Функции и задачи Центрального банка РФ

Автор: Петя Иванов, 10 Октября 2010 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Ядро любой кредитной системы составляет банковская система. Единым органом, координирующим деятельность кредитных организаций, является Центральный банк. Но прямое воздействие он оказывает лишь на банковские учреждения, а на остальные – только опосредованно.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ (ЭМИССИОННЫЙ) БАНК (ЦБ) - центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, головной банк страны, сочетает в себе черты обычного банковского учреждения и государственного ведомства. Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией Центрального банка является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача - создание условий для неифляционного развития экономики. Центральный банк в различных странах могут иметь разные названия: государственные, национальные, резервные, эмиссионные. Во многих странах Центральные банки являются государственными. Но и, не находясь в собственности государства, Центральный банк действует в рамках правительственных инструкций.
В большинстве случаев его капитал принадлежит государству: но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.

Содержание

Введение
1. Функции и задачи Центрального банка РФ
1.1. Двухуровневая банковская система РФ
1.2. Основные задачи Центрального банка
1.3. Функции Центрального банка
2. Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ
2.1. Цель денежно-кредитной политики
2.2. Основные методы и инструменты денежно-кредитной
политики
2.3. Денежно-кредитная политика Банка России на современном этапе
3. Банковская реформа в обеспечении функций Центрального банка РФ
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

     Также Центральный Банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

     Валютная  политика. Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве.

     Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

     Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Учетную ставку на Западе в частности применяют для того, чтобы поднять курс национальной валюты. Например, Европейский центробанк повышал учетную ставку, чтобы сдержать падение евро. Предполагалось, что подорожание кредита в Европе заставит инвесторов скупать европейскую валюту, чтобы ссудить ее под повышенный процент. Правда, евро все равно продолжал падать. А вот Алан Гринспен, повышая ставку, не скрывал, что это может привести к подорожанию доллара. Прямо такая задача, конечно, не провозглашалась. Но доллар действительно дорожал, прежде всего, по отношению к евро.

     Центральный банк, покупая или продавая иностранные  валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы – девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашения «своп») национальную валюту, он увеличивает спрос, а следовательно и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

     Наряду  с экономическими методами, посредством  которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Такие кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

     Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер. 

    2.3. Денежно-кредитная политика Банка России на современном этапе

     В результате более высоких темпов роста импорта товаров по сравнению  с темпами роста экспорта на фоне возросшего дефицита баланса услуг  и баланса доходов от инвестиций, положительное сальдо счета текущих операций по отношению к ВВП может снизиться в 2007 году по сравнению с 2001 годом на 2, 5 процентного пункта и составить 8, 4 % ВВП. Тем не менее уменьшение активного торгового сальдо платежного баланса качественно не меняет общего состояния платежного баланса, поскольку одновременно сокращением положительного сальдо текущего счета.

     В 2007 году сохраняется тенденция к сокращению отрицательного сальдо по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами. Банк России оценивает этот показатель в 2007 году в 5, 0 % ВВП, или на 3, 2 процентного пункта меньше, чем в предыдущем году. Основными факторами сокращения отрицательного сальдо счета по операциям с капиталом и финансовыми инструментами являются привлечение займов за рубежом сектором нефинансовых предприятий, стабилизация валютной позиции банков, репатриация ранее вывезенного капитала. Роль прямых инвестиций в этом процессе, к сожалению, остается незначительной. Поступление валютных ресурсов создаст условия для дальнейшего накопления валютных резервов страны, которые за весь 2007 год могут увеличиться на 11, 8 млрд. долларов .

     Динамика  денежно-кредитных показателей 

     В соответствии с “основными направлениями  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2007 год” предполагалось снижение инфляции до уровня 12 - 14 % при росте объема ВВП за  2007   год на 3, 5 - 4, 5 %. При таком сочетании основных макроэкономических параметров увеличение спроса на рублевую  денежную  массу М2 могло составить до 28 % за  год . Фактически за девять месяцев  2007   года   денежная  масса (М2) возросла на 15, 2 %. Прогноз темпов роста спроса на деньги на текущий год предполагал дальнейшее снижение скорости обращения денег. Сложившаяся динамика этого показателя за январь - сентябрь текущего  года  подтверждает сделанные предположения. Продолжается рост монетизации расчетов (хотя и объективно более медленными темпами, чем в предшествующий период), растут срочные вклады населения, что способствует увеличению доли длинных денег в структуре  денежной  массы. В соответствии со сделанной в настоящее время оценкой увеличения спроса на деньги в  2007   году  прирост М2 будет близок к верхней границе прогнозного интервала (22 - 28 %).

     За  первые девять месяцев  2007   года   денежная  база в узком определении выросла на 15, 5 %. Банк  России  ожидает, что показатели  денежной  базы в целом за  2007   год будут соответствовать расчетным ориентирам на текущий год . Предварительная оценка выполнения  денежной  программы на конец  2007   года  приведена в таблице.

