведен анализ современного состояния и проблем малого бизнеса;
- исследованы вопросы государственной поддержки малого бизнеса.
Объектом исследования выступает система малого бизнеса РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРОГРАММА ГОСПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 5
2 ИНСТРУМЕНТЫ ГОСПОДДЕРЖКИ 7
3 ГОСПОДДЕРЖКА В РЕГИОНОВ 9
4 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСПОДДЕРЖКИ 10
5 ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВО В ГОСПОДДЕРЖКИ 12
6 БАНКОВСКИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 16
7 ГОСПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА: ИТОГИ 2010 И ОЖИДАНИЯ 2011 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

Господдержка малого бизнеса.docx

— 46.13 Кб (Скачать)

     Во-вторых, очень важно, что программы развития малого бизнеса в моногородах  довольно универсальны и могут быть привязаны к крупным проектам. Например, если в Тольятти создается  особая экономическая зона и там  есть резиденты, мы можем программы  микрозаймов, грантов перенаправить  на то, чтобы малые компании обслуживали  резидентов особой экономической зоны. Или, например, если создаются ИТ-парки, то можно выделить ИТ-компании и  профинансировать их в приоритетном порядке.

     В этом году для нас очень важным приоритетом был регион Северного  Кавказа. Не секрет, что уровень безработицы  там очень высокий, при этом регион отличается очень высоким уровнем  предпринимательской инициативы. Там люди уже рождаются предпринимателями, и это выгодно отличает Северный Кавказ от всех других регионов России. Направили на Северный Кавказ дополнительные ресурсы, в основном, на гарантийные фонды, на массовое обучение основам предпринимательской деятельности, на микрозаймы. На Кавказе очень хорошо берут микрозаймы. Причем при выдаче микрозайма не всегда даже требуется обеспечение, если есть поручительство нескольких человек. Кровнородственные связи на Кавказе очень хорошо развиты, и, например, когда я недавно был в Кабардино-Балкарии и спросил у своих коллег из гарантийного фонда, есть ли у них невозвращенные кредиты, меня долго не могли понять. [5,c.37] 

     4 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСПОДДЕРЖКИ 

     В этом году впервые правительство  выделило 2 млрд. рублей на поддержку  экспорта малых компаний. Три-четыре года назад понятие «малая компания – экспортер» вообще звучало, как  «горячий снег». Для сравнения, за 5 лет, пока эта программа не входила  в число приоритетных, было потрачено  всего 150 млн рублей. Сейчас, по таможенной статистике, 22,5 тыс. малых компаний являются экспортерами, и номенклатура составляет примерно 6,5 тыс. позиций. 38 регионов смогут получить поддержку  в формате субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам, компенсацию  на участие в выставках и ярмарках, на защиту интеллектуальной собственности  и патентование, на получение разрешений, согласований со страной-экспортером.

     Важно то, что эти 38 регионов должны до 01 июля 2011 года создать для этих экспортных компаний сеть организаций, которые  должны будут обслуживать экспортеров, оказывать им консультационную поддержку, маркетинговые услуги и т.д. Что  очень важно, экспортные агентства  будут вовлечены во взаимодействие с торговыми представительствами  других государств и, по сути, будут  транслировать заказы малых и  средних компаний для торговых представительств. Большую роль здесь играет система Евро Инфо Центров – это европейская сеть, в которую входят более 40 стран, и Россия – член этой сети. Суть ее в том, что российская компания, которая хочет выйти на рынки 40 стран, может бесплатно разместить свой профиль в этой сети. И в течение недели корреспонденты этой сети в той стране, к которой предприниматель проявил интерес, обязаны найти ему партнеров. Более 1,5 тыс. профилей компаний из почти 30 регионов уже размещено. Но самое главное, что уже идут сделки. Могу привести два интересных примера. Помимо инновационной продукции, которая стабильно пользуется спросом, одна из компаний на Северо-западе захватила в Прибалтике серьезную долю рынка по производству кондитерских изделий. В Прибалтике помнят еще советские кондитерские изделия, и через эту сеть компания нашла себе партнеров и заключила соглашение. А одна из астраханских компаний через сеть нашла партнеров по поставке лягушек во Францию.

