Автор: Петя Иванов, 10 Октября 2010 в 14:24, курсовая работа
Ядро любой кредитной системы составляет банковская система. Единым органом, координирующим деятельность кредитных организаций, является Центральный банк. Но прямое воздействие он оказывает лишь на банковские учреждения, а на остальные – только опосредованно.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ (ЭМИССИОННЫЙ) БАНК (ЦБ) - центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, головной банк страны, сочетает в себе черты обычного банковского учреждения и государственного ведомства. Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией Центрального банка является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача - создание условий для неифляционного развития экономики. Центральный банк в различных странах могут иметь разные названия: государственные, национальные, резервные, эмиссионные. Во многих странах Центральные банки являются государственными. Но и, не находясь в собственности государства, Центральный банк действует в рамках правительственных инструкций.
В большинстве случаев его капитал принадлежит государству: но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.
Введение
1. Функции и задачи Центрального банка РФ
1.1. Двухуровневая банковская система РФ
1.2. Основные задачи Центрального банка
1.3. Функции Центрального банка
2. Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ
2.1. Цель денежно-кредитной политики
2.2. Основные методы и инструменты денежно-кредитной
политики
2.3. Денежно-кредитная политика Банка России на современном этапе
3. Банковская реформа в обеспечении функций Центрального банка РФ
Заключение
Список используемой литературы
В текущем году использование операций на открытом рынке было ограничено негибкостью действующей нормативно - правовой базы и определенным дефицитом необходимых инструментов в распоряжении Банка России . Предусмотренное статьей 108 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2007 год” переоформление нерыночных ОФЗ, находящихся в портфеле Банка России , на сумму 15 млрд. рублей в ОФЗ - ПК с выплатой купонного дохода, определяемого исходя из уровня инфляции, к настоящему моменту еще находится на стадии согласования. Объем облигаций с рыночными характеристиками в портфеле Банка России на протяжении большей части 2007 года остается незначительным, что препятствует проведению прямых операций на рынке и ограничивает спектр инструентов, используемых им для регулирования ликвидности.
Имеющийся
опыт эмиссии облигаций Банка
России (ОБР) продемонстрировал
невозможность оперативно воздействовать
на уровень банковской ликвидности с помощью
этого инструмента, поскольку существующий
порядок эмиссии и обращения ОБР устанавливает
слишком большой временной лаг между принятием
Банком России решения и проведением
операции. Поэтому в 2007 году
операции по выпуску Банком России
собственных облигаций не проводились.
Доходность
краткосрочных государственных
обязательств в промышленно-развитых
странах и в России (%
годовых)
Страна | 2006 г. июль | 2007 г. июль |
США | 5,17 | 5,07 |
Германия | 3,46 | 3,20 |
Франция | 3,75 | 3,33 |
Великобритания | 5,49 | 6,60 |
Россия● | 82,9 | 13,2 |
3. Банковская реформа
в обеспечении
функций Центрального
банка РФ
Создание
2-х уровневой банковской системы,
состоящей из эмиссионного банка
и государственных
Создание нового механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего экономическими методами воздействовать на макроэкономические пропорции общественного воспроизводства. Создание условий для перелива ресурсов из одной отрасли в другую, например, в сельское хозяйство. Для этих целей Госбанк был выведен из подчинения правительству. Была создана двухуровневая банковская система.
Но, не было учтено, что новая банковская система должна отражать реальности сложившиеся в банковском деле за последние 60 лет (распределение денежных накоплений, роль отдельных кредитных институтов, основные денежные потоки и т.п.). Не учитывалось, что будущая банковская система не может быть полностью адекватна классическим двухуровневым системам, созданным в индустриальных странах со стабильно развивающейся рыночной экономикой. В отличие от них это - банковская система переходного и развивающегося хозяйства, отличающегося нестабильностью и резкими структурными сдвигами.
Существует даже мнение, что на сегодняшний день на банковском рынке нет реальной конкуренции, так как спрос на кредитные ресурсы очень велик. На данный момент участие кредитных ресурсов в реальном инвестиционном процессе в экономику страны сильно ограничено, поскольку последний сопряжен со значительными рисками и падением оборачиваемости капитала. В этом смысле современная двухуровневая структура не вполне отвечает потребностям преобразования макроструктуры экономики, то есть, не отражает объективных требований к достаточной оптимизации макроэкономических корпораций и к формированию воспроизводственной структуры, соответствующего рыночного типа.
Отличие полутароуровневой системы от нынешней двухуровневой состоит в существовании сильных негосударственных банков. Ведь кредитный портфель всех Российских банков в 1995 году составил 5 млрд.8 долларов США, что сопоставимо с аналогичным показателем одного среднего зарубежного банка. В итоге темпы роста цен и экономического спада могли бы быть меньше, темпы реструктуризации экономики- выше, а все общество несколько ближе к социально ориентированному рынку, чем при функционировании существующей банковской системы. Но, эти возможности могут быть практически реализованы лишь при адекватной экономической политике в целом.