     Основным  источником увеличения  денежного  предложения остается покупка Банком  России  иностранной валюты. Тем  не менее сохранение темпов  кредитной  активности банков в текущем  году  па уровне соответствующего периода  2006  года  свидетельствует об устойчивости вклада  кредитных  организаций в формирование совокупного  денежного  предложения. Объем требований со стороны  кредитных  организаций к нефинансовым предприятиям, организациям и населению за январь - сентябрь текущего  года  возрос на 25, 4 % и составил 19 % от объема совокупных активов банков на 1.10.02 (на 1.10.01 - 11 %).

     О повышении доверия населения  к банковской системе свидетельствует  сохранение в  2007   году  тенденции к опережающему росту срочных депозитов: удельный вес срочных депозитов в общем объеме рублевых вкладов населения возрос с 65 % па 1.10.01 до 79 % на 1.10.02, при этом доля рублевых вкладов со сроком погашения более  года  увеличилась за указанный период почти в два раза: с 19, 3 до 37, 7 %

     На  этом фоне более быстрое увеличение за первые девять месяцев текущего  года  депозитов населения в иностранной валюте по сравнению с депозитами в рублях - на 38.5 % против 29, 6 % - в значительной степени связано с переводом части наличной иностранной валюты на руках у населения в организованную форму сбережений. Вместе с тем это свидетельствует о сложившихся предпочтениях в выборе вида валюты сбережений, что является ограничением для дальнейшего развития спроса на национальную валюту.  

     Динамика  процентных ставок финансовых инструментов денежного рынка в 2007 году. 

Инструменты 
денежного рынка
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Ставка  ЦБ 210 210 210 205 200 155 155 130 130 170 180 180
ГКО 184 205 191 149 125,5 123,4 140,3 120,6 121,3 201,9 229,0 250,2
МБК (от 1 до 
3-х месяцев)
214,4 214,0 209,5 200,0 179,9 150,9 135,0 120,3 120,5 148,5 154,3 161,9
Инфляция 
(в % к пред. месяцу)
17,9 10,8 7,4 8,5 6,9 6,0 5,3 4,6 7,7 15,0 15,0 16,4
 

     Практика  применения инструментов  денежно  -  кредитной   политики 

     Наиболее  интенсивно используемым инструментом  денежно  -  кредитной   политики  в  2007   году  являются депозитные операции, которые проводились Банком  России  в целях абсорбирования ликвидности банковской системы. Указанные операции осуществлялись с банками - резидентами Московского и других регионов, имеющим и московские филиалы, через систему “рейтерс - дилинг”. Генеральные соглашения о  проведении  депозитных операций с использованием системы “рейтерс - дилинг” заключены со 165 банками из 9 регионов  России . Депозиты привлекались на срок от одного дня до трех месяцев по фиксированным ставкам, а также на условиях “до востребования”, что позволило Банку  России  в определенной степени воздействовать на общий объем ликвидности банковской системы. Уровень процентных ставок по депозитным операциям Банк  России  колебался от 0.6 до 14, 5 % годовых.

     Оценивая  складывающуюся ситуацию с текущей  банковской ликвидностью, Банк  России  в  2007   году  не прибегал к изменению норм обязательных резервов. В настоящее время нормативы обязательных резервов составляют: по привлеченным  кредитными  организациями средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц в иностранной валюте - 10 %; по  денежным  средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации, - 7 %.

     Регулирование процентных ставок по  кредитным  и депозитным операциям Банк  России  осуществлял с учетом реального состояния российской экономики, уровня и темпов инфляции, сложившихся тенденций на различных сегментах  денежного  рынка.

     До 9 апреля  2007   года  ставка рефинансирования составляла 25 % годовых, с 9 апреля  2007   года  Банк  России  установил ее и размере 23 %, а с 7 августа - 21 % годовых. Соответственно процентная ставка по кредитам “овернайт” до 9 апреля  2007   года  действовала на уровне 22 % годовых, с 9 апреля  2007   года  - 20 %, с 7 августа - 18 % годовых.

     Процентные  ставки по депозитам, привлекаемым Банком  России  в текущем  году , изменялись как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Так, относительно высокий уровень банковской ликвидности, сформировавшийся на рубеже 2006 -  2007   годов , вызвал необходимость повысить с 9 января  2007   года  процентные ставки по депозитам, привлекаемым Банком  России , на 0, 5 - 1 процентный пункт в зависимости от сроков привлечения. В дальнейшем процентные ставки по привлекаемым депозитам снижались. В настоящее время уровень процентных ставок по депозитным операциям находится в диапазоне 3 - 12 % годовых в зависимости от сроков привлечения средств.

Информация о работе Функции и задачи Центрального банка РФ