     Несколько слов хотелось сказать о программе  поддержки Российского банка  развития. Очень важно, что программа  работает практически во всех регионах. Есть, конечно, 17-18 регионов-лидеров, где  банковские квоты выбираются, и даже накапливается отложенный спрос. Важно, что программа впервые развернулась в 2010 году не только по отношению к  банкам, но и по отношению к организациям инфраструктуры: хорошо финансируются  микрофинансовые компании, программа  по лизингу, факторинговые компании, предлагаются продукты для инновационных  компаний. Объемы этой программы к  концу 2010 года достигнут 100 млрд руб. Если сравнить с 2006 годом, когда выделялось 9 млрд руб. – рост финансирования в 10 раз – это хороший темп. 
 
 
 

     5  ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВО В ГОСПОДДЕРЖКИ  

     Все знают 59-ФЗ о выкупе помещений. В  этом году темпы выкупа значительно  возросли по сравнению с прошлым  годом. Это произошло благодаря  тому, что предпринимателям, задолжавшим  какие-то платежи по арендной плате, предоставили возможность просто погасить задолженность и выкупить свое помещение. По состоянию на ноябрь у нас было уже 17 тыс. выкупленных помещений  по стране. К этой цифре можно  отнестись двояко. С одной стороны, по сравнению с общим числом арендаторов  по стране, это не много. Это объясняется  тем, что сейчас порядка 14 млн. кв. метров помещений включено в перечень для  аренды, то есть перечень помещений, которые  не подлежат приватизации, а предоставляются  малым предпринимателям на условиях аренды, причем большая часть из этого перечня находится в  Москве. С другой стороны, муниципалитеты получили более 40 млрд. рублей в бюджеты  от этих сделок, что очень хорошо. Муниципалитеты могут направлять какую-то часть из этих денег на поддержку  предпринимателей. Чтобы стимулировать  этот процесс, необходимо будет принять  ряд поправок в следующем году. Например, те поправки, которые позволяют  выкупать помещение по требованию предпринимателей, так же как граждане приватизируют  свои квартиры, то есть не ждать решения  местной власти. Здесь, конечно, необходимо сохранить условия по метражу  и соблюсти баланс между интересами регионов, муниципалитетов и бизнеса. Мы намерены с такой инициативой  выступить.

     Также у нас очень важная тема – проверки. В целом, и сам бизнес это отмечает, проверок стало меньше. По разным оценкам  произошло снижение от 50 до 70%. В полную силу закон о проверках заработал  в 2010 году, и бизнес это почувствовал на себе. Это произошло благодаря  активной позиции прокуроров, которые  не согласовывают до 50% внеплановых  проверок, и 50% плановых проверок они  тоже «зарубили». И второе, не менее важное – закон о проверках очень процессуальный. Шаг влево, шаг в право проверяющего означает признание результатов проверки недействительными. И в этом году мы ввели нормы об ответственности недобросовестных проверяющих, если они нарушают закон о проверках.

     Более того, в этом году мы подготовили  большой законопроект и надеемся, он будет принят – 200 страничный текст, порядка 60 законов, которые регулируют особенности проверок в области  атомной энергетики, связи, промышленной безопасности и т.д.

     В этом году микробизнес в полной мере почувствовал облегчение по поводу общения  с милицией. Непроцессуальные полномочия милиции были исключены из закона, тоже благодаря активной позиции  прокуроров. Если такие случаи есть, а они есть – скрывать этого  не надо, - прокуроры их расследуют и  наказывают нерадивых милиционеров. Как выражаются некоторые предприниматели, «милиционеры ушли с рынков и кафе», потому что овчинка выделки не стоит.