Не стоит забывать, что создание двухуровневой системы являлось вторым шагом реформы, начатой в 1987 г. Первый, был направлен против централизованного Госбанка, и способствовал созданию “четырехглавой” банковской системы, управление которой было несколько затруднено. Изменить ее можно было только силовыми методами. Эти обстоятельства и послужили толчком к радикальным реформам банковского сектора. Наконец, государство не имело реальных программ структурной перестройки экономики по эволюционному типу. Только в последнее время, в связи с принятием указа “О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета” на Центробанк возлагается обязанность по ведению счетов по учету доходов и средств федерального бюджета.
Общим итогом реформирования банковской системы СССР и России явилась банковская система более структурно упорядоченная и прогрессивная, чем то, что было до и особенно после первого шага реформ. Но нельзя назвать существующую банковскую систему полноценной. Каким же образом можно сделать ее таковой? Скорее всего, надо осуществлять взвешенные реформаторские усилия для приближения банковской системы к состоянию, адекватному требованиям становления рыночной экономики. Это может быть введение более жесткого режима деятельности Сбербанка, включая лимиты на его активные операции на межбанковском и коммерческом рынках, использование средств, Сбербанка для финансирования программ реконструкции экономики, использование услуг Центробанка для осуществления крупных инвестиционных проектов, наделение Банка России на рынке государственных ценных бумаг брокерскими полномочиями в отношении нефинансовой клиентуры. Это должно способствовать финансовой централизации, укреплению финансовой базы структурной перестройки экономики, развитию конкуренции на рынке банковских услуг.
Банковский сектор, существующий в развитых странах, не является адекватной моделью для переходной экономики России. Следует использовать модели становления банковского сектора рыночного типа, то есть модели, отражающие переходное состояние современной отечественной экономики. С этих позиций в наибольшей степени отвечающих заданной реструктуризации экономики явилась бы банковская система, сочетающая в себе черты одноуровневой и двухуровневой систем с сильным государственным началом и переходной формой Центробанка, выполняющего к тому же функции коммерческого банка. По мере развития материальной структуры, удовлетворяющей требованиям капиталистической экономики, коммерческие функции Центробанка угасали бы и шел процесс формирования традиционной двухуровневой системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Все центральные банки имеют сходные функции, применяют сопоставимые инструменты регулирования. Это обусловливает постепенное сближение их организованных структур, координацию их деятельности, а в Западной Европе – формирование единой денежно-кредитной и валютной политики стран- участниц ЕС.
Основные функции центральных банков – эмиссия банкнот, проведение денежно-кредитной политики, рефинансирование банков, контроль за деятельностью кредитно-банковских учреждений, организация и контроль за функционированием системы платежей, проведение валютной политики, выполнение функций агента правительства. Реализуя указанные функции, центральные банки добиваются осуществления поставленных перед ними задач.
Анализ изменений, происшедших в последние десятилетия в целях, формах и методах деятельности центральных банков зарубежных стран, позволяет выявить ряд общих тенденций.
Денежно-кредитная политика, первоначально предназначенная на конъюнктурное регулирование, имеющая множество целей и разнообразие инструментов, все больше стала ориентироваться на улучшение финансовой среды: стабильность валютных курсов и цен финансовых активов; контроль за рисками финансовых посредников; создание условий, необходимых для повышения эффективности кредитно-финансовой системы. Добиваясь этих целей, центральные банки изменили методы денежно-кредитной политики: на смену регулирующему воздействию с использованием многообразия инструментов пришло использование нескольких косвенных инструментов «точной настройки» денежного рынка, позволяющих быстро реагировать на конъюнктурные колебания.
Во многих странах был ограничен доступ коммерческих банков к кредитам центрального банка – путем повышения его учетной ставки. Было ослаблено давление резервных требований на банки; в настоящее время изменение норм резервирования как инструмент корректировки ликвидности банков используется довольно редко.
Резко возросла необходимость международного согласования кредитно-денежной и валютной политики, усилилось межгосударственное регулирование банковской деятельности.
В целом главной тенденцией денежно-кредитной политики центральных банков стало приобретение ею большей гибкости.
Банк
России имеет двойственную правовую
природу. Он одновременно и орган
государственного управления специальной
компетенции и юридическое
Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.
Административные функции можно условно разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.
В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.
Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций, как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.
Таким образом, выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации, в то время как в международной практике зачастую данные функции разделены между различными институтами. Это объясняется тем, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказались как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом не изменяется, сохраняя монопольный характер.
Поэтому
представляются следующие пути совершенствования
и дальнейшего повышения