     Если  говорить о планах, то в следующем  году мы хотим разобраться со всеми  регистрами, кадастрами, реестрами, которые  по факту зачастую являются скрытой  формой разрешений, по сути – лицензией. Таких кадастров, регистров, реестров в разных видах бизнеса насчитываются  сотни. Мы хотим сделать так, чтобы  большинство из них стали информационными, уведомительными институтами. А  если по форме они являются разрешительными, то перевести их в такой формат и назвать вещи своими именами. В  этом году мы подготовили и внесли в правительство законопроект о  лицензировании. Для бизнеса это  будет означать еще сокращение на несколько десятков видов деятельности. Но самое главное – это введение бессрочных лицензий, то есть не надо будет  ходить продлять лицензии. И третье – это возможность получения  лицензии в электронном виде –  вообще электронное взаимодействие с государственными органами власти.

     Бизнес  на себе почувствовал в 2010 году облегчение в отношении сертификации. Существенно  сократились виды деятельности, подлежащие сертификации, и сейчас обязательной сертификации подлежит 46%, до принятия решения – 78%. Мы готовы идти и дальше: дать бизнесу больше свободы, но взамен и больше ответственности. В правительство  внесен законопроект о существенном увеличении штрафов за реализацию продукции  без декларации или продукции, которая  является не безопасной, не соответствует  декларации – штрафы до 1 млн рублей с конфискацией такой продукции. Это нормальный цивилизованный подход во многих странах. Недаром мы периодически слышим, как отзываются автомобили, потому что дешевле будет отозвать этот продукт, чем потом платить  большие неустойки государству.

     Начата  системная работа комиссии по административной реформе по снятию барьеров в отраслях экономики. Такие решения приняты  в сфере здравоохранения, сельского  хозяйства, ряде других отраслей. Конечно, после того, как соответствующие  постановления правительства будут  приняты, малый бизнес почувствует  облегчение именно на этих направлениях. В основном, институты по поддержке  малого бизнеса, основные институты  законодательные, которые защищают малый бизнес, благоприятная среда  созданы. Наша главная задача теперь заключается в том, чтобы эти  элементы теперь притерлись и работали как система, взаимно дополняя друг друга и тонко настраиваясь под  потребности малого бизнеса.

     Конечно, предстоит решить еще массу вопросов. Самые сложные моменты – это  все, что касается взаимоотношения  малого бизнеса с естественными  монополиями, подключение к электричеству, газ, тепло и т.д. Это вопрос о  выделении земельных участков, аренды земли. Это в целом взаимоотношение  малого бизнеса с муниципалитетами. Задача на 2011 год – отрегулировать и сделать прозрачными эти  отношения.

     Мы  знаем, что есть претензии к работе налоговой службы, мы рассчитываем, что новому руководству ФНС, совместно  с министерствами, совместно с ОПОРОЙ РОССИИ, удастся выработать меры, которые исключали бы такие «популярные» вещи, как вызов предпринимателей на комиссии и разбор, почему компании не прибыльны, или вызов на комиссию при регистрации компании – так борются с фирмами-однодневками, или приостановление счета, если задержал платежку или потерял ее, и ряд других «обычаев» делового оборота, которые сложились. Я уверен, что мы сможем эти проблемы решить и выработать совместный план действий.

     Есть  опасения, что с вступлением и  силу поправок в закон о ЕСН, предприниматели  «уйдут в тень». Мы знаем об этих опасениях, но решение правительством принято. В этих условиях, пожалуй, единственной компенсирующей мерой для бизнеса  может стать снижение административных барьеров. Всемирный банк посчитал, что бремя для малого бизнеса  снизилось за 5 лет с 13% от выручки  до 3%. В цифрах это означает экономию 2 триллиона рублей. Введение страховых  выплат мы оцениваем примерно в 260 млрд. рублей. Это означает, что как  минимум на 260 млрд. рублей мы должны снизить издержки бизнеса в административных барьерах, то есть мы должны освободить их от других платежей. Тогда это  будет в какой-то мере компенсировать для малого бизнеса эти платежи. Ну и, напомню, что для инновационных  компаний, для ИТ-компаний, для тех  компаний, которые будут располагаться  в технико-внедренческих зонах, сохраняется  пониженная ставка страховых платежей.

     Еще одна компенсирующая мера – это  введение системы патента. Сейчас в  системе патента всего несколько  тысяч человек, деньги идут в региональный бюджет, муниципалитеты от патента  практически ничего не получают, они  не заинтересованы. А ведь те, кого у  нас предполагается перевести на патент, это же «теневики», они ничего не платят, а кто может лучше  знать тех, кто не платит, чем глава  муниципалитета сельского или городского образования? Поэтому сейчас Минфином совместно с нами подготовлен  законопроект, который предполагает следующую схему: будет установлена  единая ставка по налогу для всех видов  деятельности, которые мы определим, а регионы получат право ее только снижать. Второе, 90% налога будет уходить в муниципальный бюджет. Таким образом, у местного главы будет стимул знать своих предпринимателей, потому что он получает от них налоги, а с другой стороны, у него есть программа поддержки, и он будет своих предпринимателей холить и лелеять, бороться за то, чтобы предприниматель пришел к нему. Так что мы надеемся, что система патентования, будучи очень простой, поможет вывести из тени и помочь стимулировать к созданию нового бизнеса. [7,c.24] 

     6 БАНКОВСКИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО БИЗНЕСА  

       Эффективность государственных  и банковских программ по поддержке  малого и среднего бизнеса  обсудили участники общероссийского  делового форума "Развитие малого  и среднего бизнеса: директивы  правительства и их региональная  проекция". Какие же идеи были  высказаны на форуме, организованным  деловым изданием "Ведомости"  и общественной организацией "ОПОРА  РОССИИ" в партнерстве с банком "УРАЛСИБ"?

     Электронные торги повысят доступность госзаказов для малого и среднего бизнеса Помощник руководителя Федеральной антимонопольной службы Алексей Кожевников заявил, что ФАС уделяет особое внимание развитию конкуренции в сфере госзаказов и росту доступности госзаказов для малых и средних предприятий. Он напомнил, что при проведении торгов норма для субъектов малого бизнеса должна составлять не менее 10% и не более 20% от годового объема госзаказа. Представитель ФАС призвал предпринимателей обращаться в антимонопольное ведомство, если они считают, что при проведении электронных торгов документация ограничивает конкуренцию, например, задаются нереальные сроки. По словам А. Кожевникова, количество поступающих от бизнеса жалоб растет большими темпами: в 2006 году - 2,5 тыс., в 2008 г. - 14 тыс., в 2009 г. - 27,5 тыс. Представитель ФАС России напомнил, что с 1 января 2011 года начнет действовать единый доступ к информации по всем электронным площадкам. Всего таких площадок будет пять. В декабре правительство РФ совместно с ФАС выбрали для этих целей пять коммерческих сайтов: Сбербанк-АСТ, Система электронных торгов Татарстана, единая электронная торговая площадка (сайт Москвы), РТС, ММВБ. В настоящее время действуют первые три. Плата за участие в торгах будет минимизирована. Сейчас, например, по Татарстану она составляет около 3 тыс. рублей, по другим площадкам - в районе 5 тыс. рублей. При едином доступе плата не будет превышать 3 тыс. рублей и будет взиматься только с победителей. Для предпринимателей и госзаказчиков участие в торгах будет бесплатным. Затем, в ближайшие полтора года, планируется снизить размер ставки до 2 тыс. рублей, а позднее - вообще отменить плату, сообщил Алексей Кожевников. Он пояснил, что электронные торги обеспечат анонимность и конфиденциальность, что поможет исключить возможность сговора.

     В ближайшее время будет принято  порядка десяти новых нормативно-правовых документов, которые снимут многие административные барьеры, пообещал заместитель  начальника Управления организации  службы, государственной регистрации  и лицензирования Роспотребнадзора Олег Митрохин. Он отметил, что в  подготовке этих документов принимают  участие и представители МСБ.

Информация о работе Господдержка малого бизнеса